Нарушения и патологии речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение и анализ видов нарушений и патологий речи, их сущность и особенности проявления.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть основы человеческой речи, этапы её формирования;
раскрыть виды нарушений и патологий речи;
описать особенности проявления нарушения речи.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….…3
Основы человеческой речи и ее нарушения …………………….5
Развитие и функции человеческой речи……………………...5
Нарушение и патология речи …………………………………9
Особенности проявления нарушения речи……………………...14
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи …………….14
Общее недоразвитие речи (ОНР)…………………………......17
Заикание………………………………………………….……28
Заключение………………………………………………………………..30
Глоссарий…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая Нарушения и патологии речи.docx

— 74.41 Кб (Скачать)
  • замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - «часы», донышко - «чайник»);
  • подмена названий профессий названиями действия (балерина - «тетя танцует», певец - «дядя поёт» и т. п.);
  • замена видовых понятий родовыми и наоборот  (воробей - 
    «птичка»; деревья - «ёлочки»); 
  • взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный - 
    «большой», короткий - «маленький»).

В свободных  высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий. Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

    Многие  дети нередко допускают ошибки в  словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столёнок» - столик, «кувшинка» - кувшинчик, «вазка» - вазочка). 

    Подобные  ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают. Большое число ошибок приходится на образование относительных  прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т. д. («пухный», «пухавый», «пуховный» - платок; «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель; «стекляшкин», «стекловый»- стакан и т. п.). Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

    • неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (большие) 
      столах» - Книги лежат на больших столах);
    • неправильное   согласование   числительных   с   существительными («три медведем» - три медведя, «пять пальцем» пять пальцев; «двух карандаши» - двух карандашей и т. п.);
    • ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание  («Ездили магазин мамой и братиком» - Ездили в 
      магазин с мамой и братиком; «Мяч упал из полки» - Мяч упал 
      с полки);
    • ошибки   в   употреблении   падежных   форм   множественного 
      числа   («Летом  я  был деревне у бабушки.  Там  речка,  много деревов, гуси»).

Звуковое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (отмечаются нарушения произношения свистящих, шипящих , Л, ЛЬ, Р,Рь,  дефекты озвончения и смягчения).

Отмечаются  стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке» - Гимнасты выступают в цирке; «Топовотик чинит водовот» - Водопроводчик чинит водопровод;«Такиха тёт тань» - Ткачиха ткет ткань). Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Характеристика  четвертого уровня

Незначительные  изменения всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений  звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р'], [Л - Л'], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т' - Ц - С - С'] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах:

  • персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь;
  • перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт;
  • элизии (сокращение гласных при стечении); 
  • парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист;  
  • в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист;
  • добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи» - овощи.

Степень отставания в употреблении сложных  по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте. Все это прослеживается в сравнении с нормой, т.о. четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости. 
 
 
 

    1. Заикание

Плавная речь – это гладкая и ритмичная  речь без усилий и колебаний. Прерывание речи представляет собой любое прерывание в плавности речи. У каждого  человека могут быть перывания речи.

Заикание  - это речь, в которой прерывание встречается намного чаще, чем в среднем у большинства людей.

 У  каждого человека бывает прерывистая  речь. У обычного человека 7- 10% речи  произносится с прерыванием. Это бывает в форме повторения отдельных слов или фраз (звуки: э -э, м - м, или междометия). Когда перерывы в речи составляют более 10% - это уже заикание. Заикание почти всегда сопровождается напряжением и тревогой. Прерывание речи при заикание бывает разным. При этом возможны повторения звуков или слогов, блоки молчания, неестественные растягивания звуков, гримасы лица или тики.  
Существует много видов прерывистой речи. Прерывистая речь встречается и у нормальных людей, представляя собой повторение отдельных слов, фраз или звуков (э – э, м - м), колебания. Прерывание речи, более характерное для заикания включает в себя повторение звуков или слогов, неестественное растягивание звуков, блоки (звуки застревают в горле и человек не может их произнести). Заикание отличается от прерывания речи в норме по виду, частоте и продолжительности прерывания речи. Процент прерывания речи может быть вычислен подсчетом числа прерывания речи за сто слов. В среднем у человека встречается 7% вышеуказанных видов прерываний речи. Это обычно не замедляет речь. Заикание происходит, если частота прерывания речи составляет 10% и более, и может длиться от половины секунды до тридцати секунд. Часто, оно сопровождается мышечным напряжением. Многие дети возрасте от двух до пяти лет проходят через естественный период неплавной речи. Частота прерывания речи у них может составлять 10% и даже более того. Обычно это проявляется в повторении целых слов и фраз, а также в частом использовании междометий. Слово повторяется один или два раза, повторяется легко. У детей не присутствует напряжение в речи, часто они не знают о своих трудностях. Предполагается, что причиной отсутствия плавности речи может быть сочетание естественных процессов развития речи, развития моторного контроля речи и стрессов, связанных с ближайшем окружением ребёнка. Это типично для так называемых "занятых семей". Некоторые дети “вырастают” из этого естественного периода, а некоторые в нём так и остаются.  

Существует  множество теорий о причинах заикания, некоторые из них абсолютно неправильно  определяют причины заикания. В настоящее  время считается, что в развитии и укреплении заикания играют роль несколько факторов. Эти факторы  можно объединить в следующие  группы: конституциональные, средовые и коммуникационные. Существуют факты, свидетельствующие о генетической предрасположенности к заиканию. Есть факты, которые доказывают, что  причина заикания находится в  нарушении координации движении речевых мускулов, нарушении обратной связи с помощью слуха или  недостаточном контроле речевой  функции центральной нервной  системой.

Традиционно подходы к лечению заикания разделяются на два лагеря: “говорите плавно” и “относитесь проще к заиканию”. Лучше всего действует сочетание этих двух подходов. С помощью первого подхода вырабатываются навыки плавной речи (простое начало, легкий контакт, связывание слов). Второй подход помогает снизить напряжение и модифицировать свое заикание так, чтобы оно не мешало общению. Самые интенсивные программы выработки плавности речи помогут заикающимся почувствовать себя более уверенно и говорить плавно. К сожалению, после окончания терапии заикающиеся часто прекращают занятия техниками, вырабатывающими плавную речь. 

 

Заключение 

     Обычно  при правильном педагогическом подходе  дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем  школьных знаний. Из тяжелых нарушений  речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.

     Обучение  и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных  детских садах или школах для  детей с тяжелыми нарушениями  речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

     Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются  у человека в детстве. И немалую  роль в становлении личности играет речь.

     Речь  – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую  роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере  речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо  звучащую, на примере которой формируется  его собственная речь. Задача логопеда совместно с родителями убедить  ребенка, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка  так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции  речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий

Язык      система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Речь совокупность  произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот смысл и то же значение, что и соответствующая им система  письменных знаков.
Сигнификативная функция речи отличает речь человека от коммуникации животных.
Функция обобщения речи связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Функция коммуникации речи передачи информации.
Афония отсутствие или расстройство голоса
Брадилалия патологически замедленный темп речи
Тахилалия патологически ускоренный темп речи
Заикание нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
Дислалия нарушение звукопроизношения  при нормальном слухе и  
сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата
Ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное  анатомо-физиологическими дефектами  речевого аппарата;
Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной  иннервацией речевого аппарата;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Алексеева А. В., Сиделева Г. Н. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практика. М., 2003.
  2. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей: 2 класс. М.: Росмэн – пресс, 2002.
  3. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. - 160 с.
  4. Демидова Е.В.Воспитание в прогимназии: – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2004. – 327 с
  5. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения. \\ Народное образование. - № 1, 2002, стр. 111 – 122
  6. Маклаков А. Общая психология
  7. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии >> Речь и общение.

Информация о работе Нарушения и патологии речи