Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:34, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение и анализ видов нарушений и патологий речи, их сущность и особенности проявления.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть основы человеческой речи, этапы её формирования;
раскрыть виды нарушений и патологий речи;
описать особенности проявления нарушения речи.
Введение ……………………………………………………………….…3
Основы человеческой речи и ее нарушения …………………….5
Развитие и функции человеческой речи……………………...5
Нарушение и патология речи …………………………………9
Особенности проявления нарушения речи……………………...14
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи …………….14
Общее недоразвитие речи (ОНР)…………………………......17
Заикание………………………………………………….……28
Заключение………………………………………………………………..30
Глоссарий…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………..34
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий. Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столёнок» - столик, «кувшинка» - кувшинчик, «вазка» - вазочка).
Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают. Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т. д. («пухный», «пухавый», «пуховный» - платок; «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель; «стекляшкин», «стекловый»- стакан и т. п.). Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
Звуковое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (отмечаются нарушения произношения свистящих, шипящих , Л, ЛЬ, Р,Рь, дефекты озвончения и смягчения).
Отмечаются
стойкие ошибки в звуконаполняемости слов,
Характеристика четвертого уровня
Незначительные изменения всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р'], [Л - Л'], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т' - Ц - С - С'] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах:
Степень
отставания в употреблении сложных
по структуре слов в спонтанном проговаривании
и речевом контакте. Все это прослеживается
в сравнении с нормой, т.о. четвертый уровень
определяется в зависимости от соотношения
нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости.
Плавная речь – это гладкая и ритмичная речь без усилий и колебаний. Прерывание речи представляет собой любое прерывание в плавности речи. У каждого человека могут быть перывания речи.
Заикание - это речь, в которой прерывание встречается намного чаще, чем в среднем у большинства людей.
У
каждого человека бывает
Существует много видов прерывистой речи.
Прерывистая речь встречается и у нормальных
людей, представляя собой повторение отдельных
слов, фраз или звуков (э – э, м - м), колебания.
Прерывание речи, более характерное для
заикания включает в себя повторение звуков
или слогов, неестественное растягивание
звуков, блоки (звуки застревают в горле
и человек не может их произнести). Заикание
отличается от прерывания речи в норме
по виду, частоте и продолжительности
прерывания речи. Процент прерывания речи
может быть вычислен подсчетом числа прерывания
речи за сто слов. В среднем у человека
встречается 7% вышеуказанных видов прерываний
речи. Это обычно не замедляет речь. Заикание
происходит, если частота прерывания речи
составляет 10% и более, и может длиться
от половины секунды до тридцати секунд.
Часто, оно сопровождается мышечным напряжением.
Многие дети возрасте от двух до пяти лет
проходят через естественный период неплавной
речи. Частота прерывания речи у них может
составлять 10% и даже более того. Обычно
это проявляется в повторении целых слов
и фраз, а также в частом использовании
междометий. Слово повторяется один или
два раза, повторяется легко. У детей не
присутствует напряжение в речи, часто
они не знают о своих трудностях. Предполагается,
что причиной отсутствия плавности речи
может быть сочетание естественных процессов
развития речи, развития моторного контроля
речи и стрессов, связанных с ближайшем
окружением ребёнка. Это типично для так
называемых "занятых семей". Некоторые
дети “вырастают” из этого естественного
периода, а некоторые в нём так и остаются.
Существует
множество теорий о причинах заикания,
некоторые из них абсолютно неправильно
определяют причины заикания. В настоящее
время считается, что в развитии
и укреплении заикания играют роль
несколько факторов. Эти факторы
можно объединить в следующие
группы: конституциональные, средовые
и коммуникационные. Существуют факты,
свидетельствующие о
Традиционно
подходы к лечению заикания разделяются
на два лагеря: “говорите плавно” и “относитесь
проще к заиканию”. Лучше всего действует
сочетание этих двух подходов. С помощью
первого подхода вырабатываются навыки
плавной речи (простое начало, легкий контакт,
связывание слов). Второй подход помогает
снизить напряжение и модифицировать
свое заикание так, чтобы оно не мешало
общению. Самые интенсивные программы
выработки плавности речи помогут заикающимся
почувствовать себя более уверенно и говорить
плавно. К сожалению, после окончания терапии
заикающиеся часто прекращают занятия
техниками, вырабатывающими плавную речь.
Заключение
Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.
Обучение
и воспитание детей с тяжелыми
нарушениями речи осуществляется по
специальной системе в
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь
– это сложная функция, и развитие
ее зависит от многих моментов. Большую
роль здесь играет влияние окружающих
– ребенок учится говорить на примере
речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие
должны помочь ребенку в формировании
правильной, четкой речи. Очень важно,
чтобы ребенок с раннего
Глоссарий
Язык | система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. |
Речь | совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. |
Сигнификативная функция речи | отличает речь человека от коммуникации животных. |
Функция обобщения речи | связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. |
Функция коммуникации речи | передачи информации. |
Афония | отсутствие или расстройство голоса |
Брадилалия | патологически замедленный темп речи |
Тахилалия | патологически ускоренный темп речи |
Заикание | нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата |
Дислалия | нарушение звукопроизношения
при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата |
Ринолалия | нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата; |
Дизартрия | нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата; |
Список литературы