Нарушение слоговой структуры речи при ОНР 2 уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Файлы: 1 файл

Нарушение слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи 2го уровня.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной  связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного  языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.

     Основными задачами коррекционного обучения являются:

        • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
        • формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
        • подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;
        • развитие навыков связной речи. [14, 45-53]

    1.4. Характеристика нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

 

     Общее недоразвитие речи – различные сложные  речевые расстройства, при которых  у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся  к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [8, c. 614]

     При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

     У всех детей с общим недоразвитием  речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

     Характеристика  уровней речевого развития

     Общее недоразвитие речи может проявляться  в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

     I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети"). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечётко и крайне неустойчиво. Нередко свои "высказывания" ребёнок подкрепляет мимикой и жестами. Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений). Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 - 2-сложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2 - 3 ("ават" — кроватка, "амида" — пирамида, "тика" — электричка). Фонематическое восприятие грубо нарушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток — молоко, копает — катает — купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.

     Переход к II уровню речевого развития (начатки  общеупотребительной речи) знаменуется  тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные  слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Ка-путн, лидоме, лябака. Литя сдают земю" — Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю). Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол — столы; поет — поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребёнок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твёрдых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих ("тупаны" — тюльпаны, "Сина" — Зина, "тява" — сова и т. п.); грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов ("тевики" — снеговики).

     III уровень речевого развития характеризуется  наличием развернутой фразовой  речи с элементами лексико-грамматического  и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения ("Мамой ездиля асьпак. А потом ходили, де-летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак" — С мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк.) Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребёнок заменяет звуком с', еще недостаточно четко произносимым, звуки с ("сяпоги" вместо сапоги), ш ("сюба" вместо шуба), ц ("сяпля" вместо цапля).

     Вместе  с тем на данном этапе дети уже  пользуются всеми частями речи, правильно  употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения ("Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка" — Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке). Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно. [13, c. 126 - 130]

     Для детей дошкольного возраста наиболее характерными являются следующие нарушения  звукослоговой структуры слова: пропуски звуков и слогов (элизии) "замаца – заниматься"; замены (субституция); перестановки (метатезы) особенно в сложных словах, длинных со стечением согласных; уподобление (ассимиляция) под воздействием общего сходства слов, звуков, например, "бупка – булка", "бамятка – бумажка". Однако чаще всего наблюдается упрощение стечения согласных, а такие искажения как контаминации встречаются относительно редко. [12, c. 69 - 70]

     Несформированность  слоговой структуры слова у детей  с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав — собака, би-би — машина и т.д.). У не говорящих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трёх плохо артикулируемых звуков: "согласный + гласный" или, наоборот, "гласный + согласный". В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5—10 до 25—27 слов. На втором уровне речевого развития отчётливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях — двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трёхсложных. Многосложные структуры часто редуцируются. Все названные искажения слоговой структуры наиболее отчётливо проявляются в самостоятельной фразовой речи. Количественный запас слов и объем аморфных предложений может быть разным, но характерная черта этого уровня — полное или частичное отсутствие способности к словоизменению. Иначе говоря, в своей речи дети используют слова только в той форме, которая была ими усвоена от окружающих. Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. У более развитых детей можно выявить две формы одного и того же слова. На третьем уровне развития речи зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами со сложной слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов. [7, c. 9 - 10]

 

Выводы по 1 главе

 

      В первой главе были рассмотрены основные положения теории и практики изучения слоговой структуры речи у дошкольников.

      Специалисты далеко продвинулись в плане теоретического изучения и практического применения результатов научных исследований в данной области:

1) описаны  основы изучения слоговой структуры  слова;

2) прослежены  основные этапы и механизмы  развития речевых функций в  дошкольном возрасте;

3) слоговая  дисфункция речи связана с проблемой общего недоразвития речи у дошкольников;

4) изучены  механизмы нарушения слоговой  структуры слова у дошкольников.

       Кроме того рассмотрены основные понятия:

    1. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [8, 614].
    2. В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова. Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

 

Глава 2. Исследование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

 

       Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе "Детского сада комбинированного вида №394 города Челябинска. Контингент испытуемых представлен детьми старшей группы с логопедическим заключением "общее недоразвитие речи второго уровня" в количестве 10 человек в качестве контрольной группы состояла из 5 мальчиков и 5 девочек трех и четырехлетнего возраста с нормальным речевым развитием. Все дети были общительны, легко вступали в контакт. Охотно и спокойно выполняли инструкции логопеда и отвечали на вопросы. Обследованные дошкольники обладали нормальным слухом и сохранным интеллектом. У детей наблюдался низкий уровень развития слоговой структуры, неподготовленность к слоговому анализу и синтезу.

    2.1. Методика обследования и развития состояния слоговой структуры слов

 

       При отборе языкового материала необходимо соблюдать принцип его доступности для детей с точки зрения семантики и возрастных особенностей произношения.

       Для детей с речевым недоразвитием  создаются специальные альбомы, в которых слова расположены  в соответствии с классами, выделенными. Марковой А. К. Для детей с менее грубой речевой патологией предлагаются слова сложной слоговой структуры.

       При обследовании отмечается:

       1. какими слоговыми структурами  владеет ребенок;

       2. какими слоговыми структурами  он не владеет (многосложными,  со стечением согласных);

       3. отмечается характер типичных  ошибок. [5, c.43]

       Для обследования слоговой структуры и  звуконаполняемости слов подбираются  слова с определенными звуками  и с разным количеством и типами слогов; слова со стечением согласных  в начале, середине и в конце  слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).

       Методика  обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом  слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При  этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

       Детям 4-5 лет предлагаются различные типы слов: простые из открытых слогов без  стечения согласных; более сложные  из 4-5 слогов со стечением согласных  в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

       Виды  работ должны варьироваться:

      • назвать предметные картинки;
      • повторить слова за логопедом;
      • ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

       Если  у ребенка выявляются трудности  в воспроизведении слоговой структуры  слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

      • повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па па, па-па-па);
      • отстучать ритмический рисунок слова.

Информация о работе Нарушение слоговой структуры речи при ОНР 2 уровня