Нарушение слоговой структуры речи при ОНР 2 уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Файлы: 1 файл

Нарушение слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи 2го уровня.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

       После 5 лет детям дается задание повторить  за логопедом предложения с большой  концентрацией сложных слов, например:

       Водопроводчик чинил водопровод.

       Милиционер  регулирует уличное движение.

       В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

       Строители работают на строительстве высотного дома.

       Волосы  подстригают в парикмахерской.

       Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

       Детям школьного возраста задания в  ходе обследования даются как в устной, так и в письменной форме:

      • чтение слов сложной слоговой структуры; чтение предложений, насыщенных словами разного типа; чтение скороговорок;
      • списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов.

       Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые до пускает ребенок в устной и письменной речи (нарушение количества и последовательности слогов в 2 5-сложных словах, в словах со стечением согласных, замена слогов и т.д.). Это позволяет установить границы доступного для ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения. [1, c.6-8]

       Более детальное и развернутое обследование состояния слоговой структуры слов предлагают такие авторы, как Бабина Г.В. и Сафонкина Н.Ю. Методика обследования включает четыре серии заданий.

       Первая  серия состоит из комплекса заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (называние предъявляемых картинок, отраженное произношение слов, завершение словосочетаний и предложений).

       Вторая  серия включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности  восприятия ритмических и структурных  характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов.).

       Третья - включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных  параметров двигательных актов - динамического  и ритмического (при выполнении серийных движений органов артикуляции, рук и ног).

       Четвертая серия состоит из комплекса заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве.

    2.2. Исследование  слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

 

       Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе "Детского сада комбинированного вида №394 города Челябинска. Контингент испытуемых представлен детьми старшей группы с логопедическим заключением "общее недоразвитие речи второго уровня" в количестве 10 человек в качестве контрольной группы состояла из 5 мальчиков и 5 девочек трех и четырехлетнего возраста с нормальным речевым развитием.

       Для усвоения различения слов по их слоговому  составу необходима специальная работа и над слухо-речевым ритмом. Она может быть проведена в форме различных игр, в которых, например, дети должны узнать, какую из лежащих на столе картинок "назвал" ведущий, если он отхлопал в ладоши такое-то число раз. Затем от узнавания ритмического рисунка слова можно перейти к его воспроизведению. В этом случае ребенок сам расчленяет слова на слоги, для чего также могут быть применены всевозможные отстукивания карандашом, отхлопывание в ладоши и т. д. Эти и подобные им упражнения развивают слуховое восприятие ребенка, обостряют слуховое внимание и делают его более восприимчивым к ошибкам в произношении.

       Усвоению  произношения слоговой структуры слова  способствуют также специальные  артикуляционные упражнения по воспроизведению  различных слоговых комбинаций (типа па--пу, па--ка и т. д.). Эти слоговые структуры в ходе обучения могут усложняться по линии увеличения количества слогов, включения обратных и закрытых слогов, стечений согласных.

       Проведение  занятий с дошкольниками с  нарушением слоговой структуры слова при ОНР 2 уровня привели нас к следующему выводу. Целенаправленное формирование слоговой структуры слова можно проводить по двум руслам: обучение произношению слов из имеющихся у ребенка звуков (я, т, к, ф, в, м, н; иногда л) и работа над словом в период автоматизации новых усваиваемых звуков. Оба эти направления работы необходимо осуществлять параллельно с самого начала обучения.

       В первом случае работа над произношением  слова будет тесно связана  с активизацией речи ребенка, расширением  его словарного запаса. Педагог организует этот процесс тем, что он предлагает детям слова для заучивания в определенной последовательности с точки зрения их слоговой трудности. Для этого он соответствующим образом подбирает речевой материал для игр (лото, домино), подбирает подходящие сюжетные картинки. Приведем примерный ряд слов, которые могут быть использованы на этом этапе работы. Cлова располагаются по степени их слоговой трудности (от более легких к более трудным) [6, c.23].

       Двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, па па, баба, Тата, муха, вата, кофе, хата, ноты, тина, ива, кино, кони, мука, коты, Фома, Ната, Нина, Тома. Лена, Вова, уха, эхо.

       Трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны, колено, пионы, калина, тополи.

       Односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.

       Двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик.

       Двухсложные слова со стечением согласных  в середине слова: тыква, кофта, кепка, танки, папка, муфта, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, камни, нитка, вафли, копна.

       Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением  согласных: компот, Павлик.

       Трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пуле мет, теленок, патефон.

       Трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.

       Трехсложные слова со стечением согласных  и закрытым слогом: памятник.

       Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.

       Односложные слова со стечением согласных  в начале и в конце слова: кнут, танк, клей, хлеб.

       Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка.

       Четырехсложные  слова из открытых слогов: паутина.

       Понятно, что слова каждой новой слоговой трудности вводятся только после  достаточного усвоения предыдущих слов. Для усвоения произношения всех этих слов ребенку нужно многократно повторять их, заучивать. Чтобы это повторение не было механическим и скучным для ребенка, следует использовать для этого различные игровые ситуации: "лото", "домино", "магазин" и т. д.

       Одновременно с работой над структурой слова учитель осуществляет постановку отсутствующих и искаженных звуков. Этому обычно предшествует уточнение артикуляции и звучания правильно произносимых звуков, что является непосредственной основой и для вышеописанной работы над словом [9, c.56].

       Работа  над новым звуком также содержит большие возможности для формирования слоговой структуры слова. Так, при  автоматизации звука логопед  предлагает детям слоговые ряды в  определенной последовательности: односложные, двусложные, трехсложные (са, са--са, са--са--са) и т. д. Тем самым у ребенка вновь закрепляются новые произнесения слоговых контуров различного размера. Когда слоговые ряды включают в себя не только отрабатываемые, но и сохранные звуки (та--са, ма--ма--са), то повторение их прямо способствует формированию умения ребенка переключаться с одного слога на другой, предупреждает ошибки уподобления слогов.

       При введении отрабатываемого звука  в слово необходимо также соблюдать  строгую последовательность слоговых трудностей. Так, не следует автоматизировать новый звук в словах, слоговая структура которых еще не отработана. Здесь следует придерживаться той же последовательности слоговых структур, которая предложена выше для слов с сохранными звуками.

       Работа  по формированию слоговой структуры слова должна осуществляться как на уроках произношения, так и на индивидуальных занятиях. [9, c.4-11]

       При подготовке детей к школьному  обучению большое значение приобретает  формирование и развитие связной  речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

       Нами  проводилось изучение нарушение слоговой структуры слова дошкольников общим речевым недоразвитием 2 уровня на базе "Детского сада комбинированного вида №394 города Челябинска.

       Целью работы является изучение нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи 2го уровня.

       В эксперименте выделялись следующие  задачи:

       1. Выявить нарушения слоговой структуры  слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 2 уровня.

       2. Провести логопедическую работу  по коррекции нарушений слоговой  структуры слова.

       3. Провести контрольный эксперимент  с целью выявления изменений  особенностей развития слоговой  структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня.

      Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: беседа, тестирование.

      Для определения уровня сформированности звукослоговой структуры слова  и звукопроизношения в констатирующем эксперименте использовался тест - речевые пробы, который состоял из следующих 2 заданий. Первое задание исследовало сформированность звукослоговой структуры слова. Второе задание направлено на оценку правильности повторения цепочки слогов.

      Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2).

      Задание 1. Обращаясь к ребенку, исследователь  говорит: «повторяй за мной слова: скакалка, кинотеатр, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр».

      При проведении пробы оценка складывается из двух критериев: 1) оценки слоговой структуры слова - четкое и правильное произношение (5 баллов), замедленное, напряженное или послоговое произношение (4 балла), изменение структуры слогов в слове, например, замена закрытого слога открытым, при сохранении количества слогов (3 балла), нарушение слоговой структуры (замены, вставки, пропуски) или невыполнение (2 балла); 2) оценки звуковой структуры слова - правильное произношение (5 баллов), повторение с искажением, пропуском или вставкой одного звука (4 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой двух звуков (3 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой трех и более звуков (2 балла).

Задание 2. Повторение цепочки слогов. Инструкция ребенку: повторяй за мной слоги.

а-и-у - у-а-и жа-ща

би-ба-бо - бо-ба-би ла-ра

ба-па - па-ба ма-на-ма - на-на-ма

са-ша - ша-са жа-ша-ша - ша-жа-ша

ча-тя - тя-ча ла-ра-ра - ра-ра-ла

ма-на ца-са-ца

      Это комплексное задание - оно позволяет  оценить как серийную организацию  речевых движений, так и особенности  фонетического восприятия. Вначале  предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом.

      Оценка: точное и правильное воспроизведение  в темпе предъявления (5 баллов), напряженное  или замедленное воспроизведение (4 балла), уподобление слогов с самокоррецией (3 балла), уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ (2 балла).

      Таким образом, по данной методике было обследовано 10 детей и получены следующие результаты (результаты оцениваются по 5-тибалльной шкале). 

Таблица 1

Результаты  констатирующего эксперимента 

Имя ребенка Оцениваемый критерий Среднее
  Слоговая структура Звуковая структура 3 Произношение  слогов  
Иван  С. 3 2 2 2,333333
Ира С. 4 3 2 3
Валя  Т. 3 3 3 3
Ира К. 3 3 1 2,333333
Сергей  С. 4 2 2 2,666667
Коля  Г. 4 4 4 4
Оля Ш. 3 3 3 3
Лариса  Ш. 3 2 3 2,666667
Олег  Б. 2 1 2 1,666667
Иван  К 3 2 1 2
Среднее значение по группе 3.2 2.5 2.3  

Информация о работе Нарушение слоговой структуры речи при ОНР 2 уровня