Нарушение слоговой структуры речи при ОНР 2 уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Файлы: 1 файл

Нарушение слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи 2го уровня.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

Титульный лист 

 

Содержание 

 

Введение

 

       В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, аналии и общего недоразвития речи, дизартрии).

       Интенсивно  развивается логопедия раннего  возраста: изучаются особенности доречевого развития детей, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии.

       Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

       Развитие  речи, включающее умение четко произносить  звуки и различать их, владеть  артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

       Правильная  речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог  успешного освоения грамоты и  чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

       Преодоление общего недоразвития речи достигается  путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

       Система обучения и воспитания детей дошкольного  возраста с нарушением звуко-слоговой структурой слова включает коррекцию  речевого дефекта и подготовку к  полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

       Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных  сотрудников НИИ дефектологии в 50-60 годах ХХ века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.

       Правильное  понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

       В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в ранние сроки. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

       Объект  исследования – слоговая структура  слова.

       Предмет исследования – коррекция нарушений  слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи 2 уровня.

       Целью работы является изучение нарушения слоговой структуры слова у детей при общем недоразвитии речи 2го уровня.

       Для достижения данной цели были выдвинуты  следующие задачи:

  1. Изучить теоретические научные источники, посвященные нарушениям слоговой структуры слова.
  2. Выявить особенности нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 2 уровня.
  3. Провести исследование нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 2 уровня.

     Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: изучение научной  и методической литературы по теме исследования, наблюдение за детьми, беседа, тестирование.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения проблемы нарушения  слоговой структуры слова у детей  с ОНР

    1.1 Лингвистический  аспект изучения проблемы по  коррекции нарушения слоговой  структуры

 

     В настоящее время в логопедической работе над произношением детей, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для них особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

     Процесс усвоения слоговой структуры слова  неговорящими детьми специально не изучался и в литературе не описан, хотя в  работах по алалии обычно указывается на факт возникающих здесь затруднений. Более подробные сведения по данному вопросу содержатся в работах, касающихся нормального развития речи. Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И. А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова [12, c. 13].

     И.А. Сикорский приводит факты из своих  наблюдений, свидетельствующие о  возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно безошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети же так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков. Сведения И.А. Сикорского интересны тем, что они говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.

     А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового  состава слова, останавливается  на особенности слоговой структуры  русских слов, заключающейся в  том, что сила безударных слогов в  ней неодинакова. При овладении  слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет "главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других".

     Аналогичные соображения по вопросу об усвоении слогового состава слова мы находим  у Б. Китермана. Решающее значение в  этом процессе Б. Китерман придает сравнительной  силе произношения слогов, так называемому  динамическому ударению и ряду других фонетических моментов, соотносимых им с ударностью слога: длительности гласного, его ясности — близости к фонетическому типу, высоте гласного — тоновому ударению. Таким образом, отправной посылкой изложенного толкования усвоения слоговой структуры слова являются некоторые закономерности звуковой действительности русского языка и их влияние на процесс овладения речью. Тем не менее установление последовательности, в которой ребенок овладевает слогами слова при невозможности воспроизвести его слоговую структуру целиком, не снимает вопроса о том, чем обусловлен сам факт этого затруднения. Процесс овладения слоговым составом слова может быть понят только в его связи с общим и речевым развитием ребенка, в частности состоянием его слухового восприятия, уровнем его артикуляционных возможностей, развитием мотивационной стороны деятельности и т. д. Некоторые замечания о связи процесса усвоения слогового состава слов с общим развитием ребенка содержатся у Н.Х. Швачкина.

     Так, общей ритмико-интонационной настроенностью речевого выражения и восприятия, присущей ребенку 1—2-летнего возраста, он объясняет возможность усвоения этим ребенком слоговой структуры слова при полной искаженности его звукового состава, а также случаи опускания слогов, так называемой слоговой элизии; другие причины слоговой элизии он видит в артикуляционной недостаточности ребенка раннего возраста. Т.Г. Егорову принадлежат замечания о связи усвоения слоговой структуры слова и фонетической стороны речи в целом. Анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, этот автор наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую его структуру: ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами двухбуквенного или однобуквенно-го строения и труднее анализировать слова с одним закрытым трехбуквенным слогом и еще труднее со стечением согласных.

     Несмотря  на содержательность материала по развитию детской речи, заключенного в названных  работах, эти работы могут быть только в незначительной степени использованы для раскрытия особенностей усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией, ибо они содержат лишь отдельные замечания по данной проблеме и оставляют открытым вопрос об усвоении слоговой структуры слова в условиях аномального речевого развития. [9, 1-3]

    1.2. Закономерности формирования слоговой структуры в онтогенезе

       Среди разнообразных нарушений речи у  детей дошкольного возраста одним  из наиболее трудных для коррекции  является такое особое проявление речевой  патологии, как нарушение слоговой структуры слов. В секторе логопедии.

       Института дефектологии АПН СССР (в настоящее  время ИКП РАО) был осуществлен  цикл исследований по изучению особенностей формирования звуко-слоговой структуры  слова у детей с различными видами речевой патологии. В работах  Р.Е. Левиной, А.К. Марковой и их последователей отмечается, что нарушения формирования звуко-слоговой структуры слов препятствуют нормальному развитию устной речи: овладению правильным произношением отдельных звуков, накоплению словаря, формированию грамматического строя речи, а в дальнейшем и обучению письменной речи. Следует отметить, что детальное изучение этого вопроса касалось детей с алалией, дизартрией, афазией. Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные нарушению и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно сделать вывод о том, что проблема является малоизученной и недостаточно описанной. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на их актуальность [23, c. 53].

       Формирование  слоговой структуры слов в онтогенезе. Причины нарушений.

       Процесс усвоения слоговой структуры слова  и ее отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым  онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И., Гвоздев А.Н., Маркова А.К., Цейтлин). Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С.Жуковой по материалам книги А.Н.Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:

    1. 1г 3мес. - 1г 8мес.

       Ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;

    1. 1г. 8мес. – 1г. 10мес.

       Воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);

    1. 1г. 10мес. – 2г. 1мес.

       В 3-сложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще

       предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;

    1. 2г. 1мес. – 2г. 3мес.

       В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

    1. 2г 3мес. – 3года

       Слоговая структура нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах.

       Итак, в норме после трех лет слоговая структура в основном является сформированной, но в ряде случае нарушения слоговой структуры после трех лет coxpaняются и проявляются стойко. Сочетаясь  с нарушением звукопроизношения (физиологические нарушения), с нарушением звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры часто делают речь непонятной для окружаю¬щих. Нарушается ее основная развивающая функция - коммуникативная. В речи такого ребенка отмечаются:

      • единичные правильно произносимые слова: «папа, «мама»;
      • искаженные в плане слогового состава слова («ма-ко» — молоко);
      • лепетные слова — «баба», «бах»;
      • интонационные контуры слов («титики» = кирпичи);
      • слова - звукокомплексы, носящие коммуникативную функцию, но которые не имеют ничего общего со словами родного языка («тс-тс» = конфета).

Информация о работе Нарушение слоговой структуры речи при ОНР 2 уровня