Музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: средства развития музыкальных способностей.
Предмет исследования – детский фольклор.
Исходя из цели исследования, были поставлены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия "музыкальные способности;
выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;
разработать технологию развития музыкальных способностей;
на основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 5
1.1. Характеристика музыкальных способностей 5
1.2. Динамика развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста 6
ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 18
2.1. Классификация и терминология детского музыкального фольклора 18
2.2. Дидактическая роль фольклора в формировании музыкальных способностей дошкольника 23
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 32

Файлы: 1 файл

Формирование музыкальных способностей у детей младшего и старшего возраста..doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     Но, наверно, никогда не задумывались, что такое детский сад? Давайте попробуем вместе разобраться, что представляет собой такой знакомый вам детский сад?

     - Как вы думаете, для чего  нужны детские сады?

     Д. – Чтобы дети приходили сюда играть со своими друзьями, когда мамы и  папы на работе.

     В. – Как называется наш детский  сад?

     Д. – “Мечта”.

     В. – Как вы думаете, почему детский  сад так называется?

     Д. – Потому что мы здесь играем, занимаемся и мечтаем

     В. – Как в саду, где саженцы, за которыми ухаживает садовник, вырастают  в большие деревья, так и вы в детском саду из совсем маленьких детей вырастаете в таких больших и умных, что можно и в школу идти.

     – Что было бы, если бы все детские  сады закрылись?

     Д. – Мы бы сидели дома и очень скучали  бы по своим друзьям. Вместе всегда весело.

     В. – А вы любите свой детский сад?

     Д. – Мы любим свой детский сад.

     Воспитатель читает стихотворение С. Питиримова “Детский сад”

     Я люблю свой детский сад,

     В нем полным – полно ребят.

     Раз, два, три, четыре, пять…

     Жаль, что всех не сосчитать.

     Может, сто их. Может двести.

     Хорошо, когда мы вместе!

     и Н. Найдёновой “Наши игрушки”

     Много игрушек в детском саду,

     Наши  игрушки стоят на виду:

     Кот в сапогах, длинноухие зайки,

     И барабан, и балалайки.

     Куклы нарядные в косах сидят,

     Куклы на зайцев и мишек глядят.

     Мы  наши игрушки не бьем, не ломаем,

     Их  у товарищей не отнимаем.

     Наши  игрушки стоят на виду, -

     Все у нас общее в детском саду.

     Исполняется песня: “Детский сад” (Слова и музыка Е. Асеевой). Журнал “Дошкольное воспитание”  № 2 – 1988 год.

     Мы  с тобой проснулись рано,

     Мы  шагаем в детский сад.

     Там игрушки, там зверюшки

     Ожидают всех ребят.

     Припев:

     И Танюшку, И Антошку,

     И Катюшку, и Сережку – 

     Всех  приветливо встречает детский сад 

     День  зарядкой начинаем.

     Здесь танцуем и поем.

     И нисколько не скучаем,

     Очень весело живем.

     Припев:

     И Танюша, и Антошка,

     И катюша, и Сережка – 

     Очень весело мы в садике живем.

     Надо  другу улыбаться – 

     Ведь  живем одной семьей.

     Чтобы ссориться и драться,

     Нет причин у нас с тобой.

     Припев:

     Вместе  весело играем,

     Мы  друзей не обижаем.

     Ведь  для ссоры

     Не  причин у нас с тобой.

     В. – Много людей трудятся для  того, чтобы детям в детских  садах было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, спокойно работали.

     Люди  каких профессий трудятся в нашем  детском саду?

     Д. – Воспитатель, помощник воспитателя, повара, музыкальный руководитель, заведующая, старшая медсестра, завхоз, логопед и т.д. (Дети перечисляют профессии работников детского сада).

     В. – Что вы можете сказать о профессии  воспитателя, помощника воспитателя?

     Рассуждения детей.

     Есть  на свете чудо-сад,

     В этот сад идти я рад.

     Наш любимый садовод

     Всех  по имени зовет.

     Воспитательница наша

     С нами пляшет и поет.

     Помогают  ей с утра

     Нянечка и повара.

     В. – Я сегодня пришла в детский  сад с хорошим настроением, потому что я вас всех очень люблю, я всегда жду встречи с вами.

     Каждый  день рано утром встаю

     И иду в свой родной детский сад.

     Утро  дарит мне нежность свою,

     Я с улыбкой встречаю ребят.'

     Ну  а дети-малыши, все для меня хороши.

     Моя профессия называется “воспитатель”. Кто знает, почему она так называется?

     Д. – Воспитатель воспитывает детей.

     В. – А как я вас воспитываю? Я вас учу одеваться, мыть правильно  руки, учу культурно вести себя за столом, учу играть… Что еще  я вас учу делать?

     Дети  продолжают рассуждать, что они делают вместе с воспитателем.

     В. – Правильно. Воспитатель должен очень многое уметь и знать, чтобы каждый день для вас был интересным, чтобы вы узнавали что-то новое, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми детьми. А кто каждый день мне помогает?

     Д. – Помощник воспитателя.

     В. – Как можно помочь помощнику  воспитателя и как вы ей помогаете?

     Читает  стихотворение “Помогай нянечке  убирать посуду со столов”.

     Все поели, поднялись

     И к игрушкам разошлись.

     Стали дети развлекаться.

     Кто же будет убираться?

     Кто посуду унесет?

     Кто столы потом протрет?

     Чтобы мухи не водились

     И на крошки не садились,

     Ну-ка, быстренько, без слов,

     Убираем со столов!

     И с посудою, как можем,

     Нашей нянечке поможем!

     Большой помощью няне является работа дежурных. Что должны делать дежурные?

     Дети перечисляют обязанности дежурных по столовой.

     В. - Дежурные заботятся обо всех детях: ведь детский сад похож на семью, а в семье все заботятся  друг о друге. Поэтому, когда дети выходят из–за стола и говорят  “спасибо”, они благодарят не только помощника воспитателя, поваров, но и дежурных за их заботу.

     В. – А как трудятся наши повара? Назовите их имена. (Дети называют).

     Мы  на улице гуляли.

     Нагуляли  аппетит.

     Вкусно  повара готовят,

     Будешь  ты здоров и сыт.

     В. – Но кто же самый главный в  детском саду?

     Д. – Заведующая.

     В. – Что вы знаете о работе заведующей детским садом? Как ее зовут?

     Д. – Нашу заведующую зовут Лилия  Александровна.

     В. – Заведующая заботится, чтобы в  детском саду была красивая мебель, посуда, игрушки, постельные принадлежности и многое другое. Помогает ей в этом наш завхоз. Как зовут нашего завхоза?

     Д. – Антонина Николаевна.

     В. – Что делает медицинская сестра в детском саду? Как ее зовут?

     Д. – Людмила Николаевна.

     Сторожит  здоровье наше

     Медицинская сестра.

     Она смотрит горлышки,

     Делает  прививки,

     Температуру измеряет,

     Дает  нам витаминки,

     Чтоб  крепкими, здоровыми

     Пошли скорее в школу мы.

     В. – Кто в детском саду помогает вам исправить речь?

     Д. – Логопед. Ее зовут Валерия Георгиевна (Анна Николаевна).

     В. – Как логопед это делает?

     Д. – Она учит выговаривать трудные звуки.

     В. – Очень сложная работа у нашего логопеда, а сейчас я посмотрю, чему вы научились у логопеда. Я хотела бы услышать разученные вами скороговорки.

     Дети  проговаривают знакомые скороговорки.

     В. – Кто помогает вам справиться со своими проблемами, быть более общительными, внимательными, умными, приглашает вас к себе в один удивительный кабинет?

     Д. – Психолог. Ее зовут Елена Викторовна.

     В. - Кто проводит с вами в детском  саду музыкальные занятия, праздники, утренники?

     Д. – Музыкальный руководитель.

     В. – Как ее зовут?

     Дети  называют имя отчество музыкального руководителя.

     В. – Чему вы учитесь на музыкальных  занятиях?

     Д. – Петь, красиво танцевать, участвовать  в концертах, праздниках. Ирина Владимировна учит нас слушать и понимать музыку, знакомит с композиторами, учит играть на музыкальных инструментах. А ещё Ирина Владимировна сама сочиняет стихи и музыку. Одну из песен мы сейчас с вами исполним.

     Воспитатель вместе с детьми исполняет песню  “Кораблик “Мечта”.

     Вдаль кораблик плыл упрямо

     За  кормою пенный след.

     Только  ветер над волнами – 

     Берегов в помине нет.

     Наш кораблик легкий, быстрый.

     Мы  “Мечтой” его зовем.

     Флаг  над парусом лучистым

     Над корабликом плывет.

     Мы  мечтаем о походах,

     О неведомых морях.

     И корабль наш быстроходный

     Мы  “Мечтой” зовем не зря.

     Мама, пожелай удачи,

     Хоть  штормов я не боюсь.

     Я моряк, не заплачу.

     Скоро я домой вернусь.

     В. – Кто в детском саду учит вас  рисовать?

     Д. – Учитель рисования. Ее зовут  Элла Валерьевна.

Информация о работе Музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора