Музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: средства развития музыкальных способностей.
Предмет исследования – детский фольклор.
Исходя из цели исследования, были поставлены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия "музыкальные способности;
выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;
разработать технологию развития музыкальных способностей;
на основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 5
1.1. Характеристика музыкальных способностей 5
1.2. Динамика развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста 6
ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 18
2.1. Классификация и терминология детского музыкального фольклора 18
2.2. Дидактическая роль фольклора в формировании музыкальных способностей дошкольника 23
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 32

Файлы: 1 файл

Формирование музыкальных способностей у детей младшего и старшего возраста..doc

— 189.00 Кб (Скачать)

      Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов), которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов

[17,c.47].

      Яркая образность музыкального языка фольклорных  напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

      Обучение  детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

      Особое  многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху — превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

      Приведем  характеристику жанра сказки, данную Аникиным В. П.:«... Это не полутона, это  глубокие, густые цвета, подчеркнуто  определенные и резкие В сказке идет речь о «темной ночи», о «белом свете», о «красном солнышке», о «синем море», о «белых лебедях», о «черном вороне», о «зеленых лугах». Таков и весь фольклор» [12,c.357].

      Фольклор  является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности [14,c.13].

      Игра  в детском возрасте может нести  в себе различную функциональную нагрузку:

      — познавательную;

      — физического развития личности;

      — импровизационно-творческую;

      — организационно-деятельную.

      Так, в процессе игры ребенок познает  мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без  сомнения, развивают ребенка физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра — в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках изобразительного искусства он воссоздает своих героев; занимается лепкой, рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию.  Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни различных жанров — плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки [14,c.14].

      Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие, — являются эффективным педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли» или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен. Педагог, режиссер сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

      Особенность творческих игр в том, что они  предоставляют участникам возможность  апробировать себя в любой роли в  условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по игре.

      Игра  оказывает на ребенка эмоциональное  воздействие, увлекает его, вызывает интерес  к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.

      Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению. В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания, овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения одновременно.

      Эмоциональное восприятие народного искусства  формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.

      Если  раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим.

      Фольклор  как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией [14,c.15].

      Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий. Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».

      В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие индивидуальных черт личности и ее (личности) способностей должно быть сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с танцем, с постановкой и так далее.

 

Заключение

 

      Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили  корректность выдвинутой гипотезы и  позволили сформировать следующие  выводы:

  1. Конкретизировано понятие "музыкальные способности", которое было выбрано в качестве рабочего.
  2. Выделены компоненты музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки), критерии оценки музыкальных способностей. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей.
  3. Разработана технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя II этапа.

  I этап: развивающий – направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.

  II этап: репродуктивно – творческий – носил более сложный и насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности. Дети сочиняли, импровизировали на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

  4.    На основе разработанной технологии  была составлена программа музыкального  развития дошкольников средствами  музыкального фольклора, которая  может быть использована в  дошкольных учреждениях, музыкальных и образовательных школах, гимназиях. Научно-методическое обеспечение данной программы поможет придать практической деятельности в этой области более конкретный, целенаправленный и актуальный характер. Это является попыткой сосредоточить внимание педагогов-практиков на решении ключевых проблем музыкального развития дошкольников, уточнить структуру, содержание, методики управления педагогическим процессом.

 

Список литературы

 
     
  1. Актуальные  проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного  возраста: Сборник. – М., 1983.
  2. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры.  – М., Советский композитор, 1988.
  3. Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.
  4. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.
  5. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство , 1971.
  6. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 1969.
  7. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1988.
  8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение 1968. – 415 с.
  9. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983; Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. – Изд. 2-е – М., Просвещение, 1982.
  10. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М.: Новая школа, 1993.
  11. Дмитриева  Н.А. Вопросы эстетического воспитания. – М., 1956.
  1. Домострой. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991. – с.1
  1. Иванов  В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. – Киев, 1977.
  2. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки / Сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980.
  1. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей разных народов, преимущественно  России (1884 г.) или Детские подвижные  игры (1882 г.)
  1. Померанцева Э.В. Детский фольклор. Русское народное творчество / Сост. Богатырев В.Г. и др. – М.: высшая школа, 1966.
  2. Радынова  О.П. Сказка в музыке от 3-до 5 лет. = М.: ПРИОР, 2001.
  3. Шейн П.В. Народные детские песни. – М., 1923.
  4. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В. Лармина. – М.: Изд. Московского института, 1978.

 

Приложение

Конспект  занятий

 

     Все занятия формирующего эксперимента заимствованы у Михайловой М.А.

     Конспект  занятия по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском  саду"

     Цель: расширить и уточнить представления  детей о труде сотрудников  детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

     Предварительная работа: Экскурсии в помещении: на кухню, в прачечную, в кабинеты заведующей, старшей медсестры. Чтение стихотворений С. Макеева “Я иду в детский сад”, Н. Найденовой “Ольга Павловна”. Разучивание песен: И. Мочаловой “Кораблик “Мечта”, Е. Асеевой “Детский сад”, стихотворений о детском саде.

     Ход занятия

     В. – В нашей стране маленькие  дети ходят в детские сады.

     В сад, как знает детвора,

     Ходят с самого утра.

     И, хотели, не хотели,

     Нужно быстро встать с постели,

     Не  скандалить, не кричать

     И на маму не ворчать.

Информация о работе Музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора