Музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: средства развития музыкальных способностей.
Предмет исследования – детский фольклор.
Исходя из цели исследования, были поставлены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия "музыкальные способности;
выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;
разработать технологию развития музыкальных способностей;
на основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 5
1.1. Характеристика музыкальных способностей 5
1.2. Динамика развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста 6
ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 18
2.1. Классификация и терминология детского музыкального фольклора 18
2.2. Дидактическая роль фольклора в формировании музыкальных способностей дошкольника 23
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 32

Файлы: 1 файл

Формирование музыкальных способностей у детей младшего и старшего возраста..doc

— 189.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

 

Введение

 

       Россия  конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности  в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

       На  современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора  – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Это и послужило выбору темы нашего исследования: "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

       Анализ  научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить  ряд противоречий между:

       потенциальными  возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;

       большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его  использованием в практике работы с  детьми.

       Выявленные  противоречия позволили определить проблему исследования: поиск психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора.

       Цель  исследования: изучить развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

       Объект  исследования: средства развития музыкальных способностей.

       Предмет исследования – детский фольклор.

  Исходя  из цели исследования, были поставлены задачи исследования:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия "музыкальные способности;
  2. выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;
  3. разработать технологию развития музыкальных способностей;
  4. на основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    Методологической  и теоретической  основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К.,)

    Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятия «музыкальные способности дошкольников»; выявлении компонентов, критериев, показателей, уровней.  
 
 
 
 

ГЛАВА I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1. Характеристика музыкальных способностей

      Последовательность  развития звуковысотного слуха и  чувства лада.

      Этот  вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие регистров в процессе слушания произведений, так же и восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительности направленности направления движения мелодии. Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации (V, и III, I и III) в несложных песнях и пьесах для простейших звуковысотных инструментов.

      Осознание роли лада в создании общей эмоциональной  окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя.

      Осознание значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с  другими элементами музыкального языка (эти представления можно формировать  на основе наблюдения за развитием).

      Последовательность  развития чувства ритма.

      Данный  вид музыкальных способностей подразумевает  под собой восприятие равномерной  пульсации метрических долей  в музыке (в процессе движения под  музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах). Восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знакомых детских песен. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Осознание выразительной и изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритмического слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур). Формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности. Определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.

      Осознание значения ритма создания музыкального образа и в связи ритма с  другими элементами музыкального языка.

      Последовательное  развитие чувства музыкальной формы (чувства целого).

      В данном виде музыкальных способностей сделан акцент на внимание детей к развитию элементов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, игры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи.

      Усиление  у детей ощущения деления музыкального периода на фазы через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, сопровождений к пьесам, песням.

      Усиление  ощущения кульминации мотивов, фраз главной кульминации периода  и т.д. В процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителями пьес для слушанья.

      Формирование  представлений о средствах музыкальной  выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен  и слушания произведений.

1.2. Динамика развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

 

      По  мнению С.Л. Рубинштейна развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня [11,c.251].

      Прихожан  А.М. выделяет два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное [11,c.252].

      Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.

        Специальные способности - это  способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

      Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет [11,c.257].

      Значительный  вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Теплов Б.М. Он предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Теплова Б.М. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [13,c.375].

      Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности [13, c.375].

      Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую  мотивацию означает превращение  цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

      Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

        В определении музыкальных способностей  мы придерживаемся мнения Картавцевой  М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое) [14,c.30].

     В основе обучения детей дошкольного  возраста лежит комплекс предметов, образующих новое учебное формирование – группы раннего эстетического  развития.

     Этот  комплекс, позволяющий ребенку встать на первую ступеньку обучения, явление  новое, оно может существовать и как самостоятельная единица, но чаще – при музыкальных и общеобразовательных школах, в детских садах.

     В одну из первостепенных задач обучения детей группы раннего эстетического  развития ставят проблемы выявления  способностей и возможностей ребенка, обогащения его духовного мира, преодоления трудностей развития, а также задачу подготовки к школе.

     как известно, одна из наиболее сложных  проблем – это адаптация малышей  к новым условиям, новым людям, непривычному режиму. Музыка, игры – забавы отвлекают детей от переживаний, повышают их настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать вместе с другими дошколятами. Хорошее настроение, положительные эмоции являются важным условием повышения иммунитета, в результате чего дети меньше болеют. Известно, что когда малыш не хочет идти на занятия, весь его организм сопротивляется этому, и в результате ребенок заболевает. яркая, насыщенная музыкальными  развлечениями и праздниками жизнь привлекает детей и помогает им привыкнуть к новым условиям.

     Всё больше внимания уделяется первому  периоду – периоду приобщения ребенка к музыке. По авторитетному  мнению многих музыкантов, следует  опираться главным образом на те виды занятий, которые способствуют активному восприятию музыки. Это  – пение, слушание музыки, ритмика.

     Существует  три принципа обучения детей дошкольного  возраста:

  1. На начальном этапе обучения следует опираться на знания ребенка об окружающем мире. Сказка, мир фантазии, природа, животные – это та образная сфера, которая является естественной средой развития детей этого возраста.
  2. На данном этапе трудно определить границы каждого предмета. например, артикуляционные, дикционные упражнения, упражнения на правильное дыхание присутствуют и на уроке развития музыкальных способностей, и на уроке развития речи. Коррекционные упражнения, упражнения, развивающие мелкую моторику рук используются и на занятиях ритмикой, и на занятиях по рисованию, и на занятиях развития музыкальных способностей.
  3. Максимальное включение в занятия двигательных упражнений. Двигательные упражнения являются вспомогательным средством для выработки правильной артикуляции, устранения метроритмических трудностей.

Информация о работе Музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора