Музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: средства развития музыкальных способностей.
Предмет исследования – детский фольклор.
Исходя из цели исследования, были поставлены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия "музыкальные способности;
выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;
разработать технологию развития музыкальных способностей;
на основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 5
1.1. Характеристика музыкальных способностей 5
1.2. Динамика развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста 6
ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 18
2.1. Классификация и терминология детского музыкального фольклора 18
2.2. Дидактическая роль фольклора в формировании музыкальных способностей дошкольника 23
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 32

Файлы: 1 файл

Формирование музыкальных способностей у детей младшего и старшего возраста..doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     Практика  показывает, что успех начального музыкального обучения для ребенка  непосредственно и прямо связан в развитием умения переживать общение  с музыкой как радость, а не как необходимость выполнять  упражнение или неизвестно откуда «свалившуюся» на него обязанность каждый день играть на фортепиано. Поэтому нужно помочь каждому ребенку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения для поддержания интереса в дальнейшем развитии и совершенствовании.

     Занятия в группах раннего эстетического  развития активизируют полезную деятельность детей. Ребенку приходится все время  производить различные логические операции – сравнивать, объединять, обобщать.

     Результат таких интенсивных занятий наступает очень быстро, и пусть ребенок не станет в будущем музыкантом или художником, но соприкосновение с миром прекрасного уже в таком раннем возрасте обогатит его духовный мир, позволит ему раскрыться как личности.

     Таким образом, все выше перечисленное  еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными. 
 
 
 
 

 

ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

2.1. Классификация и терминология детского музыкального фольклора

 

      Собирание и изучение музыкального фольклора  на протяжении XIX-XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И., Виноградова Г.С., Аникина В.П. [5,c.35].

      Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего  возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет  играть, он играет всем и познает  окружающий его мир, прежде всего  и легче всего в игре, игрой” [16,c.115]. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В.П. [6,c.26].

      По  жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации Мельников М. Н.  предлагает делить все детские песни на четыре группы:

  1. песни диалогические;

      2) песни кумулятивные (прибаутки или  сказки в стихах);

  1. песни с припевом;

      4) песни-перегудки.

      Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И., Науменко Г. [12,c.58].

      Все образцы были разделены на III раздела.

      I – Календарный  фольклор

      II – Потешный фольклор

      III – Игровой фольклор

      I. Календарный  фольклор

      В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

      Раздел  детского календарного фольклора –  один из самых поэтических страниц  детского творчества. Он приучает детей  видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

      Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий.

      В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

      В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные  с детскими дразнилками.

      В детском календарном фольклоре  широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно – егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

      Некоторые песни хранятся в памяти детей  независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.

              К наиболее распространенным  и активным бытующим жанрам  детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

      Близко  к закличкам примыкает еще  один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

      Предельная  ясность, простота музыкального языка  календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком [12,c.63].

      II. Потешный фольклор

      Потешный  фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное  действие, передан один какой-либо эпизод.

      Небылицы  – особый вид песен со смещением  в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь  по полю летит и т.д.). Все эти  несообразности и не совпадения с  реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.

      Дразнилки являются формой проявления детской  сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

      Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные  сказочки.

      Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

      Для текстов потешного фольклора  характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом) [12,c.68].

      III. Игровой фольклор

      Игровой фольклор занимает ведущее место  в детском творчестве. Трудно представить  себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения” [12,c.72].

      Науменко  Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.

      Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

      Спецификой  спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.

      В хороводных играх разрабатываются  хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.

      Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие  различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

      Таким образом,  можно сделать вывод  о том, что детский музыкальный  фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями [14,c.25].

2.2. Дидактическая роль фольклора в формировании музыкальных способностей дошкольника

 

      Народную  песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения, призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы.

      «Особенностями  детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [10,c.1].

      Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»).

      Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские  игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того, считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх [17,c.39].

      В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.

Информация о работе Музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора