Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа
Цель исследования: изучить развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: средства развития музыкальных способностей.
Предмет исследования – детский фольклор.
Исходя из цели исследования, были поставлены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия "музыкальные способности;
выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;
разработать технологию развития музыкальных способностей;
на основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
ГЛАВА I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 5
1.1. Характеристика музыкальных способностей 5
1.2. Динамика развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста 6
ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 18
2.1. Классификация и терминология детского музыкального фольклора 18
2.2. Дидактическая роль фольклора в формировании музыкальных способностей дошкольника 23
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 32
Теперь подробнее остановимся на каждом из основных направлений работы:
Работа над интонированием.
На первых занятиях у ребенка вырабатывается умение слушать, различать музыкальные и немузыкальные звуки. Затем – умение различать звуки по высоте, определять окраску звучания. Одновременно проходит работа над временными характеристиками звука – короткий, длинный; качественными определениями – острый, колючий, мягкий, плавный. Высота звука связывается с пространственно – образными понятиями: большой, толстый предмет – значит звук низкий, грубый, маленький предмет – звук высокий, тонкий.
Ребенок этого возраста уже хорошо знает звуки, извлекаемые разными животными, поэтому в определении качества звука можно опереться на прослушивание звуков окружающего мира (как «говорят» животные, как поют птицы, как гудит паровоз, как тикают маленькие часы и как звонят большие и т.д.) Без четкого определения для себя высоты звука ребенок не сможет овладеть таким сложным навыком как интонирование. А ведь подражая голосам животных и птиц, он постепенно «омузыкаливает» их голоса, переходя от декламации к пению.
В этом возрасте ребенок начинает знакомиться с буквами, поэтому хорошим помощником в выработке начальных навыков играет работа над правильной артикуляцией гласных и согласных звуков. Ребенок, проговаривая гласные звуки друг за другом, уже почти пропевает их, неосознанно возникает тенденция плавных переходов, экономного расходования дыхания, так важных при пении.
Следует заметить, что овладение приемами интонирования может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное интонирование – это способ, опирающийся на комплексные упражнения, направленные на сознательное овладение ребенком собственного голосового аппарата, на умение управлять им. Непроизвольное интонирование – это интуитивное подстраивание, приспособление голосового аппарата ребенка к звукам и звукокомплексам из вне (например, подстраивание звучания своего голоса к голосу педагога или какого – либо музыкального инструмента).
Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое; это особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства. только этот инструмент невозможно получить готовый. Его нужно вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать.
Как известно, музыкальный материал для малышей всегда актуален. На что обратить внимание в работе с малышами? Конечно же, на эмоциональность общения и выразительность исполнения музыкального материала. Дети раннего возраста еще не могут самостоятельно петь, плясать, исполнять даже маленькие роли. В музыкально – игровое общение малышей вовлекают взрослые, с которыми они вместе пляшут, играют, подпевают. Возможно даже проводить такие занятия совместно с родителями.
Главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства. Именно такой подход позволяет полноценно развиваться хору и максимально раскрываться способностям каждого ребенка.
Работа над метроритмом
Определить временные границы явления ребенку 3-х лет очень сложно. Для него понятия «вчера, завтра, утро, вечер» весьма абстрактны, так же, как и музыкальные понятия «долгие», «длинные» и «короткие» звуки. А ведь именно с этих понятий начинается осознание звуковых соотношений во времени. Следовательно, должно действовать следующее правило: в подаче нового материала опираться на то, что известно ребенку, на образы внешнего мира, на зрительные впечатления, прибегая к самым различным сравнениям. Звуки, как капли дождя, как иголки у ежа (острые, колючие), собака лает – звуки короткие, кошка мяукает – звуки длинные и т.д.
Теоретическое
понятие метра, конечно, не доступно
пониманию детей этого
Развитие тембрового слуха
Развитию тембрового слуха в системе начального музыкального образования уделяется недостаточное внимание. А ведь именно эта сторона музыкального слуха как бы «лежит на поверхности» и естественно связывается с восприятием внешнего мира. Знакомство с музыкальными инструментами – тема, благодатная для изучения не только потому, что есть масса музыкального материала, доступного для восприятия детьми этого возраста, но и потому, что весь наглядный материал есть в любой музыкальной школе.
Слушание музыки
При проведении уроков слушания музыки с детьми дошкольного возраста были выявлены следующие закономерности.
Первое. Лучше всего детьми этого возраста воспринимались произведения в оркестровом звучании, как наиболее ярком и красочном.
Второе. У детей дошкольного возраста преобладает образное восприятие музыки, поэтому прослушивание программных произведений лежит в основе воспринимаемого музыкального материала.
Третье. Прослушивание произведений предваряется объяснением педагога или эмоциональной настройкой.
Четвертое. Подбор произведений по слушанию музыки связывается по тематике с уроками развития речи, изо, ритмики. Повторное прослушивание, по мере необходимости, может проводиться и на этих занятиях.
Пятое. Дети 3-4 лет способны воспринимать предложенные произведения с максимальным вниманием в течение сначала 1-2 минут, затем 3-5 минут; дети 5 лет – сначала 2 минуты, затем – 5-7 минут, следовательно, основным жанром музыкальных произведений, предложенных педагогом, может быть жанр миниатюры или сюиты. Крупные произведения можно прослушать частями, каждый раз напоминая музыку предыдущего урока.
Шестое. На музыкальных занятиях может быть использована и такая форма подачи материала, как мелодекламация, усиливающая образный эффект, направляющая эмоциональное восприятие в нужное русло.
Седьмое. Нельзя обойти вниманием и такую яркую форму прослушивания, как маленький концерт, который могут дать на занятиях дети более старшего возраста.
Восьмое. Ряд прослушиваемых произведений могут допустить импровизационную двигательную реакцию слушателей. Эта реакция должна быть адекватной прослушиваемому материалу.
Параллельно с программной музыкой может развиваться и линия восприятия жанровых миниатюр (песня, танец, марш). Прослушивание жанровых миниатюр может сопровождаться двигательной импровизацией (при прослушивании колыбельной укачиваем куклу), инсценировкой.
Крупные произведения можно прослушивать частями, каждый раз напоминая музыку предыдущего урока.
Движение под музыку
Движение под музыку – любимое занятие малышей. Еще не научившись говорить, ребенок чувствует ритм, эмоционально откликаться на звучание веселой мелодии. Поэтому приобщение детей раннего возраста к музыкальному движению, исполнение простейших плясок по показу взрослого - одно из наиболее полезных и приятных занятий.
На первых порах важно научить ребенка согласовывать свои движения с музыкой, двигаться в соответствии с началом и окончанием ее звучания, выражать игровой образ, передавать в движениях темп, динамику, регистр и другие средства выразительности. но это возможно только при условии подбора доступных, ярких, образных, побуждающий к движению музыкальных произведений.
Как
же определить доступность музыки для
восприятия детьми раннего возраста?
Какие пьесы можно
Во-первых, нужно подбирать музыку с ярко выраженным игровым образом, знакомым и понятным детям. Например, инструментальные пьесы, под которые дети изображают дождик, снежинки, катание на санках, осенние листики, зайчиков, мишутку и т.д.
Во – вторых, эти пьесы должны быть короткими (1,5-2 минуты), умеренными по темпу, с четким ритмом, непродолжительной музыкальной фразой. Как правило, малыши могут двигаться в соответствии с ритмической пульсацией, иногда выделяя сильную долю хлопком или притопом (по показу взрослого).
В – третьих, дети 3-5 лет воспринимают контрастную динамику (громко-тихо), контрастные по звучанию части музыки, высокий, низкий, средний регистры.
Подобрать
такие музыкальные пьесы очень
сложно, так как они должны воспитывать
у детей желание двигаться, развивать
эмоции, выразительность пластики,
навыки основных движений, а также
умение ориентироваться в
Важным дополнением является атрибутика, которая, с одной стороны, делает пляску более эффектной, а с другой – развивает у детей мелкую моторику. дети раннего возраста хорошо выполняют действия с различными предметами.
В работе по музыкально – ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т.д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы – игры занимают особое место, поскольку они и развивают и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.
Каковы же особенности коммуникативных танце – игр?
Во – первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания и т.д. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах – играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
Поскольку
многие коммуникативные танцы
Чуткость маленьких детей поразительна. Иногда кажется, что они, действительно, лучше нас знают, как их нужно учить и чему. Когда в результате своих долгих педагогических поисков делаешь один верный шаг, то тут же обнаруживаешь, что именно так и поступают дети, если грубо не вмешиваться в их деятельность. Но дети не только чувствуют, они знают формулу нашего педагогического успеха, которую надо только уметь разглядеть в их интересах и желаниях.
Зачастую же преподаватели детям предлагают – «Слушай, как я играю на инструменте; сиди смирно, когда звучит музыка; думай о ней и скажи, что надумал, танцуй так, как я тебе покажу». То есть путь, радостный для ребенка, мы отвергаем как ненужный в полной уверенности, что лучше знаем, как надо! Получение же удовольствия вообще не является стратегической задачей педагога- музыканта! Мы во всем идем детям наперекор. Вопрос только, во имя чего? разве музыка нужна человеку, чтобы ее знать как науку и уметь о ней говорить, кого-то поражать своими познаниями о шедеврах? В жизни чаще бывает наоборот: человек спрашивает, кто написал то произведение, которое ему так понравилось. Может быть, все-таки музыка нужна нам для удовольствия?
Информация о работе Музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора