Виды детской музыкальной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 23:11, контрольная работа

Краткое описание

Мир музыки огромен. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо. Какое образование ни получил бы человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые воспринимаются молодыми поколениями и, иногда, отрицаются поколениями старших. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Вариативность в разучивании материала играет большую роль на музыкальных занятиях. Дошкольное детство- это самая благоприятная пора приобщения ребёнка к миру прекрасного.

Оглавление

I.Введение
II. Виды детской музыкальной деятельности
2.1. Восприятие
2.2. Исполнительство
2.3. Пение
2.4. Музыкально-ритмические движения
2.5. Игра на детских музыкальных инструментах
2.6. Музыкально-дидактические игры
2.7. Музыкальное творчество
2.8. Музыкально-образовательная деятельность
III. Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная по методике музыкального развития.docx

— 48.80 Кб (Скачать)

                                                

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ РО «КамПК»)

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету Методика музыкального развития

 

    тема: «Виды детской музыкальной деятельности»

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнил: Белоусова Л.А.,

                                                  студентка группыДОШ-18

                                         программа «Дошкольное образование»

 

                                          Проверил: Шептухина Т.Г., преподаватель

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

г. Каменск-Шахтинский

2015г.

 

                                                         План

I.Введение

II. Виды детской музыкальной деятельности

2.1. Восприятие

2.2. Исполнительство

2.3. Пение

2.4. Музыкально-ритмические движения

2.5. Игра на детских музыкальных инструментах

2.6. Музыкально-дидактические игры

2.7. Музыкальное творчество

2.8. Музыкально-образовательная деятельность

III. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              I.Введение

     Мир музыки огромен. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо. Какое образование ни получил бы человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые воспринимаются молодыми поколениями и, иногда, отрицаются поколениями старших. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Вариативность в разучивании материала играет большую роль на музыкальных занятиях. Дошкольное детство- это самая благоприятная пора приобщения ребёнка к миру прекрасного. Музыка- это средство формирования и нравственных качеств  ребёнка, которое может быть очень сильным (марши, песни о Родине).  Народные игры и пляски обогащают внутренний мир ребёнка, прививают интерес к истории своего народа. Музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы, основывать свои ответы, делать обобщения и сравнения, требует активной умственной деятельности. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребёнка мыслить, творить. Музыкальные занятия строятся на взаимосвязи музыки и движения, где формируется красивая осанка ребёнка, совершенствуется координация движений. В разделе распевания, пения, развивается голосовой аппарат ребёнка, расширяется певческий диапазон, совершенствуется чёткая артикуляция звуков.

    Интеграция содержания образовательной  области «Музыка» имеет ряд особенностей, связанной со спецификой этого вида искусства.

Во - первых, музыка целостно отражает мир во всём его многообразии на самом высоком уровне абстракции специфическим языком средств музыкальной выразительности.

Во- вторых, музыка передаёт  тончайшие оттенки состояний и переживаний, ощущений и размышлений.

В- третьих, тематическое разнообразие, отображаемое музыкой, бесконечно, как космос,   оно охватывает все стороны Бытия. Возможность найти тематические параллели  в любом программном содержании и музыке позволяет осуществлять различные варианты организации педагогического процесса на основе их интеграции. Музыка интегрируется, практически, со всеми  содержательными областями программы:  художественной деятельностью детей, развитием речи, в отдельных темах с математикой, физкультурой и др. Все темы социально- эмоционального и нравственно- этического воспитания так или иначе важно связать с музыкальным восприятием: это обогатит, расширит познание детей с их чувственным опытом. Необходимой и достаточной является интеграция крупных тематических проектов и ситуаций, связанных с темами познания окружающего мира. Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Виды детской музыкальной деятельности.

    Деятельность — это активный процесс овладения общественным ответом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность дошкольников- это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

    В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

- восприятие (слушание музыки);

- детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах);

- музыкально-познавательная  деятельность (начальные элементы  музыкальной грамоты);

- продуктивное и исполнительское  творчество, в их первоначальных  истоках.

    Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.

2.1.Восприятие

    Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

   Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность

Слушание музыки имеется в любой практике, но может существовать и как самостоятельный вид деятельности. Выделенное самостоятельно, оно способно содействовать целенаправленному восприятию музыки, характеризующемуся единством целостного и дифференцированного подхода. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство.

                                    2.2.Исполнительство

    Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

    Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной в выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

    Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

2.3.Пение

Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкально-сенсорные способности, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Существует даже специальный термин - певческий слух. К тому же в пении развивается певческий голос в рамках, доступных этому возрасту.

Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

2.4.Музыкально-ритмические движения

    Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмическое движение относится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания - ритмики. Ритмика одним названием подчеркивает свою воспитательно-развивающую функцию по отношению к чувству ритма. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

    Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность.

Информация о работе Виды детской музыкальной деятельности