Методы обучения технологии швейных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть влияние современных методов обучения на процесс подготовки специалистов в профессиональном училище
Задачи курсовой работы:
1. Дать анализ литературе по проблеме современных методов обучения в образовательных учреждениях
2. Разработать учебно-методический комплект, включающий:

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……….4
1. Применение современных методов обучения у учащихся профессиональных училищ при обучении курса «Технология швейных изделий»…………………..….…………………………………………………6
1.1 Современные методы обучения учащихся как педагогическая проблема…......................................................................................................6
1.2 Анализ литературы по проблеме исследования………….……..…..13
1.3 Пути решения проблемы по выбору современного метода обучения для учащихся профессиональных училищ при обучении курса «Технология швейных изделий»……………………………………………………………..16
2. Содержание обучения учащихся профессиональных училищ курсу «Технология швейных изделий» …………………………..….…….18
2.1 Современное состояние обучения учащихся профессиональных училищ технологии швейных изделий ……………………...………………..18
2.2 Авторская программа по курсу «Технология швейных изделий»...18
2.3 Перспективно-тематический план по курсу «Технология швейных изделий»…………………………………….………………………………..…29
3. Методика обучения учащихся профессиональных училищ курсу «Технология швейных изделий»……………………………………...……38
3.1 Организация занятий по курсу «Технология швейных изделий»………………………………………………………………………...38
3.2 Дидактические средства обучения для курса «Технология швейных изделий»……………………………….………………………………………..47
3.3 Средства контроля знаний и умений для курса «Технология швейных изделий»………………………………………..………………………….……49
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению методов обучения для учащихся профессиональных училищ в ходе обучения технологии швейных изделий…..……….……………………….51
4.1 Научный аппарат………………………………………………………51
4.2 Условия проведения экспериментального исследования…………..52
4.3 Проведение и результаты диагностико - констатирующего эксперимента……………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

методы обучения технологии швейных изделий.doc

— 638.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

    Введение…………………………………………………………….……….4

    1. Применение современных методов обучения у учащихся профессиональных училищ при обучении курса «Технология швейных изделий»…………………..….…………………………………………………6

    1.1 Современные методы обучения учащихся как педагогическая проблема…......................................................................................................6

    1.2 Анализ литературы по проблеме исследования………….……..…..13

    1.3  Пути решения проблемы по выбору  современного метода обучения для учащихся профессиональных училищ при обучении курса «Технология швейных изделий»……………………………………………………………..16

    2. Содержание обучения учащихся профессиональных училищ курсу «Технология швейных изделий» …………………………..….…….18

    2.1 Современное состояние обучения учащихся профессиональных училищ технологии швейных изделий ……………………...………………..18

    2.2 Авторская программа по курсу «Технология швейных изделий»...18

    2.3 Перспективно-тематический план  по курсу «Технология швейных изделий»…………………………………….………………………………..…29

    3. Методика обучения учащихся профессиональных училищ курсу «Технология швейных изделий»……………………………………...……38

    3.1 Организация занятий по курсу «Технология швейных изделий»………………………………………………………………………...38

    3.2 Дидактические средства обучения для курса «Технология швейных изделий»……………………………….………………………………………..47

    3.3 Средства контроля знаний и умений для курса «Технология швейных изделий»………………………………………..………………………….……49

    4. Подготовка педагогического  эксперимента по  выявлению методов обучения для учащихся профессиональных училищ в ходе обучения технологии швейных изделий…..……….……………………….51

    4.1 Научный аппарат………………………………………………………51

    4.2 Условия  проведения экспериментального  исследования…………..52

    4.3 Проведение и результаты диагностико - констатирующего эксперимента……………………………………………………………………..53

Заключение……………………………………………………………………...54

Список  литературы…………………………………………………………….55

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В настоящее время учебный процесс  требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в профессиональном училище.

    Главными  характеристиками выпускника любого образовательного  учреждения являются его  компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал учащегося, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

    Разработка  и внедрение методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование методов обучения в условиях профессионального училища, что предопределило актуальность данной темы.

    С учетом актуальности данной проблемы, была выбрана тема курсовой работы: «Применение современных методов обучения у учащихся профессиональных училищ при обучении курса «Технология швейных изделий».

    Объектом  исследования является процесс подготовки будущих специалистов в условиях профессионального училища. 

    Предмет исследования: использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.

    Гипотеза: если использовать современные методы  в различных формах обучения, то подготовка специалистов в условиях профессионального училища будет более эффективной.

    Цель  курсовой работы: рассмотреть влияние современных методов обучения на процесс подготовки специалистов в профессиональном училище

    Задачи  курсовой работы:

    1. Дать анализ литературе по проблеме современных методов обучения в образовательных учреждениях

    2. Разработать учебно-методический комплект, включающий:

    - авторскую программу по курсу «Технология швейных изделий»;

    - перспективно-тематический план;

    - план-конспект лекции;

    - план лабораторной работы;

    - дидактические средства обучения;

    - средства контроля и оценки учебных достижений учащихся.

    4. Подготовить первый этап педагогического эксперимента по выявлению эффективности применения современных методов обучения у учащихся профессиональных училищ.  
 
 
 
 
 
 
 

1. Применение современных методов обучения у учащихся профессиональных училищ при обучении курса «Технология швейных изделий» 

1.1 Современные методы обучения учащихся как педагогическая проблема 

    Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ,

путь  к достижению  цели. Очевидно, что и  в  процессе  обучения  метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной  деятельности  преподавателя  и учащихся по достижению  определенных  учебно-воспитательных  целей.  С  этой точки зрения каждый метод обучения органически  включает  в  себя  обучающую работу  педагога  (изложение,  объяснение  нового  материала)  и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То  есть,  педагог,  с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится  стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся  (побуждает  их  к  размышлению, самостоятельному формулированию  выводов  и  т.д.) [26]. 

    Все это позволяет сделать  вывод:  под методами обучения  следует  понимать  способы  обучающей  работы  педагога  и организации   учебно-познавательной   деятельности   учащихся   по   решению различных  дидактических  задач,   направленных   на   овладение   изучаемым материалом.

    Прежде  чем перейти к характеристике отдельных методов обучения, необходимо отметить, что каждый метод можно  представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании  порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения [3].  
 

    Основные  группы методов.

    1) методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности;

    2) методы стимулирования и мотивации  учебной деятельности;

    3) методы контроля и самоконтроля  за эффективностью учебно-познавательной  деятельности.

    Перейдем  к более подробному описанию всех основных групп методов обучения в образовании.

    Словесные методы обучения

    К словесным методам обучения относятся  рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

    Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым [26].

    Возможно  несколько видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

    В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.

    Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть [1].

    Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение  плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, подобрать средства наглядности.

    Беседа. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками.

    В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.) приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы [26].

    Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком  большое дробление темы на вопросы  разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы  становятся недоступными для обсуждения обучаемыми. Вопросы не должны требовать от учащихся односложных ответов.

    Наглядные методы обучения

    Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует  наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых [10].

Информация о работе Методы обучения технологии швейных изделий