Методы обучения технологии швейных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть влияние современных методов обучения на процесс подготовки специалистов в профессиональном училище
Задачи курсовой работы:
1. Дать анализ литературе по проблеме современных методов обучения в образовательных учреждениях
2. Разработать учебно-методический комплект, включающий:

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……….4
1. Применение современных методов обучения у учащихся профессиональных училищ при обучении курса «Технология швейных изделий»…………………..….…………………………………………………6
1.1 Современные методы обучения учащихся как педагогическая проблема…......................................................................................................6
1.2 Анализ литературы по проблеме исследования………….……..…..13
1.3 Пути решения проблемы по выбору современного метода обучения для учащихся профессиональных училищ при обучении курса «Технология швейных изделий»……………………………………………………………..16
2. Содержание обучения учащихся профессиональных училищ курсу «Технология швейных изделий» …………………………..….…….18
2.1 Современное состояние обучения учащихся профессиональных училищ технологии швейных изделий ……………………...………………..18
2.2 Авторская программа по курсу «Технология швейных изделий»...18
2.3 Перспективно-тематический план по курсу «Технология швейных изделий»…………………………………….………………………………..…29
3. Методика обучения учащихся профессиональных училищ курсу «Технология швейных изделий»……………………………………...……38
3.1 Организация занятий по курсу «Технология швейных изделий»………………………………………………………………………...38
3.2 Дидактические средства обучения для курса «Технология швейных изделий»……………………………….………………………………………..47
3.3 Средства контроля знаний и умений для курса «Технология швейных изделий»………………………………………..………………………….……49
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению методов обучения для учащихся профессиональных училищ в ходе обучения технологии швейных изделий…..……….……………………….51
4.1 Научный аппарат………………………………………………………51
4.2 Условия проведения экспериментального исследования…………..52
4.3 Проведение и результаты диагностико - констатирующего эксперимента……………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

методы обучения технологии швейных изделий.doc

— 638.00 Кб (Скачать)

    Особенностью  наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь  со словесными методами. Тесная взаимосвязь  слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

    Таким образом, существуют разнообразные  формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости  от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности обучаемых необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.

    Практические  методы обучения

    Практические  методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков обучения для полного достижения цели.

    Во  время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его  выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков обучения для полного достижения цели.

    Практические  методы применяются в тесном сочетании  со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога [10].

    Индуктивные и дедуктивные  методы обучения.

    Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему и от общего к частному.

    Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические задачи, особенно когда преподаватель считает необходимым самостоятельно подвести обучаемых к усвоению некоторой более обобщенной формулы. [10, С.59-62].

    Дедуктивный метод

    Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению  учебного материала, активнее развивает  абстрактное мышление. Применение его  особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих  выявления следствий из некоторых  более общих положений.

    Так для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения  величины, для грамматики роль такой  всеобщей основы выполняют отношения  формы и значения слова. Поскольку  эти общие основы связи можно  выразить в форме моделей (схем, формул, законов, правил), то учащихся учат использовать эти модели. Такой подход позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала.

    Но  при этом содержание учебного материала  раскрывается определенным логическим образом - индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о дедуктивном и проблемно построенном рассказе, о репродуктивно или поисково построенной практической работе. Метод обучения - понятие многоаспектное. В реально используемой в данный момент системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов [10].

    Репродуктивные  и проблемно поисковые  методы обучения

    Репродуктивные  и проблемно поисковые методы обучения вычленяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучаемых в познании новых понятий, явлений и законов вычленяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучаемых в познании новых понятий, явлений и законов.

    Репродуктивный  характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

    Практические  работы репродуктивного характера  отличаются тем, что в ходе их учащиеся применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом, в ходе практической работы учащиеся не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение в навык требует неоднократных действий по образцу.

    На  основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное  обучение.

    В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать  мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у обучаемых навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний [23].

    Проблемно-поисковые  методы обучения

    Проблемно-поисковые  методы обучения. Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации [29].

    Проблемно-поисковые  методы обучения очень эффективны для  дистанционного обучения ибо они достаточно часто применяются на практике с помощью наглядных, словесных и практических методов. В связи с этим принято говорить о методах проблемного изложения учебного материала, о проблемных и эвристических беседах, о применении наглядных методов проблемно-поискового типа, о проведении проблемно-поисковых практических работ исследовательского вида.

    Изложение учебного материала методом проблемного  рассказа и проблемно построенной  лекции предполагает, что преподаватель  по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

    Проблемно-поисковые  упражнения применяются в том  случае, когда обучаемые могут  самостоятельно по заданию преподавателя  выполнить определенные виды действий, которые подводят его к усвоению новых знаний. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знаний [23]. 

    1.2 Анализ литературы по проблеме исследования

    Методы  обучения – исключительно сложные, много аспектная педагогическое явление, имеющее различные педагогические характеристики

своей сущности. Так, в учебной деятельности учителя и учащихся можно непосредственно наблюдать словесные предъявления учебной информации учителем и слуховое восприятие ее учащимися. В процессе реализации методов обучения проявляется также зрительно-практическое предъявление информации с помощью различных видов наглядности, различного вида практических работ учащихся.

          Вместе с тем, современными  педагогами доказано, что внешне  одинаковые приемы и методы  обучения могут существенно отличаться по своей внутренней сущности, по логической и мотивационной нагрузке, отображать различные уровни и разный характер учебено-познавательной деятельности учителя.

    Содержательная  направленность методов обучения составляет их существенную особенность. Именно она определяет,  какие операции, потребности и интересы у учащихся формируются, какие отношения усваиваются.

    Методы  обучения представляют собой много  аспектное педагогическое явление – это создает дополнительные трудности в их определении. Вот почему в работах таких исследователей как Т.И.Шамовой, И.Д.Зверева, А.К.Марковой [10, С.16-20].выделены такие основные признаки методов обучения, составляющих в их взаимосвязи сущность определяемого понятия. Такими признаками можно считать следующие:

    1) быть определенной формой движения  познавательной деятельности учащихся:

    - выступать определенным логическим путем усвоения знаний, умений и навыков учащихся.

    - быть определенным видом и уровнем познавательной деятельности учащихся (репродукция, эвристика, поиск, исследование).

    2) выступать всякий раз как специфическое  движение, раскрытие усвоенного учащимися содержания знания в учебном заведении, благодаря чему обеспечивается неразрывное единство содержания и методов обучения;

    3) выступать определенным способом  управления познавательной информацией между учащимися и учителем;

    4) быть определенным способом управления  познавательной деятельностью учащихся;

    5) характеризуются некоторыми способами общения учителей и учащихся;

    6) является определенным способом  стимулирования и мотивации учебно-познавательной  деятельности учащихся;

    7) выступать в роли способа контроля  за эффективностью обучения.

    С.И.Петровский, Е.Я.Голант и др. подразделяют методы по источникам передачи и характеру восприятия информации методы подразделяются на словесные, наглядные и практические.

    М.А.Данилов, П.П.Есипов методы обучения делят в  зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретения знаний, формирование умение и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление, проверки знаний, умений, навыков.

    Н.Н.Скаткин, И.Я.Лернер делят методы в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстритивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический [18, С.33-41]

    В одной из своих работ посвященные  этой проблеме И.Я.Лернер подчеркивает, что названные методы обучения подразделяются одновременно по трем основаниям, в роли которых выступает:

    -специфика целей обучения или видов содержания образования; особенности способов их усвоения;

    -специфика деятельности по организации и осуществлению способов усвоения[18, С.27-31].

          М.И.Махмутову предложена классификация,  в которой сочетаются методы преподавания соответствующими методами учения:

    -информационно-сообщающие;

    - исполнительские, объяснительные;

    - репродуктивные;

    -объяснительные и поисковые [20, С.65-72].

    Н.Н.Верзилиным чаще применяются подходы классификации  методов обучения одновременно по источникам знаний и логическим основаниям. А.Н.Алексюк и Д.Зверев, подразделяют по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

    С.Г.Шаповаленко  предложил классификацию, основанную на четырех признаках – сторонах методах – логико-содержательно, источниковой, процессуальной и организационно-управленческой. [31,c.14]

    Самая совершенная классификация методов  обучения не может быть оптимальной применительно ко всему учебному процессу, ибо всегда отображает только одну или же несколько сторон процесса и методов обучения.

Информация о работе Методы обучения технологии швейных изделий