Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть влияние современных методов обучения на процесс подготовки специалистов в профессиональном училище
Задачи курсовой работы:
1. Дать анализ литературе по проблеме современных методов обучения в образовательных учреждениях
2. Разработать учебно-методический комплект, включающий:
Введение…………………………………………………………….……….4
1. Применение современных методов обучения у учащихся профессиональных училищ при обучении курса «Технология швейных изделий»…………………..….…………………………………………………6
1.1 Современные методы обучения учащихся как педагогическая проблема…......................................................................................................6
1.2 Анализ литературы по проблеме исследования………….……..…..13
1.3 Пути решения проблемы по выбору современного метода обучения для учащихся профессиональных училищ при обучении курса «Технология швейных изделий»……………………………………………………………..16
2. Содержание обучения учащихся профессиональных училищ курсу «Технология швейных изделий» …………………………..….…….18
2.1 Современное состояние обучения учащихся профессиональных училищ технологии швейных изделий ……………………...………………..18
2.2 Авторская программа по курсу «Технология швейных изделий»...18
2.3 Перспективно-тематический план по курсу «Технология швейных изделий»…………………………………….………………………………..…29
3. Методика обучения учащихся профессиональных училищ курсу «Технология швейных изделий»……………………………………...……38
3.1 Организация занятий по курсу «Технология швейных изделий»………………………………………………………………………...38
3.2 Дидактические средства обучения для курса «Технология швейных изделий»……………………………….………………………………………..47
3.3 Средства контроля знаний и умений для курса «Технология швейных изделий»………………………………………..………………………….……49
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению методов обучения для учащихся профессиональных училищ в ходе обучения технологии швейных изделий…..……….……………………….51
4.1 Научный аппарат………………………………………………………51
4.2 Условия проведения экспериментального исследования…………..52
4.3 Проведение и результаты диагностико - констатирующего эксперимента……………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………….55
Приложение
А.В.Занков выделил основные критерии выбора методов обучения[9,С56-62]:
1.
Закономерностями и
2. Целями и задачами обучения вообще и данного этапа в частности.
3.
Содержанием и методами данной
науки вообще и данного
4.
Учебными возможностями
- возрастными (физическими, психическими);
- уровнем подготовленности (образовательной и воспитательной);
- особенностями студенческого коллектива.
5. Особенностями внешних условий (географических, производственных и пр.).
6.
Возможностями самих учителей: их
предшествующим опытом знания типичных
ситуаций процесса обучения, в которых
оказываются наиболее эффективными определенные
сочетания методов, уровнем их теоретической
и практической подготовленности, способностями
применения определенных методов, средств,
умением выбирать оптимальный вариант,
личностными качествами [9,С56-62].
1.3
Пути решения проблемы
по выбору современного
метода обучения для
учащихся профессиональных
училищ при обучении
курса «Технология швейных
изделий»
Выбор современных методов обучения по курсу «Технология швейных изделий» не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд может показаться, что педагог выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод обучения, педагогу необходимо каждый раз учитывать многие зависимости.
Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач.
Далее следует
Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения по курсу «Технология швейных изделий»:
1. Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.
2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.
3. Цели и задачи обучения.
4. Учебные возможности учащихся (возрастные, уровень подготовленности, особенности учебного коллектива).
5.
Внешние условия (
6. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).
Задача
оптимизации методов
В профессиональном училище должны быть реализованы определенные организационно-педагогические условия, к числу которых в первую очередь надо отнести: организацию самообразования учителей по овладению всем арсеналом современных методов обучения, накопленных педагогической наукой и передовой практикой (изучение программ, учебников, методических пособий по предмету, материалов о передовом опыте обучения и прочее).
Особенно полезно периодическое выполнение упражнений по выбору методов обучения.
Следующим
условием успешной реализации
оптимального выбора педагогических
решений является обязательный анализ
учителем эффективности применения
современных методов обучения после
окончания урока по технологии швейных
изделий. Педагогам полезно выявить
при этом, какими расходами
времени и усилий были достигнуты
определенные результаты, являются
ли эти расходы оптимальными с
точки зрения сформулированных ранее
критериев. При сложном комплексе
факторов, от которых зависит
успешность решения педагогических задач,
мы всегда будем иметь некоторые отклонения
от ожидаемого результата, но настойчивое
стремление уменьшить разрыв
между максимально возможным и реальным
результатом будет способствовать
повышению эффективности процесса, приблизит
его к оптимальному функционированию.
2.
Содержание обучения
учащихся профессиональных
училищ при обучении
курса «Технология швейных
изделий»
2.1
Современное состояние
обучения учащихся профессиональных
училищ технологии швейных
изделий
Курс «Технология швейных изделий» является одной из специальных курсов, определяющих профиль подготовки специалистов швейного производства.
Программа
курса, включающая в себя вопросы подготовки
и раскроя материалов в условиях промышленного
производства и производства одежды по
индивидуальным заказам, разработана
на основе типовой программы курса «Технология
швейных изделий» в соответствии с Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального
образования.
2.2
Авторская программа
по курсу «Технология
швейных изделий»
Учебная программа предназначена для учащихся профессиональных училищ специальностей «Конструирование швейных изделий», «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности» очной формы обучения.
1.2. Цели и задачи учебного курса
Целью изучения курса «Технология швейных изделий» является формирование широты мышления будущего специалиста. Современные швейные предприятия имеют сложную структуру. В их составе экспериментальные, подготовительные, раскройные, швейные цехи. Процессы подготовки производства не связаны с пошивом конкретных изделий, однако оказывают огромное влияние на формирование затрат, сопровождающих швейные процессы и, следовательно, экономическую эффективность швейного производства в целом. Современный специалист должен хорошо разбираться в вопросах подготовки и раскроя материалов, уметь анализировать и взаимоувязывать подготовительные и основные процессы в зависимости от конкретных производственных условий.
Задачи курса направлены на изучение технологических основ процессов подготовки и раскроя материалов в условиях промышленного производства и производства одежды по индивидуальным заказам.
Курс «Технология швейных изделий» базируется на основных положениях следующих учебных предметов: «Основы технологии одежды», «Методы качественного соединения деталей одежды», «Процессы изготовления верхней одежды», «Оборудование швейных предприятий», «Конструирование одежды».
Помимо общепрофессиональных и специальных дисциплин для изучения данного курса необходимы знания по высшей математике, навыки чертежных работ.
1.4. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучения курса в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника
В ходе учебного курса учащиеся получают знания о подготовительно-раскройном производстве, технологии подготовки раскроя материалов, основными этапами которого являются: измерение площади лекал, изготовление раскладок лекал, нормирование расходов материалов и их рациональное использование.
При
выполнении лабораторных работ учащиеся
закрепляют полученные теоретические
знания.
Вид учебной нагрузки | Всего часов | Семестр |
Общая трудоёмкость дисциплины | 188 | 3-4 |
Аудиторные занятия | 156 | 3-4 |
Теоретические занятия (ТЗ) | 110 | 3-4 |
Практические занятия (ПЗ) | - | 3-4 |
Лабораторные занятия | 46 | - |
Индивидуальные занятия | 2 | 3-4 |
Самостоятельная работа | 30 | 3-4 |
Вид итогового контроля | Зачет |
Все виды взаимосвязаны и объединены единой целью.
Самостоятельная работа предполагает закрепление и повторение аудиторного занятия, системный поиск по сбору необходимой информации и материала для дальнейшего самообразования и саморазвития личности. Самостоятельная работа может быть в виде подготовки учащимся доклада, реферата, творческого задания, а также в поиске наглядных примеров
Содержание курса
№
п/п |
Раздел |
Теорети-ческие
часы |
Практи-
ческие часы |
Самосто-
ятельная работа |
1. | Проектирование
технологических процессов |
40 |
24 |
4 |
2. | Методы изготовления одежды | 38 | 12 | 2 |
3. | Технологические процессы изготовления одежды | 32 | 20 | 2 |
Итого | 110 | 46 | 8 |
Информация о работе Методы обучения технологии швейных изделий