Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование особенностей освоения и формирования слоговой структуры слов в дошкольном возрасте.
Объект исследования - слоговая структура слова у детей ОНР.
Предмет исследования- освоение слоговой структуры слова у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить логопедическую и психолого- педагогическую литературу по теме.
2. Выявить онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме;
3. Рассмотреть методики коррекции по устранению нарушений слоговой структуры слова.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
1.1 Характеристика детей с общим недоразвитием речи………………………6
1.2 Онтогенез звуко-слоговой структуры слова………………………………14
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ
2.1 Методика обследования состояния слоговой структуры слов……………21
2.2 Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов…………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

слоговая готоваяТаня.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Большинство авторов (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Х. Швачкин и мн. др.) выделяют следующие временные нарушения слоговой структуры слова у нормально развивающихся детей: пропуски слогов и звуков в слове, ошибки добавления числа слогов, ошибки сокращения групп согласных, уподобление звуков и слогов, перестановки звуков и слогов в слове.

Наиболее распространенным нарушением слоговой структуры слова являются пропуски звуков и слогов в слове ('элизии'). А.Н. Гвоздев объяснял причины элизии сравнительной силой слогов [4]. При произнесении слов, как правило, сохраняется ударный слог. Н.Х. Швачкин видел причину элизии в особенности ребенка воспринимать речь взрослого в определенной ритмической структуре [23]. Н.И. Жинкин находил объяснение этого нарушения в том, что глотка не успевает проделать слоговые модуляции или производит их ослаблено [7]. Г.М. Лямина объясняла причину элизии в неумении приспосабливать движения органов речедвигательного аппарата к слышимым образцам [12]. Авторы считают, что это нарушение в норме является временным фактом и преодолевается к концу преддошкольного возраста.

В литературе встречаются описания ошибок добавления числа слогов. Исследуя этот вид нарушения, Н.Х. Швачкин пришел к выводу, что «чрезмерное увеличение энергии взрыва при сцеплении согласных» приводит к образованию «рудиментарного слога», продлевая смычку гласным звуком [23]. А.К. Маркова, анализируя ошибки удлинения слоговой структуры, выявила, что данный вид нарушения связан с сосредоточением внимания ребенка к звуковой стороне слова. «Позвуковое» произнесение стечения согласных приводит к его «раскладыванию»: деники (деньги), дядили (дятлы) и подготавливает слитное произнесение стечения согласных [13].

Очень распространенными, устойчивыми искажениями структуры слога являются ошибки сокращения групп согласных. С.Н. Цейтлин определила порядок сокращения групп согласных, происходящий по следующей схеме [21]:

- в сочетании сонорный + шумный сокращается сонорный: кука (кукла), пате (платье);

- в сочетании шумный щелевой + шумный смычный остается смычный и устраняется щелевой: десь (здесь), пать (спать).

Сокращения групп согласных зависит и от места в слове. Чаще всего группы согласных сокращаются в середине слова. А.К. Маркова объясняла это наблюдение тем, что при произнесении стечения согласных в середине слова возможно распределение стечения между двумя соседними слогами (реблюд - верблюд). Трудности в произнесении стечений согласных она связывала с их чрезвычайным фонетическим разнообразием. Сокращения групп согласных в той или иной мере присущи детям на всех этапах речевого развития [14].

В речи нормально развивающихся детей второго и третьего года жизни распространены уподобления слогов и звуков (ассимиляция). Объясняется это нарушение следствием расхождения между накоплением словаря и ограниченным количеством усвоенных звуков. Уподобление слогов является наиболее простым способом заполнения слогового контура. Уподобляют слоги дети «слогового» типа развития (по И.А. Сикорскому), так как они все внимание обращают на произнесение слогового контура, наполняя его доступным звуками, позже овладевают произнесением звукового состава слова. С.Н. Цейтлин говорила о дистантной ассимиляции (уподоблении) звуков, суть которой состоит в воздействии одного звука на другой [21]. В этом случае происходит частичное (по активному органу или способу образования) или полное уподобление одного звука другому в пределах слова (Надя - наня, Паша - папа).

Наиболее редки в речи нормально развивающихся детей ошибки перестановки звуков или слогов в слове (персеверации).

       Таким образом, в процессе усвоения звуко-слоговой структуры слова ребенок проходит длительный и сложный путь развития. Исследователи детской речи видят причины временных нарушений звуко-слоговой структуры слова в недостаточности двигательных и или слуховых возможностей детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

2.1 Методика обследования состояния слоговой структуры слов  Волковой Г. А.

Автор данной методики  рекомендует для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбирать  слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов; слова со стечением согласных в начале, середине и в конце слова. Предлагать  отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).

Детям 3 лет  предлагается воспроизвести  вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

   Детям 4-5 лет предлагаются различные типы слов: простые из открытых слогов без стечения согласных; более сложные из 4, 5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

Речевой материал может быть следующим: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

-назвать предметные картинки;

-повторить слова за логопедом;

-ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

-повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко);

-из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка-ма);

-из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па-по-пу);

-из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па па, па-па-па);

          -отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребенок в устной и письменной речи (нарушение количества и последовательности слогов в 2, 5-сложных словах, в словах со стечением согласных, замена слогов и т.д.). Это позволяет установить границы доступного для ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.[3]

 

 

 

 

 

 

Методики коррекции по устранению нарушения слоговой структуры слова

Методика  Н.С. Четверушкиной

Автор данной методики предлагает проводить работу по формированию слоговой структуры слова  индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “И”. На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного “Л” и работа по дифференциации этих звуков. Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова. Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры. Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале. [22.с 23].

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

(1-ый тип слоговой структуры)

Упражнение «УЗНАЙ, КТО ЭТО?»

Цель:

1.Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

2.Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

3.Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

Кто купает Вову? Мама.

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

(2 тип слоговой структуры)

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

2.Упражнять в слоговом синтезе.

3.Расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью: Побе - победа

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТОГО СЛОГА

(3-ий тип слоговой структуры)

Упражнение « ДОГОВОРИ СЛОВО».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа

2.Развивать слуховое внимание.

Ход игрового упражнения.

Вариант 1

Логопед произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком [м], затем называет слово полностью.

Вариант 2

Ребенок произносит первый звук [м], логопед договаривает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.

(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

(4-ый тип слоговой структуры)

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

2.Упражнять в слоговом синтезе.

3.Расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит начало слова. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.

(Значение выделенных слов необходимо уточнить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия).

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

(5-ый тип слоговой структуры)

Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель:

Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ.

(6-ой тип слоговой структуры)

Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

(7-ой тип слоговой структуры)

Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель:

1.        Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2.Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В      СЕРЕДИНЕ СЛОВА

(8 тип слоговой структуры)

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»

Цель:

1.Учить произносить слова слоговой структуры 8-го типа.

2.Упражнять в слоговом синтезе.

3.Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит заданный слог. Логопед, возвращая мяч, заканчивает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

(9-й тип слоговой структуры)

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.

Информация о работе Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов