Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа
Цель: исследование особенностей освоения и формирования слоговой структуры слов в дошкольном возрасте.
Объект исследования - слоговая структура слова у детей ОНР.
Предмет исследования- освоение слоговой структуры слова у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить логопедическую и психолого- педагогическую литературу по теме.
2. Выявить онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме;
3. Рассмотреть методики коррекции по устранению нарушений слоговой структуры слова.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
1.1 Характеристика детей с общим недоразвитием речи………………………6
1.2 Онтогенез звуко-слоговой структуры слова………………………………14
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ
2.1 Методика обследования состояния слоговой структуры слов……………21
2.2 Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов…………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………
-в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.)
-переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Следует обратить внимание на формирование связного высказывания объединение двух слов в одно предложение (Дай биби).
Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи. Используется бытовая лексика слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий рекомендуется создавать различные игровые ситуации.
С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не освоенные звуки. Главное не упустить осмысление ребенком значения усваиваемого слова. Параллельно большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед вводит слова со стечением согласных звуков но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков (например, мна-мно-мну-мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются деть ми по слогам.
На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются. Вначале логопед не требует от ребенка никакого осознанного отношения к слогу как части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно; деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в слове. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мама мамина (образование притяжательных прилагательных); Вова Вовочка (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); белка белки (единственное и множественное число существительных), а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.
Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.[10]
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова:
- Двусложные слова из открытых слогов (вата);
- Трехсложные слова из открытых слогов (машина);
-односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
-двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
-двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
-двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
-трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
-трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
-трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
-односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);
-двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
-четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.[2]
Фонематический и слоговой анализ слов
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
10. Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.
Фонематический и слоговой синтез слов
1. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО
2. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
3. Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
4. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом- домик, кот ... Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
5. Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА. МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА
6. Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши..., куби...
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов
1. Поменять слоги местами, составить слово: рады -дыра, сосна- насос.
2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка, малина + машина = мама
3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.
4. Определить, какой слог пропущен: ко-...-ва; са-...-лет.
Фонематические представления
1. Разложить картинки под схемы слов: (дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):
·РАК ЗИ ВО
МА РО
ТА
3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный).
4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).
5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр, рыба.
7. Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...
8. Придумать слова к схемам:
·КА-... (каша)
·КА-...-... (калина)
...-КА-....... (рукавицы, макароны)
·..-КА (ложка, ручка)
9. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).
10. Подобрать рифму к словам: мак, гамак, зайка.
11. Разложить картинки на две кучки: Кто это? и Что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.
15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).
В ходе отработки слов различной слоговой структуры не обходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.[5]
Заключение
Целью исследования было изучение освоения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР.
В ходе исследования была изучена психолого - педагогическая литература и логопедическая литература по теме, выявлены особенности формирования и овладения слоговой структурой слов у детей с ОНР, подобрана система упражнений по преодолению речевого нарушения.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция – важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы, в ходе работы была доказана.
Список используемой литературы
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР / З. Е. Агранович. – М. : «Детство-Пресс», 2001. – 48 c.
2. Большакова Е. С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения) / Е. С. Большакова.- М. : Просвещение, 1996.-87 с.
3. Волкова Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно- методическое пособие / Г. А. Волкова.- СПБ. : « Детство-Пресс», 2009.-144 с.
4. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев. - М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-85 с.
5. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков./ И. И. Ермакова.- М.: Просвещение, 1996.
6. Есечко Л. .Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в подготовительном классе // Дефектология. 1974. № 3.
7. Жинкин Н. И. Механизмы речи /Н. И. Жинкин. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 369с.
8. Жукова Н. С. Преодоление ОНР у дошкольников/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова , Т. Б. Филичева.- М.: Просвещение, 1990.
9. Коноваленко В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2001. С. 255-261.
10. Лалаева Р. И. Коррекция ОНР у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.- М.: «Детство-Пресс» , 1999г.- 97 с.
11. Левина Р. Е. К психологии детской речи в патологических случаях / Р.Е. Левина. – М.: Наука, 1985-134 с.
12. Лямина Г. М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго и третьего года жизни // Вопросы психологии / Г. М. Лямина – М.: -190 с.
13. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи//Вопросы психологии / А. К. Маркова - М.: 1988- 106 с.
Информация о работе Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов