Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование особенностей освоения и формирования слоговой структуры слов в дошкольном возрасте.
Объект исследования - слоговая структура слова у детей ОНР.
Предмет исследования- освоение слоговой структуры слова у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить логопедическую и психолого- педагогическую литературу по теме.
2. Выявить онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме;
3. Рассмотреть методики коррекции по устранению нарушений слоговой структуры слова.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
1.1 Характеристика детей с общим недоразвитием речи………………………6
1.2 Онтогенез звуко-слоговой структуры слова………………………………14
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ
2.1 Методика обследования состояния слоговой структуры слов……………21
2.2 Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов…………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

слоговая готоваяТаня.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3.Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.

(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕСЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ

(10-й тип слоговой структуры)

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 -го типа.

2.Упражнять в слоговом синтезе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ СЛОВА

(11-ый тип слоговой структуры)

Упражнение «ДОБАВЬ ПЕРВЫЙ ЗВУК».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа.

2.Упражнять в звуковом анализе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый звук. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.

(Значение незнакомых ребенку слов необходимо объяснить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия.)

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ

(12 тип слоговой структуры)

Упражнение «ДОБАВЬ СЛОГ – «КА».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.

2.Упражнять в звуковом анализе.

3.Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его слогом –«ка», затем называет слово полностью.

(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Значение незнакомых слов уточнить).

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ И СЕРЕДИНЕ СЛОВА

(13 тип слоговой структуры)

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении антонимов.

2.Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением.

 

ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

(14-й тип слоговой структуры)

Упражнение «ДОБАВЬ СЛОГ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа.

2.Упражнять в звуковом анализе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его заданным слогом, затем называет слово полностью.

(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Значение незнакомых слов необходимо уточнить.)

 

Методика З.  Е. Агранович

      В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильно го соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова

    Формирование фонетической системы речи у детей-логопатов может идти по-разному: у одних детей трудности вызывает преимущественно усвоение произнесения звуков при сохранной слоговой структуре слов, у других наблюдается как затруднение усвоения звуков, так и недоразвитие слоговой структуры слова. При этом уровни недоразвития лексико-грамматического и фонематического компонентов речи этих групп детей, как правило, различны.[1]

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

-подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

- коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Подготовительный этап

      На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса ( узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна.

Предлагаются следующие виды заданий:

-Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

- Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

          -Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

- Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

- Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами;

- Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

           Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на        логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

5. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки, ребро правой руки и т.д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...

Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.

Работа на вербальном материале

1 Игры и упражнения, направленные на формирование  пространственно-временных представлений -середина, конец; перед, за, после; первый, последний.

Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры[9].

В целях ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка» [17]. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: пер- вый, последний, начало, середина, конец, между, за, перед, после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? ).

Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку). Если ребенок знаком с понятиями один- много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Данные упражнения постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.

В процессе проведения занятий с детьми первого уровня речевого развития (ОНР-1) последовательно формируется активное отношение ребенка к языковой действительности. Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей.[18]

                                                Коррекционный этап

        Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

- Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

- Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов

Рекомендуется проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

-Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

 -Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

-Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

-Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

-Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

-Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;

-Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

-Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

-Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

-Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

-Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;

о-ста, а-сто, а-сту, а-сты;

и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;

о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;

у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.

В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить.

-Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;

-«Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

-Запись слогов различных типов под диктовку;

-Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);

-Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.

Уровень слова

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

-структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

-формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

Информация о работе Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов