Структура и виды работы в музее

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:10, реферат

Краткое описание

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях 2. Организация научно-исследовательской работы в музее 1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из  профильных и  музееведческих изыс¬каний. Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научно¬го поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи.

Файлы: 1 файл

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ ТЕМА 1.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ  ТЕМА 1. НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ 1. Основные направления и виды научно-исследовательской  работы в музеях 2. Организация научно-исследовательской  работы в музее 1. Основные направления  и виды научно-исследовательской  работы в музеях Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из  профильных и 

 

музееведческих изыс¬каний. Научные  исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем  направлениям научно¬го поиска, которые  характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи. Музейные специалисты принимают участие в разработке при¬мерно тех же проблем, что и сотрудники других родст¬венных по профилю научно-исследовательских уч¬реждений. Однако при этом они опираются на фонды и сосредотачивают свое внимание на вопросах, недо¬статочно изученных

 

в профильных дисциплинах, но важных для музеев. Речь идет прежде всего  об ис¬следованиях источниковедческого  характера, которые направлены на выявление  документирующих свойств музейных предметов и их значения для развития про¬фильных дисциплин. Иными словами, музейные пред¬меты в этих исследованиях изучаются с точки зрения того нового знания, которое они могут дать профиль¬ной научной дисциплине. Таким образом, имея единый предмет исследова¬ния, музеи и специализированные научные учрежде¬ния выполняют

 

при этом разные функции. Первые за¬няты  сбором эмпирических данных, накоплением, хранением, первичной обработкой и  систематизацией источников, обобщением полученных данных, превра¬щением  их в систему научных фактов, соотнесением с уже имеющимися знаниями и представлениями. Вто¬рые заняты глобальным обобщением новых данных и их вводом в систему уже сложившихся научных представлений. Но это разделение функций не исключает возможности для отдельных специалистов зани¬маться той и другой работой. Музееведческие исследования призваны форми¬ровать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направ¬ления исследовательской деятельности музеев: • разработка научной концепции музея; • исследования в области комплектования фондов • изучение музейных предметов и коллекций; • исследования в области охраны и хранения фондов; • научное проектирование экспозиций и выставок;

 

• исследования в области музейной коммуникации; • изучение истории  музейного дела; • изучение историографии  музееведения. Разработка научной концепции  музея представля¬ет собой всестороннее обоснование целей и задач  со¬здания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации. Исследования в области комплектования фондов заключаются в разработке научной концепции ком¬плектования, то есть всестороннего и глубокого обос¬нования тем комплектования.

 

 Такое обоснование явля¬ется составной частью научной концепции музея, а его детализация считается специальным, относительно са¬мостоятельным направлением научно-исследовательской деятельности музея. Научная концепция комплек¬тования включает в себя следующий комплекс работ: • оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже сложившихся коллекций и определение степени их полноты; • обоснование направленности и характера ком¬плектования или пополнения коллекций; • определение критериев

 

отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем; • определение круга и объема информации, фикси¬руемой в документах комплектования; • разработку системы каталогов комплектования. Основной результат научно-исследовательской работы в области комплектования фондов — это со¬здание или пополнение музейных коллекций. По ре¬зультатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются пе¬чатные каталоги новых поступлений, публикуются на¬учные статьи и монографии. Изучение музейных предметов и коллекций являет¬ся необходимым условием их включения в научный оборот. В ходе источниковедческого анализа из музей¬ных предметов извлекаются новые сведения, которые в дальнейшем привлекаются профильной наукой для более полного понимания изучаемых ею процессов, явлений и закономерностей. Но музейная ценность предмета не исчерпывается его научной ценностью, ведь он может обладать более широкой значимос¬тью — исторической, художественной, эстетической, мемориальной,

 

 коммуникативной. Изучение музей¬ных предметов и призвано выявить и оценить весь комплекс информации о них. Исследования в области хранения и охраны музей¬ных фондов направлены прежде всего на выработку оп¬тимальных условий обеспечения физической сохран¬ности музейных предметов и могут непосредственно осуществляться только в тех музеях, где есть соответст¬вующее оборудование и специалисты — реставраторы, препараторы, таксидермисты. Но и музеи, не распола¬гающие необходимыми техническими и кадровыми возможностями,

 

 могут и должны изучать условия хра¬нения своих фондов, чтобы ставить определенные зада¬чи перед специалистами в той или иной области. В последние десятилетия консервация, то есть дея¬тельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных предметов, развилась в столь же самостоятельную отрасль прикладного музееведе¬ния, как и реставрация, ставящая своей целью не только сохранение музейных предметов, но и устране¬ние имеющихся на них повреждений и восстановле¬ние их первоначального вида.

 

 Прежде чем приступить к реставрации памятника, специалисты всегда выявляют состояние его сохранности и прогнозируют результат реставрационных ра¬бот. Иконы обязательно подвергаются рентгенографи¬ческим исследованиям, которые показывают слои со¬хранившейся живописи и состояние доски. Затем эти слои идентифицируются, то есть определяются грани¬цы записей и авторского красочного слоя. Но техника, даже современная, не всегда выявляет подлинное со¬стояние памятника. Исследования в области музейной коммуникации ведутся в музееведческом, педагогическом, социологи¬ческом и психологическом аспектах, которые дополня¬ют друг друга и требуют междисциплинарного подхода. Музейно-психологические исследования, направлены на повышение эффективности коммуникации. Посетитель восприни¬мает экспозицию как некую целостность, поэтому ее со¬держание и форма должны находиться в единстве, поэтому важны отбор предме¬тов для экспонирования; и наиболее целе¬сообразные формы размещения

 

экспонатов в отдельных комплексах. Эстетическое оформление экспозиции, ее цветовое, световое и пространственное решение, отбор и графическое оформление текстов, применение аудио¬визуальных средств — все это важно осуществлять с уче¬том данных, полученных в результате психологических исследований. Физиологические особенности человека следует принимать во внимание и при разработке экспо¬зиционного оборудования, например, витрин, техничес¬кие характеристики которых должны соотноситься с ростом, уровнем

 

глаз и полем зрения посетителя. Исследования, посвященные проблемам  эффек¬тивности построения экспозиций, основываются на обобщении прежнего экспозиционного опыта, а так¬же используют экспериментальные методы. В ходе экспериментов широко применяется макетирование, а в последние годы — компьютерное моделирование, позволяющее выявить наиболее оптимальный вариант экспозиционного решения. Все виды взаимоотношений музея и его аудитории исследует музейная педагогика, которая представляет

 

собой одно из отраслей педагогической науки, предметом исследования которой  является культурно-образова¬тельная деятельность в условиях музея. Она изучает музей¬ную аудиторию, анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей и особен¬ности восприятия ими экспозиции, в определенных случаях вносит коррективы в содержание самой экспо¬зиции, создает и апробирует новые методики и про¬граммы работы с разными категориями посетителей. Музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению изуча¬ет также особая отрасль социологии — музейная социо¬логия. Первые социологические исследования в музеях стали проводиться в середине 1920-х гг. и были направ¬лены на изучение социально-демографического соста¬ва посетителей, их запросов и интересов. В зарубежных музеях с помощью методов наблюдения и хронометри¬рования определяли продолжительность осмотра посе¬тителями экспозиций и отдельных экспонатов, выявляя тем самым их аттрактивность

 

и поведенческую реак¬цию музейной аудитории. В 1960-е гг. анализировались уже не только социально-демографические показатели, но также психологические и мотивационные; на основе различия в мотивах посещения разрабатывалась типо¬логия музейной аудитории. В 1980-е гг. в зарубежных музеях началось комплексное изучение интересов по¬сетителей и выявление эффективности музейной дея¬тельности по таким признакам, как состав и количество посетителей, степень удовлетворения их потребностей.

 

 В российских музеях социологические  исследова¬ния стали приобретать  размах в 1970—1980-е гг.; по¬явились социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее, а в ряде крупных музеев — Третьяковской галерее, Музее изобрази¬тельных искусств им. А.С. Пушкина — в штат ввели социологов. В 1970-е гг. на базе краеведческих музеев и музеев-заповедников

 

Научно-исследовательский  институт культуры осуществил крупномасштабное и репрезентативное исследование «Музей и посети¬тель»; в 1982 г. провел исследование социально-демографического состава  аудитории художественного музея, что дало возможность смоделировать ее «портрет». Главная задача музейной социологии — определение эффективности музейной деятельности путем изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно-образовательной работы на разные категории посетителей. При этом анализируются такие аспекты экспозиции, как предметность, наглядность, доступность, последовательность, образность, атграктивность и эмо¬циональное воздействие в целом. На основе результатов подобного анализа разрабатываются конкретные реко¬мендации по подготовке экспозиции и определяются наи¬более эффективные формы выражения ее содержания. В последние десятилетия стали проводиться и соци¬ально-психологические исследования, направленные на

 

изучение  особенностей процесса мышления и восприя¬тия  в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека. Например, психологами установлено, что зри¬тельное восприятие намного эффективнее, чем слухо¬вое, при этом уровень восприятия значительно повыша¬ется, если деятельность оптических и акустических «ре¬цепторов» соединяется с моторными (двигательными) и осязательными.

 

 И это  открытие уже активно исполь¬зуется  музейной педагогикой. Изучается  восприятие и других аспектов  музейной экспозиции, в частности  ее архитектурно-художественного решения. Исследования в области истории, теории и мето¬дики музейного дела могут вестись в каждом музее, но на практике ими занимаются главным образом крупные музеи, имеющие для этого необходимый опыт и кадры. Кроме того, разработкой общих про¬блем музееведения занимаются специализированные научные учреждения

 

— научно-исследовательские  институты и кафедры высших учебных  заведений. 2. Организация научно-исследовательской  работы в музее Музеи, являющиеся структурными подразделения¬ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство музеев являются самостоятельными учреждениями, и разнооб¬разие выполняемых ими функций придает особую важ¬ность вопросам организации их научных исследований. Научная работа музеев, с одной стороны, должна соотноситься с общими направлениями научного по¬иска в области профильных дисциплин и вносить свой вклад в фундаментальные исследования. Но с другой стороны, она должна учитывать полифункциональный характер музея и в силу этого сохранять известную специфику. Первостепенными для музеев являются темы, связанные с изучением музейных предметов

 

и среды  их бытования, а также темы, способствующие постоянному пополнению фондов, максимально про¬должительному хранению и эффективному использо¬ванию собранных материалов. В основе планирования исследовательской работы лежит создание перспективных планов, рассчитанных на несколько лет. Сроки, отводимые на проведение тех или иных изысканий, зависят от сложности темы, ее обеспеченности кадрами и финансовыми возмож¬ностями музея.

 

 Небольшие  темы разрабатываются обычно  в течение года, продолжительность  более сложных варьируется в  пределах двух — пяти лет.  С планированием неразрывно связана координация деятельности музеев с другими научными учреждения¬ми, что помогает не только избежать неоправданного дублирования, параллелизма и несогласованности в ис¬следованиях, но и оказывать взаимную помощь в прове¬дении изысканий. В области профильных дисциплин музеи используют такие формы координации своих ис¬следований с другими

 

научными  учреждениями, как совместные научные  заседания, конференции, круглые столы, экспедиции, единые проблемные планы. Многие научные исследования в музеях осуществ¬ляются коллективно — усилиями отделов или секторов, а для разработки некоторых тем формируются времен¬ные коллективы в виде проблемных групп. В крупней¬ших музеях мира иногда создаются специальные науч¬но-исследовательские структуры. В 1931 г. для изучения коллекций Лувра была основана научно-исследователь¬ская лаборатория, которая теперь называется Научно-исследовательской лабораторией Музеев Франции. Она занимается изучением и датированием произведе¬ний искусства и других старинных предметов, наблюда¬ет за скрытыми процессами с помощью микроскопии, флуоресценции в ультрафиолетовых лучах, фотографи¬рования в инфракрасных лучах, радиографии. В лабо¬ратории используется разработанный в Лувре ускори¬тель элементарного анализа — установка

 

AGLAE, снаб¬женная в том числе и специальным прибором для анализа с использованием тепловых протонов, который специально предназначен для изучения произведений искусства. Свои изыскания музеи публикуют в сборниках на¬учных статей, монографиях, журналах, отчетах экспе¬диций. Ряд продолжающихся музейных изданий полу¬чил широкое признание в научном мире. Таковы, например, «Труды Государственного Эрмитажа», «Со¬общения

 

Государственного  Эрмитажа», «Сборники Музея антропологии и этнографии», и др. Наряду с этими  традиционными типами изданий музеи используют и специфические издания, характерные только для них и родственных им учреждений — опи¬сания и обзоры коллекций, научные каталоги по раз¬делам фонда или видам искусства, научные альбомы, публикации доку¬ментов, путеводите¬ли по фондам и экс¬позиции. Результаты мно¬гих своих изыска¬ний музеи отражают в коллекциях, вы¬ставках и экспози¬циях. ***

Информация о работе Структура и виды работы в музее