Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:10, реферат
Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях 2. Организация научно-исследовательской работы в музее 1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из  профильных и  музееведческих изыс¬каний. Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научно¬го поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи.
СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ
ТЕМА 1. НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ 1.
Основные направления и виды научно-исследовательской
работы в музеях 2. Организация научно-
музееведческих изыс¬каний. Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научно¬го поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи. Музейные специалисты принимают участие в разработке при¬мерно тех же проблем, что и сотрудники других родст¬венных по профилю научно-исследовательских уч¬реждений. Однако при этом они опираются на фонды и сосредотачивают свое внимание на вопросах, недо¬статочно изученных
в профильных дисциплинах, но важных
для музеев. Речь идет прежде всего
об ис¬следованиях источниковедческого
характера, которые направлены на выявление
документирующих свойств
при этом разные функции. Первые за¬няты сбором эмпирических данных, накоплением, хранением, первичной обработкой и систематизацией источников, обобщением полученных данных, превра¬щением их в систему научных фактов, соотнесением с уже имеющимися знаниями и представлениями. Вто¬рые заняты глобальным обобщением новых данных и их вводом в систему уже сложившихся научных представлений. Но это разделение функций не исключает возможности для отдельных специалистов зани¬маться той и другой работой. Музееведческие исследования призваны форми¬ровать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направ¬ления исследовательской деятельности музеев: • разработка научной концепции музея; • исследования в области комплектования фондов • изучение музейных предметов и коллекций; • исследования в области охраны и хранения фондов; • научное проектирование экспозиций и выставок;
• исследования в области музейной
коммуникации; • изучение истории
музейного дела; • изучение историографии
музееведения. Разработка научной концепции
музея представля¬ет собой
Такое обоснование явля¬ется составной частью научной концепции музея, а его детализация считается специальным, относительно са¬мостоятельным направлением научно-исследовательской деятельности музея. Научная концепция комплек¬тования включает в себя следующий комплекс работ: • оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже сложившихся коллекций и определение степени их полноты; • обоснование направленности и характера ком¬плектования или пополнения коллекций; • определение критериев
отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем; • определение круга и объема информации, фикси¬руемой в документах комплектования; • разработку системы каталогов комплектования. Основной результат научно-исследовательской работы в области комплектования фондов — это со¬здание или пополнение музейных коллекций. По ре¬зультатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются пе¬чатные каталоги новых поступлений, публикуются на¬учные статьи и монографии. Изучение музейных предметов и коллекций являет¬ся необходимым условием их включения в научный оборот. В ходе источниковедческого анализа из музей¬ных предметов извлекаются новые сведения, которые в дальнейшем привлекаются профильной наукой для более полного понимания изучаемых ею процессов, явлений и закономерностей. Но музейная ценность предмета не исчерпывается его научной ценностью, ведь он может обладать более широкой значимос¬тью — исторической, художественной, эстетической, мемориальной,
коммуникативной. Изучение музей¬ных предметов и призвано выявить и оценить весь комплекс информации о них. Исследования в области хранения и охраны музей¬ных фондов направлены прежде всего на выработку оп¬тимальных условий обеспечения физической сохран¬ности музейных предметов и могут непосредственно осуществляться только в тех музеях, где есть соответст¬вующее оборудование и специалисты — реставраторы, препараторы, таксидермисты. Но и музеи, не распола¬гающие необходимыми техническими и кадровыми возможностями,
могут и должны изучать условия хра¬нения своих фондов, чтобы ставить определенные зада¬чи перед специалистами в той или иной области. В последние десятилетия консервация, то есть дея¬тельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных предметов, развилась в столь же самостоятельную отрасль прикладного музееведе¬ния, как и реставрация, ставящая своей целью не только сохранение музейных предметов, но и устране¬ние имеющихся на них повреждений и восстановле¬ние их первоначального вида.
Прежде чем приступить к реставрации памятника, специалисты всегда выявляют состояние его сохранности и прогнозируют результат реставрационных ра¬бот. Иконы обязательно подвергаются рентгенографи¬ческим исследованиям, которые показывают слои со¬хранившейся живописи и состояние доски. Затем эти слои идентифицируются, то есть определяются грани¬цы записей и авторского красочного слоя. Но техника, даже современная, не всегда выявляет подлинное со¬стояние памятника. Исследования в области музейной коммуникации ведутся в музееведческом, педагогическом, социологи¬ческом и психологическом аспектах, которые дополня¬ют друг друга и требуют междисциплинарного подхода. Музейно-психологические исследования, направлены на повышение эффективности коммуникации. Посетитель восприни¬мает экспозицию как некую целостность, поэтому ее со¬держание и форма должны находиться в единстве, поэтому важны отбор предме¬тов для экспонирования; и наиболее целе¬сообразные формы размещения
экспонатов в отдельных
глаз и полем зрения посетителя. Исследования, посвященные проблемам эффек¬тивности построения экспозиций, основываются на обобщении прежнего экспозиционного опыта, а так¬же используют экспериментальные методы. В ходе экспериментов широко применяется макетирование, а в последние годы — компьютерное моделирование, позволяющее выявить наиболее оптимальный вариант экспозиционного решения. Все виды взаимоотношений музея и его аудитории исследует музейная педагогика, которая представляет
собой одно из отраслей педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образова¬тельная деятельность в условиях музея. Она изучает музей¬ную аудиторию, анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей и особен¬ности восприятия ими экспозиции, в определенных случаях вносит коррективы в содержание самой экспо¬зиции, создает и апробирует новые методики и про¬граммы работы с разными категориями посетителей. Музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению изуча¬ет также особая отрасль социологии — музейная социо¬логия. Первые социологические исследования в музеях стали проводиться в середине 1920-х гг. и были направ¬лены на изучение социально-демографического соста¬ва посетителей, их запросов и интересов. В зарубежных музеях с помощью методов наблюдения и хронометри¬рования определяли продолжительность осмотра посе¬тителями экспозиций и отдельных экспонатов, выявляя тем самым их аттрактивность
и поведенческую реак¬цию музейной аудитории. В 1960-е гг. анализировались уже не только социально-демографические показатели, но также психологические и мотивационные; на основе различия в мотивах посещения разрабатывалась типо¬логия музейной аудитории. В 1980-е гг. в зарубежных музеях началось комплексное изучение интересов по¬сетителей и выявление эффективности музейной дея¬тельности по таким признакам, как состав и количество посетителей, степень удовлетворения их потребностей.
В российских музеях
Научно-исследовательский
институт культуры осуществил крупномасштабное
и репрезентативное исследование «Музей
и посети¬тель»; в 1982 г. провел исследование
социально-демографического состава
аудитории художественного
изучение особенностей процесса мышления и восприя¬тия в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека. Например, психологами установлено, что зри¬тельное восприятие намного эффективнее, чем слухо¬вое, при этом уровень восприятия значительно повыша¬ется, если деятельность оптических и акустических «ре¬цепторов» соединяется с моторными (двигательными) и осязательными.
И это
открытие уже активно исполь¬
— научно-исследовательские
институты и кафедры высших учебных
заведений. 2. Организация научно-
и среды их бытования, а также темы, способствующие постоянному пополнению фондов, максимально про¬должительному хранению и эффективному использо¬ванию собранных материалов. В основе планирования исследовательской работы лежит создание перспективных планов, рассчитанных на несколько лет. Сроки, отводимые на проведение тех или иных изысканий, зависят от сложности темы, ее обеспеченности кадрами и финансовыми возмож¬ностями музея.
Небольшие темы разрабатываются обычно в течение года, продолжительность более сложных варьируется в пределах двух — пяти лет. С планированием неразрывно связана координация деятельности музеев с другими научными учреждения¬ми, что помогает не только избежать неоправданного дублирования, параллелизма и несогласованности в ис¬следованиях, но и оказывать взаимную помощь в прове¬дении изысканий. В области профильных дисциплин музеи используют такие формы координации своих ис¬следований с другими
научными учреждениями, как совместные научные заседания, конференции, круглые столы, экспедиции, единые проблемные планы. Многие научные исследования в музеях осуществ¬ляются коллективно — усилиями отделов или секторов, а для разработки некоторых тем формируются времен¬ные коллективы в виде проблемных групп. В крупней¬ших музеях мира иногда создаются специальные науч¬но-исследовательские структуры. В 1931 г. для изучения коллекций Лувра была основана научно-исследователь¬ская лаборатория, которая теперь называется Научно-исследовательской лабораторией Музеев Франции. Она занимается изучением и датированием произведе¬ний искусства и других старинных предметов, наблюда¬ет за скрытыми процессами с помощью микроскопии, флуоресценции в ультрафиолетовых лучах, фотографи¬рования в инфракрасных лучах, радиографии. В лабо¬ратории используется разработанный в Лувре ускори¬тель элементарного анализа — установка
AGLAE, снаб¬женная в том числе и специальным прибором для анализа с использованием тепловых протонов, который специально предназначен для изучения произведений искусства. Свои изыскания музеи публикуют в сборниках на¬учных статей, монографиях, журналах, отчетах экспе¬диций. Ряд продолжающихся музейных изданий полу¬чил широкое признание в научном мире. Таковы, например, «Труды Государственного Эрмитажа», «Со¬общения
Государственного Эрмитажа», «Сборники Музея антропологии и этнографии», и др. Наряду с этими традиционными типами изданий музеи используют и специфические издания, характерные только для них и родственных им учреждений — опи¬сания и обзоры коллекций, научные каталоги по раз¬делам фонда или видам искусства, научные альбомы, публикации доку¬ментов, путеводите¬ли по фондам и экс¬позиции. Результаты мно¬гих своих изыска¬ний музеи отражают в коллекциях, вы¬ставках и экспози¬циях. ***