Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:11, курсовая работа
Данная тема является актуальной для каждой организации. В условиях административно-командной экономики проблема соответствия организационной структуры управления целям и задачам организаций, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на неё не изучались. Этот период характеризуется построением организационных структур бюрократического типа с жесткими иерархическими связями, высоким уровнем формализации, централизованным принятием решений. Данная структура считалась идеальной и эффективной. В то же время, совсем не учитывалось, что организационная структура и её управление не могут быть стабильными, т. к. они должны постоянно корректироваться и совершенствоваться в соответствии с условиями, которые постоянно изменяются, т. е. не являются статичными и постоянными.
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ.
ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ.
РЕСУРСЫ.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.
ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.
НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.
ТИПЫ ОРГАНТЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.
ЛИНЕЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
ПРОЕКТНАЯ И МАТРИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ИЗМАЙЛОВСКАЯ МАНУФАКТУРА».
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И РАБОЧИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.
СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ.
СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ, МИССИЯ И ЦЕЛИ ОАО «ИЗМАЙЛОВСКАЯ МАНУФАКТУРА».
ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
Организация, ее виды и структура.
Курсовая работа студента группы 268 Мальцева Т. В.
Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный технический университет - УПИ
Нижнетагильский технологический институт (филиал) \
Кафедра «Экономика и управление в промышленности»
2003г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ.
ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ.
ХАРАКТЕРИСТИКА
РЕСУРСЫ.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.
ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.
НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.
ТИПЫ ОРГАНТЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.
ЛИНЕЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ
ПРОЕКТНАЯ И МАТРИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И РАБОЧИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.
СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ.
СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ, МИССИЯ
И ЦЕЛИ ОАО «ИЗМАЙЛОВСКАЯ МАНУФАКТУРА»
ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
Введение.
Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую реформацию.
Данная тема – “Организация, ее виды и структура”, была выбрана для исследования не случайно, поскольку именно структура организации должна обеспечивать реализацию её стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное разрешение основных задач организации. В широком понимании задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего соответствует целям и задачам организации, а также внешним и внутренним факторам, которые влияют на неё.
“Совершенная” структура
– это такая структура, которая
наилучшим образом позволяет
организации эффективно взаимодействовать
с внешней средой, продуктивно
и целенаправленно распределять
и направлять усилия своих сотрудников,
и таким образом, удовлетворять
потребности клиентов и достигать
своих целей с высокой
Данная тема является актуальной
для каждой организации. В условиях
административно-командной
В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям. Поэтому данная тема детально исследована в представляемой курсовой работе. В работе исследуется: сущность, структура организаций; их типы.
Как объект для исследования, были использованы организационные структуры как отечественных, так и зарубежных субъектов хозяйственной деятельности. Среди них: ОАО «Измайловская Мануфактура», ОАО «Днепроспецсталь», «IBM», «МакДоналдс», и др.
1. Понятие и сущность организации
1. 1 Что такое организация
Важно представлять, что понимается под организацией. Есть, к примеру, следующее определение сущности организации как процесса: это составная часть менеджмента, которая заключается в решении вопросов формирования структуры, касающихся:
- ответственности, посредством
которой поставленные перед
- формальных внутренних
взаимоотношений между
Данное определение окажется нужным и при рассмотрении вопросов, затрагиваемых в последующих главах.
Необходимо усвоить и нашу трактовку следующих слов и выражений, используемых в данной области:
«Организовать» — значит спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединить эти функции и действия в рамках группы, сектора, отдела, подразделения.
«Организационное
Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель; работают в одной команде, группе; используют определенные знания и технические приемы; выступают как единый и целостный организм.
Менеджмент осуществляет
свои функции в направлении
Организационная структура — это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
Организацией часто также называют отдельную фирму как производственную единицу, представляющую собой единый целостный организм.
Почему крохотная “Эппл”
и гигантская “Ай Би Эм” заработали
сотни миллионов в компьютерном
бизнесе, а другие, такие как “Ар
Си Эй”, потеряли свои состояния? Как
“МакДоналдсу” удается готовить
миллиарды гамбургеров в год,
дешево продавать их и получать при
этом огромные прибыли, в то время
как большинство ресторанов не в
состоянии обслуживать
Успех и провал этих фирм и компаний имеют одну общую особенность. Все они являются организациями. Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.
Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы
2. Наличие, по крайней
мере, одной цели (т. е. желаемого
конечного состояния или
3. Наличие членов группы,
которые намеренно работают
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение:
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей (определение Честера Бернарда, одного из классиков менеджмента 30-40-х годов).
Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.
Таким образом, когда употребляется слово организация, имеется в виду формальная организация.
Отношения между людьми формальных
организаций реализуются
Из определения следует,
что организация всегда имеет
хотя бы одну общую цель, разделяемую
и признаваемую таковой всеми
ее членами. Но формальное управление
редко имеет дело с организациями,
имеющими только одну цель. Менеджмент
- это управление сложными организациями.
Сложные организации имеют
Один простой пример: “МакДоналдс” является организацией, состоящей из 8 с лишним тысяч самостоятельных предприятий, работа которых обеспечивается поддержкой большого числа организаций, работающих “ за кулисами”, ведущих строительство магазинов и цехов, осуществляющих рекламу, производящих закупку продуктов, разрабатывающих новые виды продукции, осуществляющих контроль качества. Каждое заведение “МакДоналдс” имеет свои планы реализации продукции и прибыли. Каждая вспомогательная единица также имеет свои цели, такие как, например, закупка говядины по выгодным ценам. Эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы.
Например, ресторан может
реализовать свои цели, добившись
запланированной прибыли, только если
служба закупки добьется своих целей,
обеспечив достаточное
2. Жизненный цикл организации.
Жизненный цикл организации можно разделить на 4 этапа (рис. 1):
Создание - организация находится
на стадии становления, формируется
жизненный цикл продукции, цели нечеткие,
продвижение к следующему этапу
требует стабильного
Рост - развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации, коммуникации в рамках организации и ее структура остаются неформальными.
Зрелость - структура организации стабилизируется, растет роль руководящего звена, процесс принятия решений становится взвешенным, растет выпуск продукции, расширяется рынок оказания услуг.
Упадок - в результате конкуренции
организация сталкивается со спадом
спроса на ее продукцию и услуги,
растет потребность в работниках,
не эффективна система мотивации, громостская
система контроля, отсутствие новых
идей. В результате этого организация
начинает распадаться. Она вынуждена
либо принять жесткую схему
Миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, т. е. выражает смысл ее существования.
Миссия дает субъектам
внешней среды общее
Миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа.
Миссия создает возможности для более действенного управления организацией.
Цели – конкретное состояние
отдельных характеристик
Направления, по которым устанавливаются цели в организации:
прибыльность
положение на рынке
производительность труда
финансовые ресурсы
мощности организации
человеческие ресурсы
работа с покупателями
благотворительность
и т. д.
Требования к целям:
достижимость
соизмеримость
конкретность
совместимость
приемлемость
1. 2 Характеристика и типы организационных структур
Общие характеристики организаций
Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.
Эти общие черты, кратко изложенные ниже, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.
Ресурсы.
В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов.
Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
Процесс преобразования ресурсов
легче всего увидеть в