Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:10, реферат
Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях 2. Организация научно-исследовательской работы в музее 1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из  профильных и  музееведческих изыс¬каний. Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научно¬го поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи.
Вся деятельность музея прямо или косвенно опира¬ется на научные исследования. Без них невозможно успешное комплектование фондов, продолжительное их хранение, создание полноцен¬ной экспозиции, проведение действенной культур¬но-образовательной работы. Направления научно-исследовательской работы музея связаны как с научным поиском в рамках про¬фильных научных дисциплин (истории, биологии, ис¬кусствознания, литературоведения и т. д.), так и с изы¬сканиями в области музееведения. От прочих научных учреждений музеи отличают¬ся и формами публикации результатов своих исследо¬ваний. Эти результаты находят отражение не только в печатной продукции, но и в научно подобранных и обработанных коллекциях, а также в экспозициях и выставках. Научно-исследовательская работа в музеях нуж¬дается в правильной организации и планировании, чтобы отдельные темы согласовывались между собой, становясь звеньями единой цепи проблем, решение которых
имеет наиважнейшее значение для развития музея. Музеи координи¬руют свою деятельность с другими музеями и специализированными научными и учебными учрежде¬ниями. Музеи предоставляют свои коллекции истори¬кам, археологам, этнографам, искусствоведам, палеон¬тологам, биологам, литературоведам и другим специа¬листам, тем самым принимая участие в их работе. Собственные исследования музеев открывают для на¬уки новые источники и обогащают разработку пробле¬матики
профильной науки. ТЕМА 2. ФОНДЫ МУЗЕЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОНДОВОЙ РАБОТЫ 1. ФОНДЫ МУЗЕЯ Понятие «Фонды музея» Научная организация музейных фондов 2. НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА 2.1. Изучение музейных предметов. 2.2. Комплектование фондов музея 2.3. Учет музейных фондов 2.4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи консервации и реставрации,
упаковка и транспортировка
музейных предметов, система
изучения предмета или непосредственно для экспозиционных нужд. Одни их них дают возмож¬ность представить внешний облик предмета, когда по тем или иным причинам он не может быть помещен в экспозицию. Другие несут дополнительную инфор¬мацию о предмете, например, рентгеновские снимки позволяют в ходе изучения предмета выяснить его строение. Витрины стенды и другие виды музейно¬го оборудования, а также аудиовизу¬альные средства, которые включаются
в экспозицию с целью более глубокого раскрытия ее содержания, в состав музейных фондов не входят. Материалы, составляющие музейные фонды, не¬равноценны по своей значимости для науки и культу¬ры, а также для деятельности конкретного музея. Му¬зейные предметы, в отличие от научно-вспомогатель¬ных материалов, являются памятниками истории и культуры, поэтому подлежат охране в соответствии с действующим законодательством. Неравнозначна и ценность самих музейных пред¬метов, что выражается понятиями «типичность» и «уни¬кальность».
Типовым музейным предметом
считается предмет, отражающий
типичное явление и обладаю¬
сохра¬нившиеся в одном
документирующие историю становления
отечественной оптико-
Это предметы, обладающие высокой
степенью эмоционального
научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется музей¬ной коллекцией. Предметы группируются в коллекции по разным признакам: по типам источников, по про¬исхождению, по содержанию. Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по опре¬деленному признаку классификации — по материалу, отраслям знаний, практической деятельности, регио¬нам, этническим группам и т. п. — называется систе¬матической коллекцией. Это может быть коллекция фарфора, археологическая коллекция,
коллекция
или историческим событием. Коллекция, созданная частным ли¬цом и поступившая на хранение в музей, именуется личной коллекцией. Совокупность музейных коллекций называют му¬зейным собранием. Вместе с тем существует и более широкая трактовка этого понятия, согласно которой под музейным собранием понимается научно органи¬зованная совокупность не только музейных предме¬тов, но и научно-вспомогательных материалов, а также хранящихся в музее различных средств научно-ин¬формационного обеспечения, в частности архива и библиотеки. Все вышесказанное свидетельствует о том, что фонды музея должны быть научно организованы. Во-первых, научная организация фондов позволяет фиксировать юридическое положение предмета, а также его значение для науки и культуры в целом и для конкретного музея в частности. Во-вторых, науч¬ная организация фондов создает наиболее оптималь¬ные условия для формирования фондов, их хранения, исследования и использования. 1. 2. Научная организация музейных фондов
В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей¬ных предметов, и научно-вспомогательный фонд, включающий научно-вспомогательные материалы. В естественно-научных музеях имеется еще и фонд сырьевых материалов. В него входят объекты приро¬ды, предназначенные для лабораторных исследований и препарирования — шкурки животных, влажные экс¬педиционные сборы, материалы, подготавливаемые для длительного хранения.
Выделение этого фонда
В соответствии с этой концепцией фонды му¬зея делятся на фонд музейных предметов и фонд науч¬но-вспомогательных материалов. Фонд музейных предметов делится на:  основной и  обменный. Музейные предме¬ты, которые составляют основу собрания и на базе которых осуществляется вся деятельность музея, образу¬ют основной фонд. Музейные предметы, в которых данный музей не нуждается, включаются в обменный фонд. Он предназначен для передачи его содержимого в другие музеи на безвозмездной основе илв порядке обмена на профильные предметы с раз¬решения Министерства культуры. Н.П. Финягина. Схема состава музейных фондов по значению и юридическому положению В музейных фон¬дах встречаются непрофильные материалы, которые данному музею не нужны, но они обладают значимос¬тью, порой огромной, для науки и культуры в целом. Кроме того, в музейных фондах встречаются полно¬стью идентичные предметы — дублеты.
Согласно существующим
одному, лучшему, из тех, что име¬ются в нескольких экземплярах. Поскольку типовые и уникальные предметы име¬ют разное значение для науки и культуры, Н.П. Финягина предлагает выделять их в отдельные фонды в со¬ставе коллекционного фонда, дублетного фонда, фон¬да непрофильных предметов и фонда излишних дублетных материалов. В мемориальных музеях пред¬лагается делить коллекционный фонд на фонд мемо¬риальных предметов и фонд
предметов, не имеющих мемориального значения. Определенные особенности имеют фонды ряда естественно-научных музеев. В силу индивидуальности и неповторимости объекты природы не подлежат выделению в обменный или дублетный фонды. В музе¬ях системы Российской академии наук и Министерст¬ва общего и профессионального образования основ¬ной фонд, как правило, делится на научный фонд и экс¬позиционный фонд. В основе этого деления лежат различные способы фиксации и формы консервации материала, которые имеют неравноценную значи¬мость для исследования и экспонирования. Дело в том, что влажные препараты, зафиксиро¬ванные при помощи спиртовых смесей, быстро обес¬цвечиваются и теряют экспозиционный вид. Однако анатомические и морфологические особенности орга¬низма сохраняются в полной мере, что очень важно для проведения исследований. Препараты, при фикса¬ции которых использовалась смесь с формалином, обесцвечиваются очень незначительно,
но структура тканей
особенности
которой в большей степе¬ни
определяется мастерством
Музейные предметы всех музеев страны образуют Музейный фонд Украины. Его состав, организацию и порядок использования впер¬вые определило «Положение о Музейном фонде Сою¬за ССР» (1965 г.). Наряду с музейными предметами в состав Музей¬ного фонда Украины входят все выявленные предметы му¬зейного значения, находящиеся в собственности част¬ных лиц, общественных и религиозных объединений и организаций. Таким образом, по своему составу Му¬зейный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части, но независимо от форм собственности все памятники истории и культуры, включенные в его состав, являются неотъемлемой час¬тью культурного наследия народов Украины. Они не подлежат вывозу за пределы страны, а их временный вывоз регулируется Законом Украины «О вывозе и ввозе культурных ценностей».