Структура и виды работы в музее

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:10, реферат

Краткое описание

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях 2. Организация научно-исследовательской работы в музее 1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из  профильных и  музееведческих изыс¬каний. Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научно¬го поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи.

Файлы: 1 файл

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ ТЕМА 1.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

 

Вся деятельность музея прямо или  косвенно опира¬ется на научные исследования. Без них невозможно успешное комплектование фондов, продолжительное их хранение, создание полноцен¬ной экспозиции, проведение действенной культур¬но-образовательной работы. Направления научно-исследовательской работы музея связаны как с научным поиском в рамках про¬фильных научных дисциплин (истории, биологии, ис¬кусствознания, литературоведения и т. д.), так и с изы¬сканиями в области музееведения. От прочих научных учреждений музеи отличают¬ся и формами публикации результатов своих исследо¬ваний. Эти результаты находят отражение не только в печатной продукции, но и в научно подобранных и обработанных коллекциях, а также в экспозициях и выставках. Научно-исследовательская работа в музеях нуж¬дается в правильной организации и планировании, чтобы отдельные темы согласовывались между собой, становясь звеньями единой цепи проблем, решение которых

 

имеет наиважнейшее значение для развития музея. Музеи координи¬руют свою деятельность с другими музеями и специализированными научными и учебными учрежде¬ниями. Музеи предоставляют свои коллекции истори¬кам, археологам, этнографам, искусствоведам, палеон¬тологам, биологам, литературоведам и другим специа¬листам, тем самым принимая участие в их работе. Собственные исследования музеев открывают для на¬уки новые источники и обогащают разработку пробле¬матики

 

профильной науки. ТЕМА 2. ФОНДЫ  МУЗЕЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОНДОВОЙ РАБОТЫ 1. ФОНДЫ МУЗЕЯ Понятие «Фонды музея» Научная организация музейных фондов 2. НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА 2.1. Изучение музейных предметов. 2.2. Комплектование фондов музея 2.3. Учет музейных фондов 2.4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи консервации и реставрации,

 

 упаковка и транспортировка  музейных предметов, система хранения  музейных фондов) 1. ФОНДЫ МУЗЕЯ  1.1. Понятие «Фонды музея» Понятием  «фонды музея» обозначают всю  научно организованную совокупность  материалов, принятых музеем на  постоянное хранение. При этом они могут находиться не только в фондохранилище и экспози¬ции, но и быть переданными на экспертизу или реста¬врацию, а также во временное пользование другому учреждению или музею. Основу музейных фондов составляют музейные предметы — памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования в свя¬зи с их способностью документировать общественные и природные процессы и явления. Кроме них в фонды входят так называемые научно-вспомогательные ма¬териалы, которые не обладают свойствами музейных предметов, но помогают их изучать и экспонировать. Это различные схемы, таблицы, графики, планы, кар¬ты, модели, макеты, реконструкции, созданные в про¬цессе

 

изучения предмета или непосредственно  для экспозиционных нужд. Одни их них дают возмож¬ность представить внешний облик предмета, когда по тем или иным причинам он не может быть помещен в экспозицию. Другие несут дополнительную инфор¬мацию о предмете, например, рентгеновские снимки позволяют в ходе изучения предмета выяснить его строение. Витрины стенды и другие виды музейно¬го оборудования, а также аудиовизу¬альные средства, которые включаются

 

в экспозицию с целью более глубокого  раскрытия ее содержания, в состав музейных фондов не входят. Материалы, составляющие музейные фонды, не¬равноценны по своей значимости для науки и культу¬ры, а также для деятельности конкретного музея. Му¬зейные предметы, в отличие от научно-вспомогатель¬ных материалов, являются памятниками истории и культуры, поэтому подлежат охране в соответствии с действующим законодательством. Неравнозначна и ценность самих музейных пред¬метов, что выражается понятиями «типичность» и «уни¬кальность».

 

 Типовым музейным предметом  считается предмет, отражающий  типичное явление и обладаю¬щий  свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандарт¬ные промышленные изделия, типовые документы. Та¬кой предмет, даже если он хранится в музее в единст¬венном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют ти¬пичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные ору¬дия эпохи неолита. Уникальными музейными предметами считаются единственные в сво¬ем роде предметы, отличающиеся особой научной, ис¬торической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но

 

сохра¬нившиеся в одном экземпляре или в очень ограничен¬ном  количестве. Например, в коллек¬ции фотоаппаратов Госу¬дарственного  Политех¬нического музея, кото¬рая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеют¬ся как типовые конст¬рукции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малют¬ка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы,

 

документирующие историю становления  отечественной оптико-механической промышленнос¬ти. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье. К уникальным относятся и мемориальные предме¬ты — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со зна¬менательными событиями. Среди них выделяют осо¬бую группу — реликвии.

 

 Это предметы, обладающие высокой  степенью эмоционального воздействия  и осо¬бо почитаемые как память  о выдающемся человеке или  событии. В Оружейной палате Московского Кремля хра¬нятся, например, реликвии, связанные с именем дон¬ского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем Иваном Грозным. Именно она, по легенде, ста¬ла причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и пред¬ставляющих

 

научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется музей¬ной коллекцией. Предметы группируются в коллекции по разным признакам: по типам источников, по про¬исхождению, по содержанию. Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по опре¬деленному признаку классификации — по материалу, отраслям знаний, практической деятельности, регио¬нам, этническим группам и т. п. — называется систе¬матической коллекцией. Это может быть коллекция фарфора, археологическая коллекция,

 

 коллекция сельскохозяйственных  орудий, коллекция телефон¬ных аппаратов,  коллекция старопечатных книг, кол¬лекция  африканских масок, коллекция русской живо¬писи и т.п. Коллекция, сформированная из музейных пред¬метов разных типов (документов, фотографий, произ¬ведений искусства, вещей и пр.), которые раскрывают определенную тему, называ¬ется тематической коллекцией. Коллекция является мемориальной, если образующие ее разнотипные предметы связаны с определенным лицом

 

или историческим событием. Коллекция, созданная частным ли¬цом и поступившая  на хранение в музей, именуется личной коллекцией. Совокупность музейных коллекций  называют му¬зейным собранием. Вместе с тем существует и более широкая трактовка этого понятия, согласно которой под музейным собранием понимается научно органи¬зованная совокупность не только музейных предме¬тов, но и научно-вспомогательных материалов, а также хранящихся в музее различных средств научно-ин¬формационного обеспечения, в частности архива и библиотеки. Все вышесказанное свидетельствует о том, что фонды музея должны быть научно организованы. Во-первых, научная организация фондов позволяет фиксировать юридическое положение предмета, а также его значение для науки и культуры в целом и для конкретного музея в частности. Во-вторых, науч¬ная организация фондов создает наиболее оптималь¬ные условия для формирования фондов, их хранения, исследования и использования. 1. 2. Научная организация музейных фондов

 

В соответствии со значением предметов  для науки и культуры и их юридическим  положением музейные фонды делятся  на основной фонд, состоящий из музей¬ных  предметов, и научно-вспомогательный  фонд, включающий научно-вспомогательные материалы. В естественно-научных музеях имеется еще и фонд сырьевых материалов. В него входят объекты приро¬ды, предназначенные для лабораторных исследований и препарирования — шкурки животных, влажные экс¬педиционные сборы, материалы, подготавливаемые для длительного хранения.

 

 Выделение этого фонда обусловлено  тем, что в процессе исследований  и пре¬парирования часть объектов  природы может утратить свойства  музейного предмета. Включение объекта  в этот фонд носит временный  характер. Более дробное деление фондов музея является дис¬куссионным. Наиболее распространена концепция Н.П. Финягиной.

 

В соответствии с этой концепцией фонды му¬зея делятся на фонд музейных предметов и фонд науч¬но-вспомогательных  материалов. Фонд музейных предметов делится на:  основной и  обменный. Музейные предме¬ты, которые составляют основу собрания и на базе которых осуществляется вся деятельность музея, образу¬ют основной фонд. Музейные предметы, в которых данный музей не нуждается, включаются в обменный фонд. Он предназначен для передачи его содержимого в другие музеи на безвозмездной основе илв порядке обмена на профильные предметы с раз¬решения Министерства культуры. Н.П. Финягина. Схема состава музейных фондов по значению и юридическому положению В музейных фон¬дах встречаются непрофильные материалы, которые данному музею не нужны, но они обладают значимос¬тью, порой огромной, для науки и культуры в целом. Кроме того, в музейных фондах встречаются полно¬стью идентичные предметы — дублеты.

 

 Согласно существующим нормативам, при наличии в музейном собрании  нескольких дублирующих друг  друга музей¬ных предметов пять  из них входят в основной  фонд, а остальные — в обменный  фонд, который, таким об¬разом, делится  на: фонд непрофильных предметов  и фонд излишних дублетных материалов. Внутри ос¬новного фонда формируются дублетный фонд и кол¬лекционный фонд. Последний включает все музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном эк¬земпляре, а также по

 

одному, лучшему, из тех, что име¬ются в нескольких экземплярах. Поскольку типовые и уникальные предметы име¬ют разное значение для науки и культуры, Н.П. Финягина предлагает выделять их в отдельные фонды в со¬ставе коллекционного фонда, дублетного фонда, фон¬да непрофильных предметов и фонда излишних дублетных материалов. В мемориальных музеях пред¬лагается делить коллекционный фонд на фонд мемо¬риальных предметов и фонд

 

предметов, не имеющих мемориального  значения. Определенные особенности  имеют фонды ряда естественно-научных  музеев. В силу индивидуальности и неповторимости объекты природы не подлежат выделению в обменный или дублетный фонды. В музе¬ях системы Российской академии наук и Министерст¬ва общего и профессионального образования основ¬ной фонд, как правило, делится на научный фонд и экс¬позиционный фонд. В основе этого деления лежат различные способы фиксации и формы консервации материала, которые имеют неравноценную значи¬мость для исследования и экспонирования. Дело в том, что влажные препараты, зафиксиро¬ванные при помощи спиртовых смесей, быстро обес¬цвечиваются и теряют экспозиционный вид. Однако анатомические и морфологические особенности орга¬низма сохраняются в полной мере, что очень важно для проведения исследований. Препараты, при фикса¬ции которых использовалась смесь с формалином, обесцвечиваются очень незначительно,

 

 но структура тканей нарушается. Поэтому, сохраняя экспозицион¬ную  привлекательность, они становятся  практически непригодными для  полноценного научного исследова¬ния.  Далее, классическими объектами  научных иссле¬дований являются тушки, однако аттрактивными свой¬ствами они почти не обладают. Напротив, аттрактивность чучел весьма велика, но они не могут являться объектом исследования в строгом смысле слова, по¬скольку представляют собой уже не подлинники, а ре¬конструкцию,

 

 особенности  которой в большей степе¬ни  определяется мастерством таксидермиста,  нежели характером самого природного  объекта. Таким образом, необходимость  выделения научно¬го фонда в  ряде естественно-научных музеев  обуслов¬лена тем, что именно  он должен представлять собой до¬кументальный и вещественно зафиксированный итог работы музея по исследованию природы региона. Принадлежность предметов к основному и научно-вспомогательному фондам оформляется различными документами.

 

 Музейные  предметы всех музеев страны образуют Музейный фонд Украины. Его состав, организацию и порядок использования впер¬вые определило «Положение о Музейном фонде Сою¬за ССР» (1965 г.). Наряду с музейными предметами в состав Музей¬ного фонда Украины входят все выявленные предметы му¬зейного значения, находящиеся в собственности част¬ных лиц, общественных и религиозных объединений и организаций. Таким образом, по своему составу Му¬зейный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части, но независимо от форм собственности все памятники истории и культуры, включенные в его состав, являются неотъемлемой час¬тью культурного наследия народов Украины. Они не подлежат вывозу за пределы страны, а их временный вывоз регулируется Законом Украины «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Информация о работе Структура и виды работы в музее