Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 02:05, реферат
Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе работы с персоналом.
Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, поиск альтернативных решений и вариабельности мышления.
Виды ролевых структур
Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе работы с персоналом.
Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, поиск альтернативных решений и вариабельности мышления.
Коммуникационные роли определяют содержание и уровень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информацией, процессе принятия решений.
Поведенческие роли характеризуют типовые модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, работе, в конфликтных ситуациях и играют важную роль в коллективе.
Основными
методами для определения
Умение руководителя
правильно использовать
Характерные
роли коллектива показаны в таблице.
| Название роли | Содержание роли |
| Генератор идей |
Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, определяет пути и средства реализации идей. |
| Эксперт |
Обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения. |
| Критик |
Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей. |
| Организатор |
Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы в целом и отдельных ее членов. |
| Лидер |
Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов. |
| Делопроизводитель |
Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы. |
| Связной |
Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы. |
Социальная структура
Социальная структура характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность общественных групп, классифицированных по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.
Исходными
данными для анализа
Для получения
достоверных и сопоставимых
Ситуационные роли
| Название роли | Содержание роли | |||
| Творческие роли | ||||
| Генератор идей | Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проб лемы, предлагает альтернативы решения, намечает пути и средства реализации идей | |||
| Компилятор идей | Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностью соединения различных идей, разра батывает технологию использования выдвинутых идей на практике | |||
| Эрудит | Привносит в работу энциклопедические сведения по широ кому кругу проблем в прошлом и настоящем | |||
| Эксперт | Обладает способностью оценить целесообразность той инк иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения | |||
| Энтузиаст | Личным примером и обаянием влияет на группу, вселяя веру в успех общего дела, побуждает других работать добросо вестно | |||
| Критик | Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдви гаемых идей | |||
| Организатор | Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции дости жения конечной цели | |||
| Коммуникационные роли | ||||
| Лидер | Обладает высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывает влияние на поведение как группы в целом, так и отдельных ее членов | |||
| Делопроизводитель | Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, спра вок, мнений и составлению итогового отчета группы | |||
| Связной | Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы | |||
| «Сторож» | Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность сообщений, доводит их до лидера | |||
| Координатор | В контакте с лидером осуществляет увязку действий отдель ных членов группы с точки зрения достижения конечной цели | |||
| Проводник | Обеспечивает связи группы с внешней средой | |||
| Поведенческие роли | ||||
| Оптимист | Будучи всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы | |||
| Нигилист | Никогда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой | |||
| Конформист | Следует общепринятым нормам поведения, пассивно согла шается с решением группы, представляя «молчаливое боль шинство» | |||
| Догматик | Упорно придерживается известных норм, отстаивает свое мнение, порой даже не соглашаясь с рациональным решением группы | |||
| Комментатор | Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту | |||
| Кляузник | Собирает слухи, часто не проверенные или даже ложные, и способствует их распространению. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции | |||
| Борец за правду | Является
носителем и выразителем | |||
| Общественник | Увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет «почины» и «мероприятия» в рабочее время. Свои обязанности по службе выполняет посредственно | |||
| «Важная птица» | Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что он многое знает и у него есть «рука» | |||
| «Казанская сирота» | Ищет сочувствия окружающих, жалуясь на свое бедственное положение и непонимание в коллективе и со стороны руко водства | |||
| «Ерш» | Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами | |||
| «Себе на уме» | Занимается на работе преимущественно личными делами (читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает быт), ис пользуя при этом свое служебное положение | |||
| Лентяй | Не проявляет никакой активности в труде, занимается второ степенными делами (спит, читает газеты, курит, ходит по отделам), ведет посторонние разговоры | |||
| «Наполеон» | Тщеславный человек с манией величия, стремящийся занять эуководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях | |||
Типичные
роли, которые принимают
на себя некоторые
участники рабочих
групп
| Название роли | Содержание роли |
| Резонер | Человек, который
считает, что в то время, когда
он читал Платона, Ньютона и творения
других великих мужей, все остальные
смотрели по телевизору сериалы. Поэтому
он чувствует настоятельную |
| Благонамеренный садист | Человек, уверенный в том, что совещания должны приносить боль участникам. Он часто вносит предложения, значительно ухудшающие условия работы. Например: «Предлагаю не ходить в туалет до тех пор, пока мы не примем решение» или «Предлагаю продолжить работу группы в обеденное время...» |
| Вечный страдалец | «Деликатный» человек, которого окружают «грубые» люди. Этот человек считает, что всегда оказывается «с краю», и громко объявляет об этом: «Я, конечно же, как обычно, смогу поработать в субботу, ведь это не проблема с тех пор, как от меня ушла жена и забрала с собой детей...» |
| Вольный стрелок, или Блаженный странник | Человек, красноречиво и с удовольствием уводящий группу от основной темы |
| Статист, или Дремлющий | Всегда молчит, отстранен от обсуждения и поддерживает связь с миром лишь посредством междометий и коротких фраз: «Угу», «Уф», «Все то же самое», «Как всегда», «Верно, верно» и т.п. |