Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:32, реферат
Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью й обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами.
1.Издержки фирмы, их виды и структура.
Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью й обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений
о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью
максимизации прибыли. Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами.
Издержки фирмы - это денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции. Различают следующие виды издержек фирмы:
Общие издержки (TC)
Постоянные издержки (FC)
Переменные издержки (VC)
Средние общие издержки (AC)
Средние постоянные издержки (AFC)
Средние переменные издержки (AVC)
Постоянные издержки (fixed cost) — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы. Следует учесть, однако, что административные расходы и расходы по ремонту могут быть отнесены к постоянным издержкам с известной долей условности, так как они в некоторой степени зависят от размеров производства.
Переменные издержки (variable cost) — это изиздержки держки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Они обозначаются VC.В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция. По мере достижения оптимальных размеров производства. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более быстрого роста издержек по сравнению с ростом производства.
Общие издержки (total cost) — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Они обозначаются ТС или С. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции (Q): ТС = f(Q). Общие издержки представляют собой сумму переменных и постоянных: TC=TC + VC.
Средние общие - это стоимость производства одной единицы продукции, себестоимость продукции.
Их можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции: АТС ~TC/Q или путем сложения средних постоянных (AFC) и средних переменных издержек. Понятие средних общих издержек имеет важное значение для теории фирмы.
Средние переменные издержки AVC (Average Variable Cost) определяются путем деления переменных издержек на объем продукции Q: AVC = VC/Q. Они достигают своего минимума, когда достигнут технологически оптимальный размер предприятия. Понятие средних переменных издержек необходимо для определения эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли. Разграничение постоянных и переменных издержек имеет важное значение для анализа процесса производства и поведения фирмы в условиях разных рыночных структур.
Предельные издержки (marginal cost) — это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными, издержками обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции.
2.Прибыль фирмы, виды и источники.
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками.
Бывает экономическая и бухгалтерская прибыль. Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль не учитывает внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль.
Таким образом, в отличие
от бухгалтерской прибыли, которая
учитывает только внешние издержки,
экономическая прибыль
Для детального анализа экономической деятельности фирмы вводят понятие совокупный, средний и предельного дохода.
Совокупный доход-это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества благ.
Средний доход-это доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции он равен рыночной цене.
Предельный доход-это приращение доход, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции.
В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена складывается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает, как ценополучатель. С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.
Суммарная величина всех прибылей – валовая прибыль предприятия.
Основными составными элементами валовой прибыли являются:
прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
прибыль от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;
финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство.
Функции прибыли:
прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
прибыль обладает стимулирующей функцией (т. к. является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия);
прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
Основные источники получения прибыли:
образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к меняющейся конъюнктуре;
проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, рост объемов реализации и увеличение прибыли.
Валовая прибыль за вычетом всех налогов, полученная от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
3.Издержки фирмы в
В теории фирмы важную роль играет фактор времени. Понятия краткосрочный или долгосрочный период зависят от того, как изменяются факторы производства.
Краткосрочный период- это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными.
К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли. Возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т. д.).
В краткосрочном периоде постоянн
плата за помещение,
плата за лицензию,
зарплата аппарата управления,
охрана помещения
% банку за кредит,
Страховка и др.
В краткосрочном периоде переменн
плата за сырье и материалы,
зарплата рабочих,
плата за электроэнергию,
плата за транспортные услуги и др.
Долгосрочный (длительный)-это период времени, в течение которого
все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль — число функционирующих в ней фирм. Долгосрочный период — это период, в течение которого преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. В долгосрочном периоде все издержки являются переменными.
В отличие от кратчайшего периода, в котором все факторы производства постоянны, и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть переменной, в долгосрочном периоде фирма может изменять все параметры производства.
Разграничение периодов имеет важное значение для анализа издержек и особенностей поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции и других типов рыночных структур.
Есть издержки, величина которых не зависит от того, сколько единиц продукции будет произведено: много продукции, мало продукции или продукция временно вообще не производится. Например, здание, в котором располагаются производственные мощности, требуется в любом случае, плата за это здание – величина постоянная. Если фирма берет кредит в банке, то процент по этому кредиту зависит от срока кредита, суммы кредита, но не зависит от объема выпуска продукции данной фирмой. Сколько бы единиц продукции фирма ни выпускала, процент по кредиту имеет фиксированную величину. Так же обстоит дело со страховыми взносами: когда фирма страхует свое имущество, то размер регулярных взносов зависит не от того, сколько единиц продукции будет выпускать фирма, а от стоимости застрахованного имущества, срока страхования и т.п. Все приведенные примеры относятся к постоянным издержкам.
Современная экономическая
теория утверждает, что максимизация
прибыли или минимизация
В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрывать даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма). Если цена больше средних общих издержек, то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.
В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может менять число своих фирм. Поскольку фирма может изменить все свои параметры, то она стремится расширить производство, снижая средние издержки.
В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются при
убывающей производительности — растут.
Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными. Однако в большинстве отраслей дополнительный спрос на ресурс вызывает рост его цены. Наконец, бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благодаря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается.
4.Поведение фирмы в
условиях совершенной
Совершенная, свободная или чис
Признаки совершенной
•бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
•однородность и делимость продаваемой продукции