Виды организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ видов и путей совершенствования организационных структур предприятий в современных рыночных условиях. Цель обусловила задачи курсового исследования:
рассмотреть понятие предприятия, его основные черты;
определить понятие и виды организационных структур предприятий;
выявить пути совершенствования видов организационных структур современных предприятий;
рассмотреть общую характеристику и особенности организационной структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района Рязанской области;
выявить пути совершенствования организационной структуры предприятия.

Оглавление

Введение ..................................................................................................
1. Сущность видов организационных структур предприятий
в современных рыночных условиях, пути их совершенствования..
1.1. Понятие предприятия, его основные черты ..............................
1.2. Понятие и виды организационных структур предприятий.......
1.3. Пути совершенствования видов организационных структур
современных предприятий……………………………………...
2. Особенности и пути совершенствования организационной
структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района
Рязанской области................................................................................
2.1. Общая характеристика и особенности организационной
структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района
Рязанской области..............................................................................
2.2. Пути совершенствования организационной структуры
предприятия......................................................................................
Заключение...........................................................................................
Список литературы.............................................................................

Файлы: 1 файл

Виды орг структур.doc

— 145.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание 
 
 

 
Введение ..................................................................................................

1. Сущность  видов организационных структур  предприятий 

   в современных рыночных условиях, пути их совершенствования..

  1.1. Понятие предприятия, его основные черты ..............................

  1.2. Понятие и виды организационных  структур предприятий.......

  1.3. Пути совершенствования видов  организационных структур

         современных предприятий……………………………………... 

2. Особенности  и пути совершенствования организационной

   структуры совхоза им. Куйбышева  Рыбновского района

    Рязанской области................................................................................

2.1. Общая  характеристика и особенности  организационной

     структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района

      Рязанской области..............................................................................

2.2. Пути  совершенствования организационной  структуры

        предприятия...................................................................................... 

Заключение........................................................................................... 

Список  литературы............................................................................. 

   
3 

6

6

12 

16 
 
 

18 
 

18 

22 

28 

31

 
 

Введение 

     В условиях рыночных отношений предприятие  является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается  нужная обществу продукция, оказываются  необходимые услуги.

     Трудно  переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования предприятий в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления.

     Организационная деятельность испытывает влияние революционных  изменений в технологической  базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

     Изучение  видов и путей совершенствования  организационных структур предприятий  в современных рыночных условиях призвано качественно изменить подход к предприятиям, к пониманию и  регулированию протекающих в  них процессов и, в конечном счете, к их адаптации к условиям современных экономических отношений.

     Исследованию  видов и путей совершенствования  организационных структур предприятий  в современных рыночных условиях посвящены работы таких авторов, как А.А. Беляев, Н.Ю. Богачкова, И.Н. Герчикова, Г.Я. Гольдштейн, А.Н. Дынкин, Г.Б. Клейнер, Р.Г. Коуз, Э.М. Коротков, К. Менар, А.В. Соколов, Л.Н. Оголева, А.И. Орлов и др.  Но необходимо отметить, что во всех изученных нами источниках, обладающих бесспорной значимостью и ценностью, интересующая нас проблематика рассмотрена лишь отчасти, поскольку в них решались иные задачи.

     Все вышерассмотренные проблемы и обусловили актуальность темы данной курсовой работы, посвященной исследованию видов и путей совершенствования организационных структур предприятий в современных рыночных условиях.

     Объект  курсовой работы – организационная структура совхоза им. Куйбышева Рыбновского района Рязанской области.

     Предмет курсового исследования – виды и пути совершенствования организационных структур предприятий в современных рыночных условиях.

     Цель  курсовой работы – анализ видов и путей совершенствования организационных структур предприятий в современных рыночных условиях. Цель обусловила задачи курсового исследования:

  • рассмотреть понятие предприятия, его основные черты;
  • определить понятие и виды организационных структур предприятий;
  • выявить пути совершенствования видов организационных структур современных предприятий;
  • рассмотреть общую характеристику и особенности организационной структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района Рязанской области;
  • выявить пути совершенствования организационной структуры    предприятия.

     Методы  исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов. Среди них:  монографический, описательный, графический, метод ресурсного анализа.

     Источниками для написания курсовой работы послужили  как опубликованных документы, так  и материалы периодической печати, в которых наиболее полное отражение  нашла интересующая нас проблематика.

     Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 

     1. Сущность видов  организационных  структур предприятий  в современных  рыночных условиях, пути их совершенствования 

     1.1. Понятие предприятия,  его основные черты  

     Сущность  явления отражает его понятие. Обратимся, прежде всего, к определению понятия «предприятие».

     Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект  производственной сферы народного  хозяйства, который производит и  реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

     Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и  т. п.

     Любое предприятие является юридическим  лицом, имеет законченную систему  учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

     Существует  огромное количество определений «предприятия», которые сильно разнятся по своему содержанию. Эти различия объясняются тем, что каждая наука исследует различные стороны предприятий и его деятельности, что, естественно находит выражение в терминологическом аппарате каждой конкретной науки. Рассмотрим основные из концептуальных точек зрения на предприятие.

     Т.Я. Яркина считает, что «Предприятие, фирма, компания, корпорация - все эти понятия можно определить как экономический субъект, организующий производство материальных благ или услуг с целью получения прибыли».[12, С.196]

     Вышеприведенное определение, по мнению В.Ф. Максимовой, страдает рядом недостатков, которые не позволяют принять данное определение. Автор считает, что «предприятие, фирма, компания и корпорация, действительно, являются экономическими субъектами, в рамках которых осуществляется процесс производства, конечная цель которых является реализация продукции с прибылью, т.е. цель деятельности всех перечисленных субъектов является получение прибыли. Это все перечисленные признаки, которые объединяют перечисленные в определении объекты, и только на их основании подобное определение имеет право на жизнь. Но следует отметить, что в определении указывается на то, что предприятие, фирма, компания и корпорация организуют производство товаров и услуг, этот признак никак не относится ни к одному перечисленному объекту. Дело в том, что ни одно предприятие в классическом его понимании не организует производства продукции. Как с позиции классической политэкономии, так и других экономических школ, предприятие выступает только как форма организации производства, а ведущей, организующей силой выступает предприниматель с его капиталом и способностью соединить ресурсы таким образом, что бы можно было получить прибыль. Строго говоря, мотив прибыли присущ не предприятию как таковому, а предпринимателю, а не его предприятию, предприятие является только средством достижения этой цели». [2, С.84,85]

     Предприятие и фирма могут функционировать  как на базе частного единоличного капитала, акционерного или государственного, компания и корпорация это организационно-правовые формы предприятий и фирм, работающих на основе коллективного капитала, поэтому понятия предприятия и фирмы отнюдь не идентичны понятиям компания и корпорация, это частные случаи предприятий и фирм.

     Таким образом, существенными элементами определения являются: предприятие  и фирма - экономические субъекты, являющиеся формами организации производства материальных благ или услуг с целью получения прибыли.

     В рамках экономической точки зрения возможны несколько подходов к предприятию - макроэкономический подход и микроэкономический подход. Как в микроэкономике, так и в макроэкономике различают фирмы и предприятия.

     «Предприятие (завод) - это учреждение в форме  фабрики, фермы, шахты, небольшого или  крупного магазина, которое выполняет  одну или несколько специфических  функций по производству и распределению товаров и услуг.…Фирма - это организация, которая владеет и ведёт хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Хотя большинство фирм имеют только одно предприятие, многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Фирмы, включающие несколько предприятий, могут быть объединениями «горизонтального», «вертикального» типа или «конгломератами»». [7, С.58]

     Следует заметить, что фирму нельзя рассматривать  как простое объединение предприятий, тем более, что в определении  упоминается о том, что фирма может владеть одним предприятием. С точки зрения институциональной теории фирма это ответ предпринимателей на неэффективность рынка, на достаточно высокий уровень трансакционных издержек, которые могут быть существенно снижены за счёт заключения долгосрочных договоров с поставщиками и потребителями, и при этом преодолевается ограниченность масштабов одного предприятия.

     Эта концепция предложена Коузом, с его  точки зрения фирма ничто иное как система долгосрочных контрактов предпринимателей и потребителей, оговаривающих основные принципы совместной деятельности, которые затем детализируются в процессе хозяйственной практики. Внутри фирмы, как, впрочем, и внутри предприятия, законы рынка не действуют, хотя фирма работает на рынке по рыночным законам. Фирма - это преодоление недостатков рынка, снижающих эффективность работы индивидуальных предпринимателей поодиночке, относительно обособленно.[7, С.59]

     В макроэкономику подробный анализ работы предприятия как такового не входит. В макроэкономике предприятие, как и фирма, рассматриваются как независимые хозяйствующие субъекты, принимающие решения в своих интересах, но учитывая особенности внешнего окружения. Производственные процессы, движение ресурсов не имеют важного значения, рассматривается только изменение поведения хозяйствующих субъектов в зависимости от изменения условий рыночной конъюнктуры. Предприятие и фирма рассматриваются как чёрный ящик, в который поступают ресурсы, а выходят материальные блага, предназначенные для реализации на рынке.

     Таким образом, с макроэкономической точки  зрения нет принципиальной разницы  между предприятием и фирмой, важна  совокупность хозяйствующих субъектов, производящих товары и услуги, которые  составляют общественный продукт, динамика которого и подвергается анализу.

     Укрупненный подход к предприятиям может казаться неоправданным только на первый взгляд. Макроэкономика изучает состояние  национальных экономик и мирового хозяйства  в целом и разрабатывает рекомендации по стабилизации экономики или ускорения  роста экономики для государства, если это необходимо. Основы макроэкономического анализа были заложены в 1936 г. в работе «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса.

     Дж. Кейнс отказывается от принципа идеального саморегулирующегося рынка. Поскольку рыночная система сама не в состоянии обеспечить эффективный спрос (фактически это одно из фиаско, провалов рыночного хозяйства), следовательно, делает вывод Кейнс, государство должно его стимулировать посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Во время кризисов государство должно активно помогать населению обеспечивая социальные выплаты и организуя новые рабочие места тем самым, расширяя рынок сбыта для производителей, что создаёт предпосылки выхода экономики из кризиса. Финансирование эффективного потребительского спроса с точки зрения Дж. Кейнса может происходить и дефицитно, т.е. за счёт эмиссии.[1, С.106]

Информация о работе Виды организационных структур