Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ видов и путей совершенствования организационных структур предприятий в современных рыночных условиях. Цель обусловила задачи курсового исследования:
рассмотреть понятие предприятия, его основные черты;
определить понятие и виды организационных структур предприятий;
выявить пути совершенствования видов организационных структур современных предприятий;
рассмотреть общую характеристику и особенности организационной структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района Рязанской области;
выявить пути совершенствования организационной структуры предприятия.
Введение ..................................................................................................
1. Сущность видов организационных структур предприятий
в современных рыночных условиях, пути их совершенствования..
1.1. Понятие предприятия, его основные черты ..............................
1.2. Понятие и виды организационных структур предприятий.......
1.3. Пути совершенствования видов организационных структур
современных предприятий……………………………………...
2. Особенности и пути совершенствования организационной
структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района
Рязанской области................................................................................
2.1. Общая характеристика и особенности организационной
структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района
Рязанской области..............................................................................
2.2. Пути совершенствования организационной структуры
предприятия......................................................................................
Заключение...........................................................................................
Список литературы.............................................................................
Содержание
Введение .............................. 1. Сущность
видов организационных
в современных рыночных 1.1. Понятие предприятия, его основные черты .............................. 1.2.
Понятие и виды 1.3. Пути совершенствования видов организационных структур
современных предприятий………………… 2. Особенности и пути совершенствования организационной структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района
Рязанской области............. 2.1. Общая характеристика и особенности организационной структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района
Рязанской области............. 2.2. Пути
совершенствования
предприятия................... Заключение.................... Список
литературы.................... |
3 6 6 12 16 18 18 22 28 31 |
Введение
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования предприятий в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления.
Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.
Изучение
видов и путей
Исследованию
видов и путей
Все вышерассмотренные проблемы и обусловили актуальность темы данной курсовой работы, посвященной исследованию видов и путей совершенствования организационных структур предприятий в современных рыночных условиях.
Объект курсовой работы – организационная структура совхоза им. Куйбышева Рыбновского района Рязанской области.
Предмет курсового исследования – виды и пути совершенствования организационных структур предприятий в современных рыночных условиях.
Цель курсовой работы – анализ видов и путей совершенствования организационных структур предприятий в современных рыночных условиях. Цель обусловила задачи курсового исследования:
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов. Среди них: монографический, описательный, графический, метод ресурсного анализа.
Источниками
для написания курсовой работы послужили
как опубликованных документы, так
и материалы периодической
Структура
работы. Курсовое исследование состоит
из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.
1.
Сущность видов
организационных
структур предприятий
в современных
рыночных условиях,
пути их совершенствования
1.1.
Понятие предприятия,
его основные черты
Сущность явления отражает его понятие. Обратимся, прежде всего, к определению понятия «предприятие».
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т. п.
Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).
Существует огромное количество определений «предприятия», которые сильно разнятся по своему содержанию. Эти различия объясняются тем, что каждая наука исследует различные стороны предприятий и его деятельности, что, естественно находит выражение в терминологическом аппарате каждой конкретной науки. Рассмотрим основные из концептуальных точек зрения на предприятие.
Т.Я. Яркина считает, что «Предприятие, фирма, компания, корпорация - все эти понятия можно определить как экономический субъект, организующий производство материальных благ или услуг с целью получения прибыли».[12, С.196]
Вышеприведенное определение, по мнению В.Ф. Максимовой, страдает рядом недостатков, которые не позволяют принять данное определение. Автор считает, что «предприятие, фирма, компания и корпорация, действительно, являются экономическими субъектами, в рамках которых осуществляется процесс производства, конечная цель которых является реализация продукции с прибылью, т.е. цель деятельности всех перечисленных субъектов является получение прибыли. Это все перечисленные признаки, которые объединяют перечисленные в определении объекты, и только на их основании подобное определение имеет право на жизнь. Но следует отметить, что в определении указывается на то, что предприятие, фирма, компания и корпорация организуют производство товаров и услуг, этот признак никак не относится ни к одному перечисленному объекту. Дело в том, что ни одно предприятие в классическом его понимании не организует производства продукции. Как с позиции классической политэкономии, так и других экономических школ, предприятие выступает только как форма организации производства, а ведущей, организующей силой выступает предприниматель с его капиталом и способностью соединить ресурсы таким образом, что бы можно было получить прибыль. Строго говоря, мотив прибыли присущ не предприятию как таковому, а предпринимателю, а не его предприятию, предприятие является только средством достижения этой цели». [2, С.84,85]
Предприятие и фирма могут функционировать как на базе частного единоличного капитала, акционерного или государственного, компания и корпорация это организационно-правовые формы предприятий и фирм, работающих на основе коллективного капитала, поэтому понятия предприятия и фирмы отнюдь не идентичны понятиям компания и корпорация, это частные случаи предприятий и фирм.
Таким образом, существенными элементами определения являются: предприятие и фирма - экономические субъекты, являющиеся формами организации производства материальных благ или услуг с целью получения прибыли.
В рамках экономической точки зрения возможны несколько подходов к предприятию - макроэкономический подход и микроэкономический подход. Как в микроэкономике, так и в макроэкономике различают фирмы и предприятия.
«Предприятие (завод) - это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг.…Фирма - это организация, которая владеет и ведёт хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Хотя большинство фирм имеют только одно предприятие, многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Фирмы, включающие несколько предприятий, могут быть объединениями «горизонтального», «вертикального» типа или «конгломератами»». [7, С.58]
Следует
заметить, что фирму нельзя рассматривать
как простое объединение
Эта концепция предложена Коузом, с его точки зрения фирма ничто иное как система долгосрочных контрактов предпринимателей и потребителей, оговаривающих основные принципы совместной деятельности, которые затем детализируются в процессе хозяйственной практики. Внутри фирмы, как, впрочем, и внутри предприятия, законы рынка не действуют, хотя фирма работает на рынке по рыночным законам. Фирма - это преодоление недостатков рынка, снижающих эффективность работы индивидуальных предпринимателей поодиночке, относительно обособленно.[7, С.59]
В макроэкономику подробный анализ работы предприятия как такового не входит. В макроэкономике предприятие, как и фирма, рассматриваются как независимые хозяйствующие субъекты, принимающие решения в своих интересах, но учитывая особенности внешнего окружения. Производственные процессы, движение ресурсов не имеют важного значения, рассматривается только изменение поведения хозяйствующих субъектов в зависимости от изменения условий рыночной конъюнктуры. Предприятие и фирма рассматриваются как чёрный ящик, в который поступают ресурсы, а выходят материальные блага, предназначенные для реализации на рынке.
Таким образом, с макроэкономической точки зрения нет принципиальной разницы между предприятием и фирмой, важна совокупность хозяйствующих субъектов, производящих товары и услуги, которые составляют общественный продукт, динамика которого и подвергается анализу.
Укрупненный
подход к предприятиям может казаться
неоправданным только на первый взгляд.
Макроэкономика изучает состояние
национальных экономик и мирового хозяйства
в целом и разрабатывает
Дж. Кейнс отказывается от принципа идеального саморегулирующегося рынка. Поскольку рыночная система сама не в состоянии обеспечить эффективный спрос (фактически это одно из фиаско, провалов рыночного хозяйства), следовательно, делает вывод Кейнс, государство должно его стимулировать посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Во время кризисов государство должно активно помогать населению обеспечивая социальные выплаты и организуя новые рабочие места тем самым, расширяя рынок сбыта для производителей, что создаёт предпосылки выхода экономики из кризиса. Финансирование эффективного потребительского спроса с точки зрения Дж. Кейнса может происходить и дефицитно, т.е. за счёт эмиссии.[1, С.106]