Виды организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ видов и путей совершенствования организационных структур предприятий в современных рыночных условиях. Цель обусловила задачи курсового исследования:
рассмотреть понятие предприятия, его основные черты;
определить понятие и виды организационных структур предприятий;
выявить пути совершенствования видов организационных структур современных предприятий;
рассмотреть общую характеристику и особенности организационной структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района Рязанской области;
выявить пути совершенствования организационной структуры предприятия.

Оглавление

Введение ..................................................................................................
1. Сущность видов организационных структур предприятий
в современных рыночных условиях, пути их совершенствования..
1.1. Понятие предприятия, его основные черты ..............................
1.2. Понятие и виды организационных структур предприятий.......
1.3. Пути совершенствования видов организационных структур
современных предприятий……………………………………...
2. Особенности и пути совершенствования организационной
структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района
Рязанской области................................................................................
2.1. Общая характеристика и особенности организационной
структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района
Рязанской области..............................................................................
2.2. Пути совершенствования организационной структуры
предприятия......................................................................................
Заключение...........................................................................................
Список литературы.............................................................................

Файлы: 1 файл

Виды орг структур.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, государство решает проблему расширения поля деятельности фирм и  предприятий, для чего не обязательно  должно сопровождаться подробным изучением процессов, происходящих внутри предприятий, внутренняя организация предприятий и перестройка происходящих на предприятиях процессов, с тем чтобы можно было бы использовать открывающиеся возможности - дело хозяев предприятий и их управляющих, а не государства.

     Микроэкономика  рассматривает предприятие с  точки зрения собственника, желающего  максимизировать прибыль. Рассматривается  именно работа отдельного предприятия, если необходимо, то в дальнейшем результаты анализа обобщаются в масштабах фирмы. В рамках микроэкономики проводится анализ точки безубыточности, запаса финансовой прочности, исследуется предельная производительность ресурсов предприятия, эффект масштаба, в рамках этого подхода определяется эффективность использования капитала предприятия.

     В микроэкономике важно не просто наличие  предприятия как некоторого аморфного, неизученного субъекта хозяйствования, а как вполне конкретного субъекта хозяйствования с его сложившимися рынками сбыта уровнем издержек постоянных и переменных, объёмами производства.

     Основы  теории фирмы заложены в XIX в. Альфредом  Маршаллом, в 1890 г. вышла его книга  «Принципы экономики». Анализ деятельности предприятий А. Маршалл производил, прежде всего, с позиций субъективных оценок хозяйствующих субъектов. В анализе использовалась концепция факторов производства позже дополненная анализом предельной производительности факторов производства. Фактически «Принципы экономики» - анализ субъективных принципов функционирования предприятия.

     Модели, построенные А. Маршаллом, являлись статичными, позже аналогичные модели стали использоваться для прогнозирования уровня издержек предприятия при заданных условиях, т. е. в зависимости от того или иного сценария развития рыночной ситуации, фактически эти модели нашли применение в перспективном анализе работы предприятия. [1, С.108]

     При всём различии макро- и микроэкономики эти две дисциплины объединяет то, что предприятие рассматривается  как историческая данность, всегда существовавшая и возникающая в  любой момент по желанию предпринимателя.

     Современное состояние рыночной экономики характеризуется  развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит  фирмам (предприятиям) и их объединениям.

     Основные  черты современного предприятия:

  • Организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
  • Определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
  • Обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
  • Имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
  • Предприятие предполагает единоначалие: основывается на прямых, административных формах управления;
  • Выступает в хозяйственном обороте от собственного имени:(наименования);
  • Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

     Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие  выводы.

     Современное состояние рыночной экономики характеризуется  развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит  предприятиям и их объединениям.

     Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

     Основные  черты современного предприятия: организационное единство; определенный комплекс средств производства; обособленное имущество; имущественная ответственность; единоначалие; собственное имя:(наименование); оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность. 
 

      1.2. Понятие и виды  организационных структур предприятий 

      Каждое  предприятие  имеет свою организационную  структуру.

      Организационная структура (англ. organizational structure) - совокупность способов, посредством которых процесс  труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ. organigram) - графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). [21, С.85]

      Организационная структура предприятия, по мнению Г.Б. Клейнера, – структура объекта  управления, отражающая взаимодействия между его элементами. [7, С.47]

      Выделяют  следующие организационные структуры: [7, С.48]

      - иерархическая;

      - линейная;

      - функциональная;

      - упрощённая матричная;

      - сбалансированная матричная;

      - усиленная матричная;

      - проектная;

      - дивизиональная.

      Нередко организационную структуру подстраивают под производственный процесс продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.

      Организационная структура управления на многих современных  предприятиях была построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ в. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):

      - принцип иерархичности уровней  управления, при котором каждый  нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; 

      - принцип соответствия полномочий  и ответственности работников  управления месту в иерархии; 

      - принцип разделения труда на  отдельные функции и специализации  работников по выполняемым функциям;

      - принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; 

      - принцип обезличенности выполнения  работниками своих функций; 

      - принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

      Организационная структура управления, построенная  в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или  бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура).

      Основы  линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип («принцип колодца») построения и специализация управленческого  процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта» или «колодец»), пронизывающая всю организацию сверху донизу.

      Результаты  работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система стимулирования и поощрения работников. При этом конечный результат – эффективность и качество работы организации в целом, – становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

      Преимущества  линейных структур:

      - четкая система взаимных связей  внутри функций и в соответствующих  им подразделениях;

      - четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;

      - ясно выраженная ответственность; 

      - быстрая реакция исполнительных  функциональных подразделений на  прямые указания вышестоящих. 

      Недостатки линейной структуры:

      - в работе руководителей практически  всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими; 

      - слабые горизонтальные связи  между функциональными подразделениями  порождают волокиту и перекладывание  ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

      - малая гибкость и приспособляемость  к изменению ситуации;

      - критерии эффективности и качества  работы подразделений и организации  в целом разные, и часто взаимоисключающие; 

      - большое число «этажей» или уровней управления между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

      - перегрузка управленцев верхнего  уровня;

      - повышенная зависимость результатов  работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

      Таким образом, можно заключить, что в  современных условиях недостатки структуры  перевешивают ее достоинства.

      Обобщая вышесказанное, можно придти к выводу, что организационная структура - совокупность способов, посредством  которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы - графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).

      Выделяют  следующие виды организационных  структур:

      - иерархическая;

      - линейная;

      - функциональная;

      - упрощённая матричная;

      - сбалансированная матричная;

      - усиленная матричная;

      - проектная;

      -дивизиональная. 
 

      1.3. Пути совершенствования  видов организационных  структур  современных  предприятий 

      Представляется, что анализ тематики курсовой работы — виды и пути совершенствования организационных структур предприятий - достаточно актуален и представляет как научный, так и практический интерес.

      Говоря  о разнообразии организационных  структур современных предприятий, неизбежно встает вопрос об их типологизации  для выявления общих свойств и закономерностей различных видов.

      По  нашему мнению, в основу типологии  современных организаций должно быть поставлено видообразование под  действием факторов изменчивости и  изоляции. В корне дерева эволюции следует расположить исторически ранее сложившиеся формы и модели организаций, а его основными ветвями станут коммерческие, государственные, общественные организации и политические партии.

      Формат  курсового исследования не позволяет  провести детального изучения различных  типов организационных структур предприятий и их размещение на дереве эволюции, тем не менее, стоит перечислить основные методы отнесения организации к той или иной ветви.

Информация о работе Виды организационных структур