Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ видов и путей совершенствования организационных структур предприятий в современных рыночных условиях. Цель обусловила задачи курсового исследования:
рассмотреть понятие предприятия, его основные черты;
определить понятие и виды организационных структур предприятий;
выявить пути совершенствования видов организационных структур современных предприятий;
рассмотреть общую характеристику и особенности организационной структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района Рязанской области;
выявить пути совершенствования организационной структуры предприятия.
Введение ..................................................................................................
1. Сущность видов организационных структур предприятий
в современных рыночных условиях, пути их совершенствования..
1.1. Понятие предприятия, его основные черты ..............................
1.2. Понятие и виды организационных структур предприятий.......
1.3. Пути совершенствования видов организационных структур
современных предприятий……………………………………...
2. Особенности и пути совершенствования организационной
структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района
Рязанской области................................................................................
2.1. Общая характеристика и особенности организационной
структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района
Рязанской области..............................................................................
2.2. Пути совершенствования организационной структуры
предприятия......................................................................................
Заключение...........................................................................................
Список литературы.............................................................................
Таким образом, государство решает проблему расширения поля деятельности фирм и предприятий, для чего не обязательно должно сопровождаться подробным изучением процессов, происходящих внутри предприятий, внутренняя организация предприятий и перестройка происходящих на предприятиях процессов, с тем чтобы можно было бы использовать открывающиеся возможности - дело хозяев предприятий и их управляющих, а не государства.
Микроэкономика рассматривает предприятие с точки зрения собственника, желающего максимизировать прибыль. Рассматривается именно работа отдельного предприятия, если необходимо, то в дальнейшем результаты анализа обобщаются в масштабах фирмы. В рамках микроэкономики проводится анализ точки безубыточности, запаса финансовой прочности, исследуется предельная производительность ресурсов предприятия, эффект масштаба, в рамках этого подхода определяется эффективность использования капитала предприятия.
В микроэкономике важно не просто наличие предприятия как некоторого аморфного, неизученного субъекта хозяйствования, а как вполне конкретного субъекта хозяйствования с его сложившимися рынками сбыта уровнем издержек постоянных и переменных, объёмами производства.
Основы теории фирмы заложены в XIX в. Альфредом Маршаллом, в 1890 г. вышла его книга «Принципы экономики». Анализ деятельности предприятий А. Маршалл производил, прежде всего, с позиций субъективных оценок хозяйствующих субъектов. В анализе использовалась концепция факторов производства позже дополненная анализом предельной производительности факторов производства. Фактически «Принципы экономики» - анализ субъективных принципов функционирования предприятия.
Модели, построенные А. Маршаллом, являлись статичными, позже аналогичные модели стали использоваться для прогнозирования уровня издержек предприятия при заданных условиях, т. е. в зависимости от того или иного сценария развития рыночной ситуации, фактически эти модели нашли применение в перспективном анализе работы предприятия. [1, С.108]
При
всём различии макро- и микроэкономики
эти две дисциплины объединяет то,
что предприятие
Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит фирмам (предприятиям) и их объединениям.
Основные черты современного предприятия:
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит предприятиям и их объединениям.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Основные
черты современного предприятия: организационное
единство; определенный комплекс средств
производства; обособленное имущество;
имущественная ответственность; единоначалие;
собственное имя:(наименование); оперативно-хозяйственная
и экономическая самостоятельность.
1.2.
Понятие и виды
организационных структур
предприятий
Каждое предприятие имеет свою организационную структуру.
Организационная структура (англ. organizational structure) - совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ. organigram) - графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). [21, С.85]
Организационная структура предприятия, по мнению Г.Б. Клейнера, – структура объекта управления, отражающая взаимодействия между его элементами. [7, С.47]
Выделяют
следующие организационные
- иерархическая;
- линейная;
- функциональная;
- упрощённая матричная;
- сбалансированная матричная;
- усиленная матричная;
- проектная;
- дивизиональная.
Нередко организационную структуру подстраивают под производственный процесс продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.
Организационная структура управления на многих современных предприятиях была построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ в. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
-
принцип иерархичности уровней
управления, при котором каждый
нижестоящий уровень
-
принцип соответствия
-
принцип разделения труда на
отдельные функции и
- принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
-
принцип обезличенности
-
принцип квалификационного
Организационная структура управления, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура).
Основы
линейных структур составляет так называемый
«шахтный» принцип («принцип колодца»)
построения и специализация
Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система стимулирования и поощрения работников. При этом конечный результат – эффективность и качество работы организации в целом, – становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
Преимущества линейных структур:
-
четкая система взаимных
- четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;
-
ясно выраженная
-
быстрая реакция
Недостатки линейной структуры:
-
в работе руководителей
-
слабые горизонтальные связи
между функциональными
-
малая гибкость и
-
критерии эффективности и
- большое число «этажей» или уровней управления между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
-
перегрузка управленцев
-
повышенная зависимость
Таким образом, можно заключить, что в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства.
Обобщая вышесказанное, можно придти к выводу, что организационная структура - совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы - графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Выделяют следующие виды организационных структур:
- иерархическая;
- линейная;
- функциональная;
- упрощённая матричная;
- сбалансированная матричная;
- усиленная матричная;
- проектная;
-дивизиональная.
1.3.
Пути совершенствования
видов организационных
структур современных
предприятий
Представляется, что анализ тематики курсовой работы — виды и пути совершенствования организационных структур предприятий - достаточно актуален и представляет как научный, так и практический интерес.
Говоря о разнообразии организационных структур современных предприятий, неизбежно встает вопрос об их типологизации для выявления общих свойств и закономерностей различных видов.
По
нашему мнению, в основу типологии
современных организаций должно
быть поставлено видообразование под
действием факторов изменчивости и
изоляции. В корне дерева эволюции
следует расположить
Формат курсового исследования не позволяет провести детального изучения различных типов организационных структур предприятий и их размещение на дереве эволюции, тем не менее, стоит перечислить основные методы отнесения организации к той или иной ветви.