Многообразие видов организационных структур управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой роботы исследование анализ существующих видов организационных структур управления. Их понятие, типы и принципы построения.
Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управления выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Оглавление

Введение. 3
1. Определение организационной структуры. 5
2. Типы организационных структур 7
3. Виды организационных структур управления 9
3.1 Линейная организационная структура управления 9
3.2 Линейно-функциональная организационная структура
управления
3.3 Функциональная организационная структура управления 12
3.4 Дивизиональные (дивизионные) структуры управления 16
3.5 Штабная структура управления 17
3.6Матричная система управления 20
4. Многообразие организационных структур и
организационных форм управления. 22
Заключение 24
Литература 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

 

   
 

 

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине __Теория организации____________________________

   

Тема:   Многообразие видов организационных структур управления

 
 
 

 

 

 

 

Студент 

         
   

Ф.И.О., № зачетки, группы

 

подпись

 

Дата

Руководитель 

         
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

       Содержание.                                                                                          2

      Введение.                                                                                               3

  1. Определение организационной структуры.                                       5

 2. Типы организационных структур                                                        7

 3. Виды организационных структур управления       9

 3.1 Линейная организационная структура управления 9

 3.2 Линейно-функциональная организационная структура

управления

 3.3 Функциональная организационная структура управления 12

3.4  Дивизиональные (дивизионные) структуры управления 16

    1. Штабная структура управления                                                        17

3.6Матричная система управления                                                         20

4. Многообразие организационных структур и

организационных форм управления.                                                           22

Заключение   24

Литература                                                                                                      26

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель этой роботы исследование анализ существующих видов организационных  структур управления. Их понятие, типы и принципы построения.

        Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управления выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Ключевой проблемой  в организации управления является структура системы управления. Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства.

Структура управления организации - это основной элемент любой организации, не только характеризующий её, но и представляющий собой сам механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры управления - необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации. Важное место в исследовании систем управления занимает исследование организационной структуры управления.

Организационная структура управления определяет субординацию и координацию производственных подразделений и управленческих служб организации.

Организационная структура  управления, ее типы и параметры  зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью выпускаемой продукции, производимых услуг.

В первую очередь организационная структура управления определяется производственной структурой организации. Вместе с тем она оказывает существенное влияние на изменение производственной структуры, поскольку усложнение первой приводит к созданию излишних производственных единиц, цехов, участков и служб.

Организационная структура  органа управления представляет собой единство подразделений, каждый из которых предназначен для выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и соподчиненности с другими подразделениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение организационной структуры

        Понятие организационная структура произошло от слияния двух слов «организация» и «структура». Термин «организация» происходит от французского слова «organisation» и в наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо. Это понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.

Понятие «структура» латинского происхождения и обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организаций, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организаций, социальных общностей.

Структура - один из важнейших компонентов  системы, которая в свою очередь, отличается наличием целевой ориентации и придает системе определенную направленность.

Например, аппарат любого выборного  органа власти с точки зрения строгой теории представляет собой именно структуру, поскольку призван обеспечивать функционирование власти вне жесткой зависимости от ее политической ориентации. На практике часто аппарат формируется непосредственно под влиянием победивших на выборах политических сил, начинает представлять собой вполне определенным образом ориентированную систему с заданными извне политическими установками. С другой стороны, аппарат, научившийся при частых сменах власти выживать самостоятельно и имеющий установку на самодостаточность, часто начинает весьма успешно «подстраивать под себя» политиков и тем самым заявляет о себе как о сложившейся системе.

Итак, мы выяснили, что организационная структура включает две имманентные составные части - структуру и организацию.

Организация, хотя и связана с целями системы, не имеет при этом самостоятельного воплощения и проявляется через определенную структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с отношениями управленческими, ибо последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию.

Организационная структура в системе  управления имеет скелетообразующее  значение, это остов, хребет организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, его философию и стратегию.

Организационная структура - понятие динамическое. Ее исторические корни зачастую связаны не только с научно-техническими изменениями в обществе и субъекте управления, но и национально-культурными особенностями общественного развития, менталитетом, организационными отношениями, складывающимися на различных уровнях управленческой иерархии и в конкретной организации. В определенной мере организационная структура не только отражает, но и сама отчасти задает стиль и стереотипы управления, и культуру организации.

 

 

2. Типы организационных структур

 

В современной теории выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. В основе этой модели - представление о предприятиях как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:

1) четкое разделение  труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;

2) иерархичность управления, при  которой нижестоящий уровень  подчиняется и контролируется вышестоящим уровнем;

3) наличие формальных  правил и норм, обеспечивающих  однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

4) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;

5) осуществление найма  на работу в соответствии с  квалификационными требованиями  к данной должности, а не  с субъективными оценками.

Бюрократические структуры  управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель.

Второй - органический  тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах.

В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления:

  1. Решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях.
  2. Обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции.
  3. Главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации.
  4. Творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией.
  5. Правила работы формулируются в виде принципов, а не установок.
  6. Распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем.
  7. Имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.

Реальный переход к  органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения).

 

3. Виды организационных структур управления

 

3.1 Линейная организационная структура управления

 

Многоуровневая иерархическая  система управления, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу - своему непосредственному вышестоящему руководителю.

Рис.1. Линейная организационная структура управления

 

Область применения –  малые предприятия.

Линейно - штабная организационная  структура управления компании

Линейно - штабная структура  управления это линейная структура, дополнительно включающая в себя специализированные подразделения (штабы), которые помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа.

Область применения –  малые и средние предприятия. [5,стр.37]

Если линейная структура сочетает иерархический принцип с расширением числа звеньев «снизу вверх», то она называется пирамидальной. В такой структуре с новым качеством воплощается принцип единоначалия, где он обогащается градациями ценностей и компетентности. Такое единоначалие важно на поле боя (армия), часто помогает при необходимости оперативно принять ряд радикальных решений, при решении задач становления, формирования крупных организаций. Пирамидальная структура признает только формальные отношения и является традиционной бюрократической структурой. Она наиболее устойчива и статична.

Информация о работе Многообразие видов организационных структур управления