Типы и виды организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:33, реферат

Краткое описание

Время, в которое мы живем, - время стремительных перемен. Наше
общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это – свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития. Эти изменения в обществе настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, мы должны начать перестройку с самих себя. С легкой руки американцев этому всему есть весьма емкое определение – “challenge”. Наиболее подходящий эквивалент в русском языке – “вызов”.

Оглавление

Введение..................................................................................................3
Понятие и принципы построения организационных структур..........6
Типы организационных структур управления...................................12
Виды организационных структур управления...................................16
Заключение............................................................................................30
Список литературы...........

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.docx

— 69.75 Кб (Скачать)

Содержание                     

Введение..................................................................................................3

Понятие и принципы построения организационных  структур..........6

Типы  организационных структур управления...................................12

Виды  организационных структур управления...................................16

Заключение............................................................................................30

Список  литературы...............................................................................32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Время, в  которое  мы  живем,  -  время  стремительных  перемен.  Наше

общество  осуществляет исключительно трудную, во  многом  противоречивую,  но исторически неизбежную и необходимую перестройку.  В  социально-политической жизни это – свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в  экономике -  от  административно-командной системы   к   рынку.   Главной   целью   и одновременно  главным содержанием  этого  процесса  стала  реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм,  методов  и  инструментов  по обеспечению устойчивого развития. Эти изменения в обществе настолько глобальны, что на этот раз  уже  не обойтись  простой  реорганизацией  труда.  Сегодня,  чтобы   соответствовать времени, его нормам и веяниям, мы должны начать перестройку с самих себя.  С легкой  руки  американцев  этому  всему  есть  весьма  емкое  определение  – “challenge”. Наиболее подходящий эквивалент в русском  языке  –  “вызов”. 

    А вызов – это, как известно, весьма серьезный риск потерпеть неудачу, но в  то же время и шанс на успех. Чтобы справиться с этим  беспрецедентным  в  жизни нынешних поколений вызовом,  нам,  кроме  всего  прочего,  нужно  овладевать новым знанием, научиться пользоваться им на  практике.  Важная  часть  этого знания,  как  показывает  мировой  опыт,  -  постижение  науки  и  искусства менеджмента. В  упрощенном  понимании,   менеджмент   -   это   умение   добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект,  мотивы  поведения  других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция,  вид  деятельности  по руководству людьми в самых  разнообразных  организациях.  Менеджмент  -  это также область человеческого знания,  помогающего  осуществить  эту  функцию. Наконец, менеджмент как  собирательное  от  менеджеров  -  это  определенная категория  людей,  социальный  слой  тех,   кто   осуществляет   работу   по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана  в  тридцатые годы. Уже  тогда  стало  очевидным,  что  деятельность  эта  превратилась  в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный  слой - в весьма влиятельную общественную силу. Растущая  роль  этой  общественной силы заставила заговорить о “революции  менеджеров”,  когда  оказалось,  что существуют   корпорации-гиганты,    обладающие    огромным    экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом,  сопоставимым  по  мощи  с целыми  государствами.  Крупнейшие  корпорации,  банки  составляют  стержень экономической и политической силы великих наций. Но не стоит забывать, что для достижения столь внушительной мощи,  эти компании прошли через многие годы тяжелых работ, неудач и потерь  в  области собственной реструктуризации. И только эти бесценные  наработки,  основанные на собственном (реже – чужом) опыте привели в итоге  к  созданию  эффективно действующей системы для данного конкретного предприятия.

    Аналогично  и  подавляющее   большинство   российских   компаний   для продолжения успешного функционирования в изменившихся условиях  нуждаются  в грамотном, профессиональном менеджменте. В кризисных  условиях  руководитель должен уметь анализировать различные варианты развития  производств,  видеть перспективу  своей  компании  на  рынке,  обладать  волей   и   способностью вовлекать  коллектив  в  реализацию  намеченных  целей.  Сегодня  наравне  с грамотным, серьезным  подходом  к  самому  процессу  управления,  необходимо четко и ясно видеть  структуру  собственной  фирмы,  понимать,  почему  этой фирме подходит именно эта  структура,  и  знать,  к  каким  результатам  она приведет в обозримом будущем. Для сохранения конкурентоспособности предприятия  его  организационная структура  должна  быть  такой,  чтобы  вся  работа  была  сфокусирована  на конкретной  продукции  и  на   конкретном   конечном   потребителе.   Многие предприятия еще до  приватизации  были  широко  диверсифицированы,  то  есть выпускали   различные   виды   продукции;   другие,    помимо    традиционно выпускавшийся  на  них  военной  техники,  осваивают   теперь   новые   виды гражданской продукции.  Успех на  свободном рынке недостижим  без целого коллектива  компетентных  людей,  которые  знают  покупателей,   особенности конкуренции  и  возможности  производства  для  отдельных  видов   и   групп продукции. Поэтому акционерам и  высшему  руководству  компании  чрезвычайно

важно  создать  такую  структуру  предприятия,   которая   обеспечивала   бы

подотчетность руководителей и их ответственность  за результаты работы.

    Упрощенно организационная структура управления представляется  как  ее организация  из  отдельных  подразделений  с   их   взаимосвязями,   которые определяются поставленными  перед  фирмой  и  ее  подразделениями  целями  и распределением    между    ними    функций.    Организационная     структура предусматривает распределение  функций  и  полномочий  на  принятие  решений между  руководящими  работниками  фирмы, ответственными   за   деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы. Проблема  совершенствования   организационной   структуры   управления предполагает   уточнение   функций   подразделений,   определение   прав   и обязанностей  руководителя  и  сотрудника,  устранение   многоступенчатости, дублирования  функций  и  информационных  потоков.  Основной  задачей  здесь является повышение эффективности управления. Организационная структура, в идеале, видит, прежде всего, установление четких взаимосвязей между отдельными  подразделениями  фирмы,  распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования  к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах. Организационные структуры управления промышленными фирмами  отличаются большим  разнообразием  и  определяются  многими  объективными  факторами  и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры  производственной деятельности фирмы  (средняя,  мелкая,  крупная);  производственный  профиль фирмы  (специализация  на  выпуске  одного  вида   продукции   или   широкой номенклатуры  изделий  различных  отраслей);   характер   монополистического объединения (концерн, финансовая группа). Несмотря на это, не выделяют однозначно прогрессивных, так же  как и однозначно отсталых оргструктур. Каждая из них имеет как свои  достоинства, так  и  недостатки.  И  каждая  покажет  себя  с  лучшей  стороны  только  в конкретном, именно ей подходящем, случае. Задача  сегодняшних  менеджеров  – найти и привести в жизнь именно такую оргструктуру, которая будет наиболее полно отвечать целям  и  задачам  организации.  Конкурентоспособность  такой компании напрямую будет зависеть от успешности и уместности оргструктуры. Найдя подходящую структуру, можно  спасти,  казалось  бы,  безнадежное предприятие. И  не  только  спасти,  а  вывести  его  на  качественно новый

уровень. Ведь четкая и слаженная работа всех  подразделений,  основанная  на определенной структуре - весьма серьезный козырь на сегодняшнем рынке.

1.Понятие и принципы построения организационных структур

    Под организационной  структурой  управления  понимается  упорядоченная совокупность    устойчиво    взаимосвязанных    элементов,  обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения  и  кооперации управленческой  деятельности,  в  рамках  которой   осуществляется   процесс управления   по   соответствующим   функциям,   направленным   на    решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих  позиций  структура управления  представляется  в  виде   системы   оптимального   распределения функциональных  обязанностей,  прав  и  ответственности,  порядка   и   форм взаимодействия  между  входящими  в  ее   состав   органами   управления   и работающими в них людьми. Ключевыми  понятиями  структур  управления  являются  элементы,  связи (отношения), уровни  и полномочия.  Элементами  организационной структурой управления могут быть как отдельные  работники  (руководители,  специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления,  в  которых  занято то   или   иное   количество    специалистов,    выполняющих    определенные функциональные обязанности.

    Есть  два  направления  специализации  элементов организационной структурой управления:

а) в  зависимости  от  состава  структурных  подразделений  организации

вычленяются   звенья   структуры   управления,   осуществляющие   маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б)  исходя  из  характера  общих  функций,  выполняемых   в   процессе

управления, формируются  органы,  занимающиеся  планированием,  организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

    Отношения  между  элементами   структуры   управления   поддерживаются  благодаря  связям,  которые  принято  подразделять   на   горизонтальные   и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются  одноуровневыми. Вторые -  это  отношения  подчинения.  Необходимость  в  них  возникает  при иерархичности построения системы управления, то есть при  наличии  различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. При  двухуровневой  структуре  создаются  верхние  звенья   управления (руководство организацией   в   целом)   и   низовые   звенья   (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более  уровнях в организационной структуре управления формируется  так  называемый  средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней. В   структуре   управления   организацией   различаются   линейные   и функциональные  связи.  Первые  -  суть  отношения  по  поводу  принятия   и реализации  управленческих  решений  и   движения   информации   между   так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью  отвечающими за   деятельность   организации   или    ее    структурных    подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми  или  иными  функциями  менеджмента. Соответственно  используется  такое  понятие,  как   полномочия:   линейного персонала,  штабного  персонала  и   функциональные.   Полномочия   линейных руководителей  дают  право  решать  все  вопросы   развития   вверенных   им организаций и подразделений, а  также  отдавать  распоряжения,  обязательные для  выполнения  другими  членами  организации  (подразделений).  Полномочия штабного  персонала  ограничиваются   правом   планировать,   рекомендовать, советовать  или  помогать,  но  не  приказывать  другим  членам  организации выполнять их распоряжения. Если тому  или  иному  работнику  управленческого аппарата предоставляется  право  принимать  решения  и  совершать  действия, обычно  выполняемые  линейными  менеджерами,  он  получает  так   называемые функциональные полномочия. Между всеми названными выше  составляющими  организационной  структуры управления  существуют  сложные  отношения  взаимозависимости:  изменения  в каждой из них (скажем, числа элементов и  уровней,  количества  и  характера связей и  полномочий  работников)  вызывают  необходимость  пересмотра  всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о  введении  в организационную  структуру  управления  нового  органа,   например,   отдела маркетинга (функции которого ранее никто не  выполнял),  нужно  одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие  задачи  будет  решать  новый  отдел? Кому  он  будет  непосредственно  подчинен?  Какие  органы  и  подразделения организации  будут  доводить  до  него  необходимую  информацию?  На   каких иерархических уровнях будет представлена новая служба?  Какими  полномочиями наделяются  работники  нового  отдела?  Какие  формы  связей   должны   быть установлены между новым отделом и другими отделами?

    Увеличение  количества элементов и уровней  в организационной  структуре управления неизбежно  приводит  к  многократному  росту  числа  и  сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих  решений;  следствием этого нередко является замедление процесса  управления,  что  в  современных условиях  тождественно  ухудшению  качества   функционирования   менеджмента организации.

    Вместе  с  тем,  проектируя  новую  оргструктуру  управления,   нельзя

забывать  о  требованиях,  предъявляемых  к  оргструктурам,  и принципам их построения.

    Факторы формирования организационной структуры: Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями  и   ступенями   управления   на   всех   уровнях   устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступней управления. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы  ха  время от принятия решения до  его  исполнения  в  управляемой  системе  не  успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной  реализацию принятых решений. Надежность.  Структура  аппарата   управления   должна   гарантировать достоверность  передачи  информации,  не  допускать  искажений   управляющих команд и других передаваемых данных. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями  внешней среды. Устойчивость структуры управления. Неизменность  ее  основных  свойств при различных внешних воздействиях.

    В общем, стоит отметить, что проектирование оргструктур на современном этапе таит  в  себе  некоторые  сложности  –  очень  сложно  учесть  все  те изменения,  которые  происходят   на   предприятии   непосредственно   после внедрения  определенной  структуры  управления,  и   носящие   не   коренной характер.  Они,  тем  не  менее,  могут  влиять   на   работоспособность   и устойчивость всей руководящей  структуры,  причем,  весьма  сильно.  А  если учесть,  что,  помимо  прочего,  необходимо  еще  и  учитывать  и  постоянно соблюдать вышеописанные  требования,  то  “подводные  камни”  проектирования оргструктур выливаются во  вполне  серьезные  трудности,  время  от  времени требующие  определенной  корректировки  структуры   в   различных   аспектах жизнедеятельности предприятия:

    1. В принципах управления: периодическое изменение  соотношения  между централизацией и децентрализацией в управлении в связи с изменением стратегических   приоритетов,    активизацией    или    ослаблением эффективности  взаимодействия   между   подразделениями;   усиление программно-целевого управления для консолидации  ресурсов  компании на наиболее передовых направлениях научно-технических  исследований или на разработке и выполнении крупномасштабных проектов, требующих объединения специалистов одного профиля в одном подразделении.

    2. В аппарате  управления:  перегруппировка   подразделений,  изменение взаимосвязей между ними,  характера  взаимодействия,  распределения полномочий и ответственности; реорганизация внутренних  структур  в результате поглощения  других  фирм  или  продажи  производственных предприятий, в нее не вписывающихся;  выделение  в  самостоятельные хозяйственные  подразделения  программно-целевых  проектных   групп венчурного характера или создание на их базе  новых  подразделений;

изменение   характера   межфирменных   связей   путем    частичного взаимопроникновения,  участия  в  акционерном  капитале;  

усиление интеграции  формально  независимых  небольших  компаний  в  научно- производственные комплексы крупных корпораций;

усиление  активности в  реорганизации  научно-производственных   комплексов   наукоемких отраслей; 

создание  в  аппарате  управления  все  большего   числа промежуточных   управленческих   звеньев    —    специализированных подразделений, курирующих производственные подразделения, в которых не растут объемы продаж продукции и прибыль и у  которых  возникают проблемы взаимодействия с другими хозяйственными подразделениями  и административными службами.

    3. В функциях  управления:  усиление  стратегического  планирования  и прогнозирования,   опирающегося    на    разработку    долгосрочной экономической  и  технической  политики;   усиление   контроля   за качеством продукции на всех этапах от разработки  продукта  до  его серийного выпуска; придание приоритетного  значения  информатике  и экономическому    анализу    деятельности    фирмы    на     основе совершенствования  учета  и  отчетности   на   базе   всестороннего применения электронно-вычислительной  техники;  придание  большего, чем раньше, значения вопросам производства и управления персоналом;

привлечение работников к участию в акционерном  капитале фирмы путём приобретения акций; участия в решении вопросов на заседаниях Совета директоров и Правления; поощрение работников  за  разработку  новых идей в области совершенствования технологии производства,  создания и  внедрения  новой  продукции,  усиления  внимания  к   социально - психологическим аспектам управления; усиление  внимания  в  области маркетинговой деятельности к разработке мероприятий, форм и методов для  достижения  конечных  результатов,  намечаемых   в   программе маркетинга  по  продукту  и  по  производственному  отделению,   на усиление  хозяйственных  взаимосвязей  с  другими   подразделениями компании и  с  функциональными  службами;  повышение  эффективности затрат на проведение маркетинговой деятельности.

Информация о работе Типы и виды организационных структур