Методика работы с детским хором

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Так в методике работы с детским хором всегда существовали и существуют различные аспекты. Вообще приобщение детей к музыке всегда начинается через пение. Потому, что пением дети начинают заниматься с раннего возраста, ещё в детски садах. Следовательно – пение – является доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в этой сфере всегда актуальны. В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом.

Оглавление

План:
Введение.
Особенности работы с детским хором:
Возрастные характеристики
вокальные упражнения
работа над вокально хоровыми навыками;
а) работа над дикцией: над гласными и согласными
б) работа над ритмической чёткостью
Приёмы развития слуха и голоса детей
Организация детского хора;
а) принцип отбора
б) организация репетиционного процесса
Принципы подбора репертуара
Значение психологических тренингов в детском хоре.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Методика работы с детским хором.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Ставропольское  краевое училище искусств 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Студенки 3-го курса 

Дирижерско хорового отделения

Коломойцевой  Елены Ивановны

Тема: «  методика работы с детским хором» 
 
 
 
 
 
 

Рецензент Горбачева Т. В.

Подпись_________________ 
 
 
 
 

Ставрополь

2005г.

План: 

  1. Введение.
  2. Особенности работы с детским хором:
  1. Возрастные характеристики
  1. вокальные упражнения
  2. работа над вокально хоровыми навыками;

       а) работа над дикцией: над гласными и согласными

       б) работа над ритмической чёткостью 

  1. Приёмы развития слуха и голоса детей
  2. Организация детского хора;

       а) принцип отбора

       б) организация репетиционного процесса

  1. Принципы подбора репертуара
  2. Значение психологических тренингов в детском хоре.

   III. Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение.

   Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства.

   Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определил её значительную роль в жизни общества.

   Воспитательные  и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

   Так в методике работы с детским хором  всегда существовали и существуют различные  аспекты. Вообще приобщение детей к  музыке всегда начинается через пение. Потому, что пением дети начинают заниматься с раннего возраста, ещё в детски садах. Следовательно – пение – является доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в этой сфере всегда актуальны. В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом.

     В наше время вокальное воспитание детей осуществляется в детской музыкальной школе, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе (на уроках музыки) в центрах эстетического воспитания. Очень интересно то, что детское пение также способствует исследованиям для медицины, психологии, акустики, педагогики и т.д. Так возникает теория и система музыкального воспитания детей.

   Проблема  эстетического воспитания средствами искусства, требует углубленного изучения вопросов, связанных с музыкальным воспитанием и развитием учащихся.

   Несмотря  на все сложности и перипетии  в России нынешнего времени, хоровое  искусство остаётся жизнеспособным. Оно выдерживало соперничество со средствами массовой информации, где в настоящие время зарождаются новые виды творчества. Сегодня в России воспитательные организации средств эстетического воздействия на человека тем более на юного, всё ещё не учитываются в полной мере. И хотя никто не отрицает значения воспитательной роли искусства, но никто и не отслеживает эстетического воздействия поп-культуры. Не ставит барьер против низкосортной художественной продукции в области культуры, в области эстетического образования.

   Получилось  что понятия художественной (позитивной) и антихудожественной (негативной) не входят в нормативы художественно-эстетического воспитания.

   Если  раньше эта проблема решалась силовым  путём, преимущественно средствами цензуры, а так же политическими  и общественными организациями, при этом не всегда справедливо, то сегодня считается, что каждый образованный человек сможет (должен) сам определять степень позитивного или допустимый уровень негативного во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве.

   Прежде  всего руководитель хора и его организаторы должны твёрдо уяснить себе цель и задачи создания детского самодеятельного хора и в соответствие с ними строить работу. 

  1. Особенности работы с детским хором.
    1. Возрастные характеристики детского голоса. 

   Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А так же различен в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские.

   Сопрано детского хора от до I – до соль II октавы.

   Альт  детского хора от ля малой до ре II октавы.

   У детей специфичный голосовой  аппорой (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.

   Условно детские голоса в хоре можно разделить  на 3 группы:

  1. Детская, от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука р-mf. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками. В репертуаре таких хоровых коллективов имеется по сути 1-2х-  произведения.

       В таком начальном этапе хорового воспитания закладывается профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование.

  1. 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже есть предрасположенность на грудное звучание. Несколько расширяется диапазон (до I октавы – ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны.

       Сопрано до, ре I октавы – фа, соль II октавы

      Альты ля малой октавы – ре, миb II октавы

       В этом возрасте возможности более  широки. В репертуар можно включить произведения гармонического склада и несложно полифонические произведения. Так же 2х - 3х г, партитуры.

  1. 14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся. В Этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октавы. Звучание смешанное, 8 – 11 класс. У мальчиков заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.

       В репертуаре старших хоров произведения различных стилей и эпох.

       У девочек заканчивается формироваться  голос. Мальчики подвержены мутации  и редко в этом возрасте поют в  хоре.

       Следует отметить, что полный диапазон каждой партии в детском хоре может расшириться:

       Сопрано до ля, сиb II октавы.

       Альты до соль малой октавы

   Правильное  представление о примарных тонах, или зоне примарного звучания, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит хормейстеру определить удобный участок звуковой шкалы для пения. А также выбрать соответствующий репертуар способствующий наилучшим образом на развитие детского голоса.

   Примарные – это певческие звуки звучащие наиболие естественно в сравнении других тонов голоса. Следовательно при пении в примарной зоне все звенья голосового аппарата работают с естественной природной координацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   У большинства детей домутационного периода зона примарного звучания фа1 – ля1. Следует начинать распевание с этих тонов. Другие специалисты и педагоги считают, что она расположена довольно ниже и связано с функционированием аппарата в процессе речи. Выяснено, что эта зона в разные годы – до наступления мутационного возраста – меняется. И среднее значение высоты ре1ля1. Выяснено что, понижение голоса от 3-4 лет связано со становлением речевой функции и отсутствие полноценного вокального воспитания.

   Переходные  звуки. По природе голоса детям, как и необучен взрослым певцам свойственно использовать натуральные регистры с переходом грудного звучания на фальцетный.

   Звук  «А» будет петь восходящую гамму, настроив свой голос на грудное звучание, то предел грудного регистра, где голос как бы качается, расположен в диапазоне ре2реbдиез2 для альтов и фа2фаb диез2 для сопрано. Если ребёнок на гласный звук а будет петь в возрасте 4 – 5 лет этот перелом на звуках ля1, си1, - до 2 после чего голос переходит на фальцетное звукообразование.

    2. Вокальные  упражнения в детском хоре.

   Проба голосов проходит при индивидуальном прослушивание – пение гаммы (до1до2 ).

   Когда в процессе работы – яснее проявляется тембр, тогда классифицируют голоса на сопрано и альты.

   Певческое дыхание.

   По  мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудо – брюшным дыханием (формирование как у взрослых).

   Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

   При ежедневных тренировках организм ребёнка  приспосабливается. Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:

    • Маленький вдох – произвольный выдох.
    • Маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.
    • Вдох со счётом на распев в медлином темпе.
    • Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

     Подобное упражнение можно повторить поднимая и наклоняя голову – без остановок, а так же поворачивая голову на право и налево.

   Нужно заметить, что эти упражнения очень  полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

   Очень многие педагоги вокалисты в своей  практике уделяют внимание упражнениям  на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.

   Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

   И чем серьезней будет выполнятся упражнение на дыхание, тем качественней это найдётся применение на практике, уже в хоровых произведениях.

   Начальный этап пения является распевание. Его  следует начинать с наиболее ярких звучащих тонов, т.е. примарных тонов. У альтов это миbфа1, сопрано соль1 – ля 1. Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы и это можно рассматривать как исключение.

   Принципы  подбора вокальных упражнений.

   Занятия как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:

    1. Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.
    2. Развитие вокально хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Информация о работе Методика работы с детским хором