Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 18:49, тест
Данная методика представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста взрослого варианта 16-факгорного личностного теста Р. Кеттела.
Методика.
Детский вариант личностного
теста Р. Кеттела
Данная методика представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста взрослого варианта 16-факгорного личностного теста Р. Кеттела.
Описание теста
Тест включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая черта (фактор) может быть как положительной, так и отрицательной, например: «интеллектуальная развитость — интеллектуальная неразвитость», причем полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла.
Ниже приводится описание 11 личностных черт1. В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности: низкий (от 1 до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов) и высокий (от 8 до 10 баллов). При описаниях разных личностных черт выделяются и представляются только два крайних полюса их развития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале и дается краткое качественное описание. Названия большинства черт личности односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, а там, где это необходимо, представляется в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия». Предполагается, что противоположная ей черта, также оцениваемая при помощи этой же шкалы, — интроверсия, и она имеет место тогда, когда экстраверсия у ребенка относительно слабо развита.
Черта I. Экстраверсия
Высокие баллы по соответствующей шкале — 8-10 баллов — характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.
Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим — от 1 до 3 баллов.
Ребенок с высокой оценкой по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, веселый и общительный. Ребенок с низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдаются эгоцентризм, упрямство.
Черта II. Уверенность в себе
Ребенок с высокими баллами по данной шкале (8-10 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью.
Ребенок с низкими баллами по данной шкале — от 1 до 3 — характеризуется как неуверенный в себе, легко ранимый.
Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются у детей, которые эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных детей.
Черта III. Эмоциональная невозбудимость
Дети с высокой оценкой по данной шкале — 8-10 баллов — характеризуются как нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные.
Дети, имеющие сравнительно низкие оценки — от 1 до 3 баллов, представляются сдержанными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными.
Для детей с повышенной возбудимостью характерны неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность. Низкая оценка по данному качеству личности рассматривается как признак эмоциональной уравновешенности, сдержанности.
Черта IV. Независимость
Ребенок с высокими значениями по данной шкале — 8-10 баллов — является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им.
Ребенок, имеющий низкие показатели — 1-3 балла, напротив, проявляет склонность к риску, беспечность.
Черта V. Благоразумие
Высокие показатели по данной шкале (8-10 баллов) говорят о благоразумии, рассудительности ребенка, его серьезности и осторожности.
Низкие показатели, напротив, свидетельствуют о склонности к риску, беспечности (1-3 балла).
Дети, имеющие низкую оценку по этой черте личности, отличаются авантюризмом, безответственностью, переоценкой своих возможностей и чрезмерным, неоправданным оптимизмом. Дети, обладающие высокой оценкой, ведут себя разумно, взвешенно, стараются не рисковать там, где можно избежать риска и действовать наверняка.
Черта VI. Добросовестность
Высокие значения по данной шкале — 8-10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, ответственности ребенка.
Низкие показатели по этой же шкале — 1-3 балла — являются признаком недобросовестности, безответственности.
Эта черта личности отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет принятые и одобренные большинством людей правила и нормы поведения. Низкие оценки обычно имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются дети с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремленные, аккуратные.
Черта VII. Смелость
Высокие значения — 8-10 баллов — имеют смелые, решительные дети. Низкие значения — 1-3 балла — имеют дети робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.
Черта VIII. Практичность
Высокие баллы по данной шкале — 8-10 баллов — свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, нереалистичности ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя. Такой ребенок часто ведет себя как самостоятельный и независимый, в то время как ребенок, имеющий высокие баллы, выступает как слишком сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, подверженный влияниям среды.
Черта IX. Оптимизм
Ребенок, имеющий высокую оценку — 8-10 баллов, по данной шкале легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение.
Ребенок с низкой оценкой — 1-3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается.
Черта X. Самоконтроль
Высокие баллы (8-10) по данной шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать свое поведение.
Низкие баллы (1-3) по этой же черте личности являются признаком неумения контролировать свое поведение.
Черта XI. Невозмутимость
Ребенок с высокими значениями (8-10 баллов) по данной шкале отличается повышенной нервной напряженностью.
Ребенок с низкой оценкой (1-3 балла), как правило, спокоен и невозмутим.
Вопросник по детскому варианту теста Кеттела содержит 110 суждений, которые касаются различных сторон жизни ребенка и его взаимодействия с другими людьми. В них имеются прямые и косвенные вопросы, относящиеся к самой личности испытуемого, включая его Крайние оценки — 1 и 10 баллов — на практике встречаются редко и представляют собой экстремальные, чрезмерно акцентуированные черты личности.
Психодиагностику по данной методике можно проводить как индивидуальным, так и групповым способом. Для проведения групповой психодиагностики детям, каждому в отдельности, раздаются приводимые далее в тексте списки суждений, для мальчиков — одни, для девочек — другие, а также специальные бланки для ответов на эти суждения (см. табл. 9 А, Б).
Перед
началом обследования испытуемые получают
следующую инструкцию:
Инструкция: «Дорогие ребята! Мы с помощью данной методики проводим изучение вашего характера и для этого предлагаем вам ответить на ряд вопросов. Они имеются перед вами. На эти вопросы не существует «правильных» или «неправильных» ответов, все они с точки зрения ценности одинаковые. Каждый из вас должен будет выбрать для себя наиболее подходящий ответ. Все вопросы состоят из двух частей, разделенных союзом «или». Познакомившись с вопросом, вы должны будете выбрать ответ, который вам больше всего подходит. В опросном листе против номера каждого вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой части суждения (всему, что расположено до союза «или») и его правой части (всему, что располагается после союза «или»). Поставьте, пожалуйста, крестик Х в том из квадратиков, который по расположению соответствует выбранному вами ответу, т.е. справа или слева. В некоторых вопросах может не быть ответов, точно подходящих для вас. Тогда нужно немного подумать и все же выбрать из двух возможных тот ответ, который больше для вас подходит. Пропускать вопросы или не выбирать один из двух предложенных ответов не разрешается».
Текст личностного опросника Кеттела для мальчиков
Часть 1
1. Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями. | или | Ты долго выполняешь свои домашние задания |
2. Если над тобой подшутили, ты сердишься. | или | Если над тобой подшутили, то ты смеешься над шуткой вместе с шутником |
3. Ты уверен, что почти всё сам можешь сделать как надо. | или | Ты убеждён,
что сам можешь
справиться лишь с некоторыми заданиями |
4. Ты часто совершаешь ошибки. | или | Ты почти
никогда не делаешь
ошибок. |
5. У тебя много друзей. | или | У тебя мало друзей |
6. Другие мальчики умеют делать больше, чем ты. | или | Ты можешь сделать столько же, как и другие мальчики |
7. Ты всегда хорошо запоминаешь имена людей | или | Случается, что
ты забываешь
имена людей |
8. Ты много читаешь | или | Большинство ребят
читает
больше, чем ты |
9. Когда учитель выбирает другого мальчика для выполнения работы, которую ты хотел бы сделать сам ,тебе становится обидно. | или | Когда учитель выбирает другого мальчика для того, чтобы сделать работу, которую ты сам бы хотел сделать, то ты быстро забываешь об этом и не обижаешься |
10. Ты считаешь, что все твои выдумки, идеи правильные. | или | Ты не уверен
в том, что все
твои выдумки, идеи хорошие. |
11. Ты обычно молчаливый. | или | Ты обычно много говоришь |
12. Если мама на тебя сердится, то она неправа. | или | Если мама на тебя сердится, то у тебя возникает ощущение, что ты что-то сделал не так. |
13. Тебе
больше бы понравилось |
или | Тебе больше понравилось бы быть капитаном дальнего плавания. |
14. Ты можешь вечером долго сидеть спокойно | или | Ты не можешь вечером дол-го сидеть спокойно и начинаешь ёрзать. |
15. Если
ребята беседуют о каком-то
месте, которое и ты хорошо
знаешь, то ты тоже вступаешь
в разговор и начинаешь |
или | Если ребята беседуют о том месте, которое тебе также хорошо знакомо, то ты не вступаешь в разговор и ждёшь, когда они закончат его. |
16. Ты
вполне смог бы стать |
или | Ты думаешь, что стать космонавтом трудно и это дело не для тебя |
17. Твоя
мама говорит, ты слишком |
или | Твоя мама говорит, что ты спокойный и тихий. |
18. Ты охотнее слушаешь, как говорят другие ребята. | или | Тебе больше
нравится не
слушать, а рассказывать самому. |
19. В свободное время ты бы лучше почитал книгу. | или | В свободное
время ты бы
лучше поиграл в мяч. |
20. Ты
всегда осторожен в своих |
или | Бывает, что, бегая, ты задеваешь людей и предметы. |
21. Ты беспокоишься о том, что тебя могут наказать. | или | Тебя не волнует
то, что тебя
могут наказать |
22. Когда
ты вырастешь, тебе больше |
или | Когда ты вырастешь,
тебе
больше хотелось бы стать лётчиком. |
23. Учитель часто делает тебе замечания на уроках. | или | Учитель считает,
что ты ведёшь себя на уроках так, как
надо. |
24. Когда твои друзья спорят о чём-то, то ты вмешиваешься в их спор. | или | Когда твои друзья спорят о чем-то, то ты обычно молчишь. |
25. Когда другие в классе разговаривают и смеются, то ты в это время можешь спокойно заниматься | или | Когда ты занимаешься, то вокруг должна быть тишина. |
26. Ты часто слушаешь передачу «Новости» по телевидению. | или | Когда по телевидению
начинают передавать новости, то тебе
становится скучно и ты
идёшь заниматься чем-то другим. |
27. Тебя обижают взрослые. | или | Взрослые тебя
хорошо пони-
мают. |
28. Там,
где большое движение |
или | Ты немного волнуешься, переходя улицу в том месте, где оживлённое движение. |
29. С тобой часто случаются большие неприятности. | или | С тобой редко бывают большие неприятности, чаще — мелкие, незначительные. |
30. Если ты знаешь ответ на вопрос, то сразу же поднимаешь руку на уроке: | или | Если ты знаешь ответ на вопрос, то ждёшь, когда тебя спросят, а сам руку не поднимаешь. |
31. Когда в классе появляется новичок, то ты знакомишься с ним сам и быстро | или | Когда в классе
появляется
новичок, то ты к нему присматриваешься и знакомишься с ним не сразу. |
32 . Охотнее ты стал бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, такси). | или | С большим желанием
ты
стал бы врачом. |
33. Ты часто огорчаешься, или когда не сбывается то, на что ты рассчитываешь. | или | Ты редко
огорчаешься,
не случается то, на что ты рассчитываешь. |
34. Когда кто-то из товарищей по классу просит помочь во время контрольной работы, ты говоришь, чтобы он делал всё сам. | или | Когда кто-то просит о помощи во время контрольной работы, ты помогаешь, если не видит учитель |
35. Взрослые не обращают на тебя внимание и разговаривают между собой в твоём присутствии. | или | В твоём присутствии взрослые часто прекращают разговор и слушают тебя |
36. Если ты слышишь грустную историю, то слёзы сами собой появляются у тебя на глазах. | или | Если ты слышишь грустную историю, то она тебя не задевает |
37. Большинство твоих планов тебе удается осуществить. | или | Порой случается
так, что то,
что ты запланировал, не происходит. |
38. Когда мама зовёт тебя домой, ты идёшь не сразу и ещё некоторое время продолжаешь играть. | или | Когда мама
зовет тебя домой,
ты сразу прекращаешь игру и идёшь домой. |
39. Можешь
ли ты свободно встать, не стесняясь,
в классе и что угодно |
или | Когда нужно что-нибудь рассказать всему классу, ты робеешь, смущаешься. |
40.
Понравилось бы те6е |
или | Тебе не понравилось бы оставаться дома с маленькими детьми. |
41. Бывает
так; что тебе грустно и |
или | Не бывает так, чтобы тебе было одиноко и грустно. |
42. Уроки дома ты делаешь в разное время дня, когда как. | или | Уроки дома ты всегда делаешь строго в определённое время дня. |
43. Тебе хорошо живётся. | или | Тебе живётся совсем нехорошо. |
44. С
большим удовольствием ты |
или | С большим удовольствием ты отправился бы на выставку современных машин. |
45. Если тебе делают замечание, ругают, то ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение. | или | Если тебя ругают, делают замечания, то ты сильно расстраиваешься. |
46. Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике. | или | Скорее тебе понравилось бы работать учителём |
47. Когда ребята в классе шумят, то ты всегда сидишь тихо | или | то ты шумишь вместе с ними. |
48. Если тебя толкают в автобусе, то ты не реагируешь на это и считаешь, что ни чего серьёзного не произошло. | или | Если тебя толкают в автобусе, то это тебя сердит и раздражает |
49. Тебе случалось делать что-то такое, чего не следовало бы делать. | или | Тебе не случалось
делать такое, что не следовало бы делать. |
50. Ты предпочитаешь друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить. |
или | Ты предпочитаешь
друзей, которым нравятся более серьёзные дела. |
51. Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется | или | Тебе не доставляет
особого беспокойства долгое ожидание
чего-либо |
52. Охотнее ты сейчас ходил бы в школу | или | Охотнее ты сейчас поехал бы путешествовать на автомобиле |
53. Бывает иногда, что ты злишься на всех | или | Ты всегда всеми доволен |
54. Какой учитель тебе нравится больше: мягкий и снисходительный | или | Тебе больше нравится строгий учитель |
55. Дома ты ешь всё, что предлагают | или | Дома ты протестуешь, когда тебя кормят тем, что тебе не хочется |
Часть
2
1. Почти все к тебе хорошо относятся | или | К тебе хорошо относятся только некоторые люди. |
2. Когда ты утром просыпаешься, то часто бываешь сонным и вялым. | или | Когда ты просыпаешься утром, то бываешь бодрым и тебе сразу хочется веселиться. |
3. Ты обычно заканчиваешь свою работу быстрее других. | или | Ты обычно выполняешь свою работу дольше, чем другие. |
4. Ты иногда бываешь не уверен в себе. | или | Ты всегда уверен в себе |
5. Ты
всегда радуешься, когда |
или | Иногда тебе не хочется никого видеть. |
6. Говорит ли тебе мама, что ты всё делаешь слишком медленно. | или | Мама тебе говорит, что ты всё делаешь быстро |
7. Другим детям всегда нравится то, что ты предлагаешь | или | Другим детям не всегда нравится то, что ты предлагаешь |
8. В школе ты все выполняешь точно так, как требуют. | или | В школе твои
одноклассники выполняют |
9. Ты
думаешь, что другие дети |
или | Ты думаешь, что другие дети относятся к тебе по-дружески. |
10. Ты всегда делаешь все хорошо. | или | Бывают дни,
когда у тебя ни-
чего не получается. |
11. Ты во время урока сидишь спокойно | или | Ты во время
урока любишь
повертеться |
12. Ты иногда возражаешь своей маме. | или | Ты не возражаешь
своей маме,
побаиваясь её. |
13.Тебебольшенравится кататься на лыжах в парке, в лесу. | или | Тебё больше нравится кататься на лыжах с высоких гор |
14. Ты считаешь, что всегда вежлив. | или | Ты считаешь, что иногда бываешь невежливым. |
15.Говорят,
что с тобой трудно |
или | С тобой легко
договориться,
ты любишь соглашаться. |
16. Менялся ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой). | или | Ты никогда не менялся с друзьями своими вещами. |
17. Хочется
ли тебе быть иногда |
или | У тебя никогда
не возникает
желание быть непослушным. |
18. Твоя мама делает всё лучше, чем ты. | или | Часто ты делаешь
разные вещи
лучше, чем мама. |
19. Если бы ты был диким животным, то понравилось бы тебе стать быстрой лошадью. | или | Если бы ты стал
диким животным, то скорее всего был
бы львом. |
20. Когда
тебе сообщают приятную |
или | Когда тебе сообщают приятную новость, тебе от радости хочется кричать и прыгать. |
21. Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, то ты прощаешь ему это | или | Если к тебе
кто-то нехорошо
относится, то ты так же относишься к нему. |
22. Тебе больше понравилось бы в бассейне плавать. | или | Тебе больше
понравилось бы
в бассейне нырять. |
23. Учитель
иногда говорит, что ты |
или | Учитель говорит,
что ты достаточно внимателен и не
до-
пускаешь помарок в своей тетради. |
24. В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать свою правоту. | или | В спорах ты стараешься понять своего собеседника и готов ему уступить, если он прав и даже если не прав. |
25. Ты лучше послушал бы историю о войне | или | Ты лучше послушал бы историю о жизни животных. |
26. Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс. | или | Ты редко
помогаешь новым
ученикам, обычно это делают другие. |
27.Ты
долго помнишь о своих |
или | Ты быстро забываешь о своих неприятностях |
28. В
игре ты с большим |
или | В игре ты с большим удовольствием изображал бы известного писателя. |
29. Если мама тебя отругала, ты становишься грустным. | или | Если мама тебя отругала, то настроение у тебя почти никогда не портится. |
30. Ты
всегда собираешь свой |
или | Бывает так, что ты собираешь свой портфель только утром, перед самым выходом в школу. |
31. Тебя учитель часто хвалит. | или | Учитель тебя редко хвалит. |
32. Можешь ли ты взять в руки паука? | или | Ты не в состоянии
взять паука
в руки. |
33. Ты часто обижаешься. | или | Ты редко обижаешься |
34. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь спать. | или | Когда родители
говорят, что
тебе пора спать, ты не хочешь этого делать и продолжаешь заниматься своими делами. |
35. Ты
смущаешься, когда тебе приходится
разговаривать с незнакомым |
или | Ты совсем не
смущаешься,
когда приходится разговаривать с незнакомым человеком. |
36. Ты скорее бы стал художником | или | Ты скорее бы стал охотником. |
37. У тебя всё удачно выходит | или | У тебя бывают неудачи. |
38. Если ты не понял условие задачи, то всегда обращаешься к товарищу за разъяснением. | или | Если ты не понял условие задачи, то обращаешься к учителю. |
39. Можешь
ли ты рассказать смешную |
или | Ты не можешь рассказать историю так, чтобы все смеялись. |
40. После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя | или | После урока тебе хочется сразу же идти гулять в коридор. |
41. Иногда ты сидишь без дела и поэтому чувствуешь себя плохо. | или | Такого с тобой почти никогда не бывает. |
42. По
пути из школы ты |
или | После школы
ты сразу же
идёшь домой. |
43. Твои родители всегда выслушивают тебя. | или | Твои родители почти никогда тебя не выслушивают. |
44. Тебе грустно, когда ты не можешь выйти из дома. | или | Тебе безразлично,
когда ты
не в состоянии выйти из дома. |
45. У тебя мало разного рода затруднений. | или | У тебя много разного рода затруднений. |
46. В
свободное время ты лучше |
или | В свободное время ты лучше сажал бы деревья во дворе. |
47. Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах. | или | Ты охотнее расскажешь об экскурсии, прогулке. |
48. Если друзья берут твои вещи без спроса, то ты считаешь, что в этом нет ничего особенного. | или | Если друзья берут твои вещи без спроса, то ты сердишься на них. |
49. Ты
обычно вздрагиваешь при |
или | Ты спокойно
оглядываешься и пытаешься |
50. Тебе
больше нравится, когда вы с
ребятами рассказываете что-то
друг
другу. |
или | Тебе больше нравится играть со своими друзьями. |
51. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно волнуешься? | или | Ты никогда не повышаешь голос во время разговора и говоришь спокойно. |
52. Охотнее ты пошел бы на урок. | или | Охотнее ты посмотрел бы матч по футболу. |
53. Если
ты слушаешь радио или |
или | Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, то тебе не мешают посторонние разговоры. |
54. Тебе бывает трудно в школе | или | Тебе не бывает в школе трудно. |
55. Если
тебя дома чем-то разозлили,
то ты не обращаешь внимания
и спокойно выходишь из |
или | Если тебя дома чем-то разозлили, то, выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью. |
Информация о работе Методика. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела