Практика в детском летнем лагере

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 21:35, отчет по практике

Краткое описание

Работа содержит в себе исследование, социально-психологическую характеристику коллектива, характеристику личности и полный план коллективного творческого дела

Файлы: 1 файл

Практика.docx

— 28.67 Кб (Скачать)

Психологическая практика летняя производственная. 

Психологическое исследование 

Тема:  Зависимость стратегии поведения подростков в конфликте от нейротизма.

Цель:  исследовать зависимость стратегии поведения в конфликте от нейротизма.

Задачи: мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Установить уровень нейротизма у подростков.
  • Исследовать стратегии поведения подростков в конфликте.
  • Выявить связь между типом поведения подростков в конфликтных ситуациях и наличием у них такого индивидуального личностного свойства как нейротизма.

Объект:   подростки.

Предмет: стратегии поведения в конфликте.

Гипотеза: чем выше уровень нейротизма у подростков, тем более не эффективные стратегии (избегание, приспособление, соперничество) они будут выбирать.

    Программа психологического исследования

    Сначала подробнее о том, с чем мы будем  работать. Начнем с определения что же из себя представляет конфликт.

    КОНФЛИКТ  — это столкновение на индивидуально-психологическом  или социально-психологическом уровнях  значимых, конкурирующих или несовместимых  потребностей, мотивов, целей, интересов, действий, поступков.

    На  социально-психологическом уровне конфликты развиваются как межличностные, групповые, межгрупповые, этнические, классовые и др., при которых  люди вступают в противоборство, отстаивая  несовместимые ценности, цели, нормы, или пытаются захватить, присвоить  одни и те же ценности. Острые, а особенно затяжные конфликты всегда ущербны, деструктивны для их участников, т. к. ведут к невротизации, развитию психосоматических заболеваний. Однако в социально-психологическом плане  они могут быть как деструктивными (осложняют взаимодействие и взаимоотношения с окружающими, переключают психические доминанты с деловой эффективности на эмоциональное противоборство и действенное противостояние), так и конструктивными, если получают адекватную, справедливую оценку, способствующую изживанию проблемы.

    В данном случае мы решили использовать одну из самых распространенных в  этой сфере методику – Тест К.Томаса. Наш выбор обоснован тем, что  данная методика достаточна, проста для  испытуемых, а также ее довольно просто интерпретировать.

    А что тогда мы подразумеваем под  нейротизмом?

    НЕЙРОТИЗМ — это один из параметров индивидуальности, отражающий картину эмоциональной  реактивности в диапазоне проявления личностного свойства «эмоциональная стабильность — нестабильность». В  психодиагностику параметр нейротизм введен Айзенком, который выделил его экспериментальным путем с применением факторного анализа и дал ему свою нейрофизиологическую интерпретацию, считая, что высокий балл по шкале нейротизму соответствует снижению порога активации лимбической системы. Психофизиологически это проявляется в форме повышенной эмоциональной нестабильности (реактивности на события во внутренней среде организма в ответ на колебания организмических потребностей и состояний). Шкала нейротизма отрицательно связана с социальной желательностью, поскольку включает в себя два типа невротических расстройств: истерический невроз, свойственный холерикам (нестабильные экстраверты), и невроз навязчивых состояний, свойственный меланхоликам (нестабильные интроверты).

    Психологически  нейротизм проявляется в эмоциональной незрелости как неспособности управлять эмоциями и настроениями, неумении найти им адекватное объяснение и реалистичное выражение; импульсивности влечений, неспособности выражать их в социально допустимой форме, невыдержанности, капризности, уклонении от реальности и ответственности, ослаблении психической активности. Субъективно нейротизм переживается как чувство беспомощности, снижение работоспособности, усталость, беспокойство, переменчивость настроения и интересов, тревожность, неспособность справляться с жизненными трудностями.

    Высокая эмоциональная нестабильность характерна для подростков, поэтому мы считаем данную тему актуальной. Для исследования нейротизма мы будем использовать личностный опросник, разработанный Айзенком (ЕРI).

    Мы провели тестирование(2 июля) на выявление у подростков нейротизма по Айзенку и тестирование по Томасу (4 июля). Тестировалась сразу вся группа. Никаких трудностей по поводу данных методики у ребят не возникло. Мы получили следующие результаты:

    Испытуемый  №1: было выявлена высокая эмоциональная нестабильность (17 баллов). Это выражается в импульсивности, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), неровности в контактах с людьми, в депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. По Томасу тип поведения испытуемого в конфликте – «Соперничество» - это выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

    Испытуемый  №2: у данного испытуемого была выявлена эмоциональная устойчивость (9 баллов) – характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. По Томасу, испытуемый предпочитает такую форму поведения в конфликтах, как – «Приспосабливание» - т.е. принесение в жертву собственных интересов ради другого человека.

    Испытуемый  №3: по тесту Айзенка у данного испытуемого выявлена эмоциональная устойчивость (18 баллов), это указывает на высокую эмоциональность испытуемого, на его импульсивность, впечатлительность изменчивость интересов, неуверенность в себе. Возможно у испытуемого плохая адаптация, рассеянность внимания, склонность к раздражительности.

    Испытуемый  №6: Эмоциональная нестабильность(17 баллов). Нервность, склонность к быстрой смене настроения, чувство беспокойства, рассеянность внимания, импульсивность. С другой стороны ..

Испытуемый  №8: Наблюдается эмоциональная нестабильность(21 балл). Нервность, склонность к быстрой смене настроения, чувство беспокойства и виновности, неустойчивость, плохая адаптация, озабоченность, депрессивные реакции, рассеянность внимания, импульсивность. 
 
 
 

Социально-психологическая  характеристика группы.

    - Общие сведения:

    Размер  группы: 10 человек. Два мальчика 16 лет  и один 14 лет, три девочки 16 лет  и четыре 14 лет. Группа малая, закрытая, кратковременная. Знакомы с друг другом недавно.

    - Социально-психологическая характеристики отдельных членов группы:

    Андрей  Г., 14 лет, 7 класс.

    Экстраверт. Испытывает непреодолимую потребность  в общении. Открыт новым знакомствам. Социально активен. Проявляет инициативу в общественной деятельности. Ответственен. Предпочитает избегать конфликтные ситуации, не вмешивается в чужие конфликты. Аналитический склад ума. Характеризуется повышенной любознательностью. Обладает богатым воображением. Легко проявляет собственные эмоции. Часто аффективен.  Но скрывает свои истинные переживания. Самооценка адекватная. Уровень притязаний высокий.

    Богатая, выразительная мимика. Речь быстрая, четкая, правильная (без эмболов). Походка быстрая, легкая, дерганная. Активная жестикуляция, широкие, открытые жесты рук.

    Таким образом, мы может заключить, что  Андрей по типу темперамента – холерик  с элементами сангвиника.

- Особенности совместной  деятельности:

В организации  и проведении совместной деятельности наибольшую активность и инициативность проявляют эмоциональные лидеры: Виктория Б. и Алена Г.  В целом, все участники группы достаточно активно включены в общественную деятельность, но некоторые члены команды выражают свой протест, направленный на инициативу лидеров.

- Особенности межличностных  отношений:

Отношения в группе теплые, дружеские. Существует взаимопомощь и взаимоподдержка. Однако не все участники группы активно включены внутригрупповое общение. Межличностные конфликты на почве общественной деятельности, которые не затрагивают всю группы. Протекают достаточно часто. Характер конфликтов открытый, затяжной, неконструктивный.

- Сведения о статусно-ролевых позициях:

В группе два  эмоциональных лидера, которые являются также и фактическими лидерами: это  командиры палаток (административно-командная  единица) – Виктория Б. и Алена  Г. Также имеются отверженная  – Ольга Д.

В группе функционируют  три подгруппы. Первая состоит из юношей. Построенная на обоюдном взаимоуважении, взаимопомощи, а также на базе общих интересов. Вторая подгруппа состоит из девчонок 14 лет. В этой подгруппе лидирующую позицию занимает Виктория Б.. Эту подгруппу сплачивает тот факт, что они раньше были знакомы и не раз вместе ходили в поход. Третья группа состоит тоже из девочек 14-16 лет. Лидером здесь является Алена Г.. Эта подгруппа объединилась на основе взаимного удовлетворения потребностей: Алена удовлетворяет свою потребность в лидерстве, а Наталья Р. и Ирина Е. – получают поблажки в виде общественной деятельности.

- рекомендации по  улучшению социально-психологического  климата в группе:

Данной группе можно порекомендовать провести мероприятия по сплочению коллектива, при чем что бы члены разных подгрупп взаимодействовали и работали друг с другом. 
 
 

Психологическая характеристика личности Ольги Д.

  1. Особенности социальной ситуации развития: Ольга единственный ребенок в семье. Семья дезорганизованного типа (присутствует культ силы, все члены семьи сами по себе, нет понимания), авторитарный стиль воспитания и взаимодействия.
  2. Особенности невербального поведения: Характерны закрытые позы (руки, скрещенные на груди, обхватывает руками плечи, ноги скрещены), часто сжимает одной рукой другую в районе локтя, закладывает руки за спину. Жесты часто широкие носящие агрессивный характер, активная жестикуляция руками, рубленые жесты, постоянная мелкая манипуляция, характерны постоянные покачивания ногой или ритмичные взмахи рукой. Иногда мелкие жесты в районе нижней части тела. Часто смотрит собеседнику в глаза, передавливает взглядом. Речь быстрая сбивчивая громкая, когда волнуется глотает отдельные буквы.

Особенности личности: Обладает достаточно развитым (для своего возраста) мышлением, высокий уровень развития долговременной памяти, богатое воображение. Интересы сконцентрированы в области познавательной сферы, самопознания, живописи, художественной литературы, моды. Ведущими являются как познавательные мотивы, так и удовлетворение потребностей в общении и признании. Обладает ярко выраженными художественными способностями, общими умственными способностями. Тип темперамента холерический, с элементами меланхолического. Ведущие личностные черты: агрессивность, конфликтогенность, закрытость от окружающих, обидчивость, впечатлительность, чувствительность. Эмоции не имеют строго контроля, частые аффективные проявления, эмоции сильные яркие, но не глубокие. Частая смена настроения. Частые депрессивные темы особенно в одиночестве. Самооценка заниженная, присутствует 
 
 

Название: Вечер русской  сказки.

Цель: знакомство с миром сказки, ее взаимодействием с миром предков, сплочение коллектива.

Задачи:

  • Расширение кругозора подростков, ознакомление их с мифологией древних славян
  • Сплочение группы
  • Поднятие настроения

Характеристика  участников:

  1. Виктория Б. (14 лет, пол женский), воспитанница клуба, подросток, ученица средней школы,
  2. Сергей М. (16 лет, пол мужской), воспитанник клуба, подросток, ученик средней школы,
  3. Виктория В. (14 лет, пол женский), воспитанница клуба, подросток, ученица средней школы,
  4. Валерия П. (14 лет, пол женский), воспитанница клуба, подросток, ученица средней школы,
  5. Андрей Г. (14 лет, пол мужской), воспитанник клуба, подросток, ученик средней школы,
  6. Алена Г. (14 лет, пол женский), воспитанница клуба, подросток, ученица средней школы,
  7. Виталий К. (16 лет, пол мужской), воспитанник клуба, подросток, ученик средней школы,
  8. Ольга Д. (16 лет, пол женский), воспитанница клуба, подросток, ученица средней школы
  9. Наталия Р. (16 лет, пол женский), воспитанница клуба, подросток, ученица средней школы
  10. Ирина Е. (16 лет, пол женский), воспитанница клуба, подросток, ученица средней школы.

Методы: игра, беседа.

Оборудование: Реквизит необходимый для постановки сказок и помогающий погрузиться в роль, бумага, ручки, булавки.

Информация о работе Практика в детском летнем лагере