Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 21:35, отчет по практике
Работа содержит в себе исследование, социально-психологическую характеристику коллектива, характеристику личности и полный план коллективного творческого дела
Психологическая
практика летняя производственная.
Психологическое
исследование
Тема: Зависимость стратегии поведения подростков в конфликте от нейротизма.
Цель: исследовать зависимость стратегии поведения в конфликте от нейротизма.
Задачи: мы поставили перед собой следующие задачи:
Объект: подростки.
Предмет: стратегии поведения в конфликте.
Гипотеза: чем выше уровень нейротизма у подростков, тем более не эффективные стратегии (избегание, приспособление, соперничество) они будут выбирать.
Программа психологического исследования
Сначала подробнее о том, с чем мы будем работать. Начнем с определения что же из себя представляет конфликт.
КОНФЛИКТ
— это столкновение на индивидуально-психологическом
или социально-психологическом
На
социально-психологическом
В данном случае мы решили использовать одну из самых распространенных в этой сфере методику – Тест К.Томаса. Наш выбор обоснован тем, что данная методика достаточна, проста для испытуемых, а также ее довольно просто интерпретировать.
А что тогда мы подразумеваем под нейротизмом?
НЕЙРОТИЗМ — это один из параметров индивидуальности, отражающий картину эмоциональной реактивности в диапазоне проявления личностного свойства «эмоциональная стабильность — нестабильность». В психодиагностику параметр нейротизм введен Айзенком, который выделил его экспериментальным путем с применением факторного анализа и дал ему свою нейрофизиологическую интерпретацию, считая, что высокий балл по шкале нейротизму соответствует снижению порога активации лимбической системы. Психофизиологически это проявляется в форме повышенной эмоциональной нестабильности (реактивности на события во внутренней среде организма в ответ на колебания организмических потребностей и состояний). Шкала нейротизма отрицательно связана с социальной желательностью, поскольку включает в себя два типа невротических расстройств: истерический невроз, свойственный холерикам (нестабильные экстраверты), и невроз навязчивых состояний, свойственный меланхоликам (нестабильные интроверты).
Психологически нейротизм проявляется в эмоциональной незрелости как неспособности управлять эмоциями и настроениями, неумении найти им адекватное объяснение и реалистичное выражение; импульсивности влечений, неспособности выражать их в социально допустимой форме, невыдержанности, капризности, уклонении от реальности и ответственности, ослаблении психической активности. Субъективно нейротизм переживается как чувство беспомощности, снижение работоспособности, усталость, беспокойство, переменчивость настроения и интересов, тревожность, неспособность справляться с жизненными трудностями.
Высокая эмоциональная нестабильность характерна для подростков, поэтому мы считаем данную тему актуальной. Для исследования нейротизма мы будем использовать личностный опросник, разработанный Айзенком (ЕРI).
Мы провели тестирование(2 июля) на выявление у подростков нейротизма по Айзенку и тестирование по Томасу (4 июля). Тестировалась сразу вся группа. Никаких трудностей по поводу данных методики у ребят не возникло. Мы получили следующие результаты:
Испытуемый №1: было выявлена высокая эмоциональная нестабильность (17 баллов). Это выражается в импульсивности, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), неровности в контактах с людьми, в депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. По Томасу тип поведения испытуемого в конфликте – «Соперничество» - это выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Испытуемый №2: у данного испытуемого была выявлена эмоциональная устойчивость (9 баллов) – характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. По Томасу, испытуемый предпочитает такую форму поведения в конфликтах, как – «Приспосабливание» - т.е. принесение в жертву собственных интересов ради другого человека.
Испытуемый №3: по тесту Айзенка у данного испытуемого выявлена эмоциональная устойчивость (18 баллов), это указывает на высокую эмоциональность испытуемого, на его импульсивность, впечатлительность изменчивость интересов, неуверенность в себе. Возможно у испытуемого плохая адаптация, рассеянность внимания, склонность к раздражительности.
Испытуемый №6: Эмоциональная нестабильность(17 баллов). Нервность, склонность к быстрой смене настроения, чувство беспокойства, рассеянность внимания, импульсивность. С другой стороны ..
Испытуемый
№8: Наблюдается эмоциональная
нестабильность(21 балл). Нервность, склонность
к быстрой смене настроения, чувство беспокойства
и виновности, неустойчивость, плохая
адаптация, озабоченность, депрессивные
реакции, рассеянность внимания, импульсивность.
Социально-психологическая характеристика группы.
- Общие сведения:
Размер группы: 10 человек. Два мальчика 16 лет и один 14 лет, три девочки 16 лет и четыре 14 лет. Группа малая, закрытая, кратковременная. Знакомы с друг другом недавно.
- Социально-психологическая характеристики отдельных членов группы:
Андрей Г., 14 лет, 7 класс.
Экстраверт. Испытывает непреодолимую потребность в общении. Открыт новым знакомствам. Социально активен. Проявляет инициативу в общественной деятельности. Ответственен. Предпочитает избегать конфликтные ситуации, не вмешивается в чужие конфликты. Аналитический склад ума. Характеризуется повышенной любознательностью. Обладает богатым воображением. Легко проявляет собственные эмоции. Часто аффективен. Но скрывает свои истинные переживания. Самооценка адекватная. Уровень притязаний высокий.
Богатая, выразительная мимика. Речь быстрая, четкая, правильная (без эмболов). Походка быстрая, легкая, дерганная. Активная жестикуляция, широкие, открытые жесты рук.
Таким образом, мы может заключить, что Андрей по типу темперамента – холерик с элементами сангвиника.
- Особенности совместной деятельности:
В организации
и проведении совместной деятельности
наибольшую активность и инициативность
проявляют эмоциональные
- Особенности межличностных отношений:
Отношения в группе теплые, дружеские. Существует взаимопомощь и взаимоподдержка. Однако не все участники группы активно включены внутригрупповое общение. Межличностные конфликты на почве общественной деятельности, которые не затрагивают всю группы. Протекают достаточно часто. Характер конфликтов открытый, затяжной, неконструктивный.
- Сведения о статусно-ролевых позициях:
В группе два эмоциональных лидера, которые являются также и фактическими лидерами: это командиры палаток (административно-командная единица) – Виктория Б. и Алена Г. Также имеются отверженная – Ольга Д.
В группе функционируют три подгруппы. Первая состоит из юношей. Построенная на обоюдном взаимоуважении, взаимопомощи, а также на базе общих интересов. Вторая подгруппа состоит из девчонок 14 лет. В этой подгруппе лидирующую позицию занимает Виктория Б.. Эту подгруппу сплачивает тот факт, что они раньше были знакомы и не раз вместе ходили в поход. Третья группа состоит тоже из девочек 14-16 лет. Лидером здесь является Алена Г.. Эта подгруппа объединилась на основе взаимного удовлетворения потребностей: Алена удовлетворяет свою потребность в лидерстве, а Наталья Р. и Ирина Е. – получают поблажки в виде общественной деятельности.
-
рекомендации по
улучшению социально-
Данной группе
можно порекомендовать провести
мероприятия по сплочению коллектива,
при чем что бы члены разных подгрупп
взаимодействовали и работали друг с другом.
Психологическая характеристика личности Ольги Д.
Особенности
личности: Обладает достаточно
развитым (для своего возраста) мышлением,
высокий уровень развития долговременной
памяти, богатое воображение. Интересы
сконцентрированы в области познавательной
сферы, самопознания, живописи, художественной
литературы, моды. Ведущими являются как
познавательные мотивы, так и удовлетворение
потребностей в общении и признании. Обладает
ярко выраженными художественными способностями,
общими умственными способностями. Тип
темперамента холерический, с элементами
меланхолического. Ведущие личностные
черты: агрессивность, конфликтогенность,
закрытость от окружающих, обидчивость,
впечатлительность, чувствительность.
Эмоции не имеют строго контроля, частые
аффективные проявления, эмоции сильные
яркие, но не глубокие. Частая смена настроения.
Частые депрессивные темы особенно в одиночестве.
Самооценка заниженная, присутствует
Название: Вечер русской сказки.
Цель: знакомство с миром сказки, ее взаимодействием с миром предков, сплочение коллектива.
Задачи:
Характеристика участников:
Методы: игра, беседа.
Оборудование: Реквизит необходимый для постановки сказок и помогающий погрузиться в роль, бумага, ручки, булавки.