Детское движение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:58, доклад

Краткое описание

Цель данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России.
Предмет исследования - исторический анализ деятельности детского общественного движения в советский и постсоветский период.

Оглавление

1. Введение
o Цель развития детского движения
o Актуальность исследования
o Проблема, поднятая в исследовании
o Цель исследования
o Задачи исследования
o Объект и предмет исследования

2. Основная часть - история детского движения в России
1. Первые внешкольные объединения (начало XX века) – «допионерский период»

1. Майские союзы
2. Сетлементы
3. Скауты

2. Пионерский период
1. 20-30-е годы
2. Пионерия в период Великой Отечественной войны
3. Послевоенный период

3. Постпионерский период
1. Конец 80-х - начало 90-х годов
2. Конец 90-х – до настоящего времени

3. Заключение

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Введение
    • Цель развития детского движения
    • Актуальность исследования
    • Проблема, поднятая в исследовании
    • Цель исследования
    • Задачи исследования
    • Объект и предмет исследования
 
  1. Основная  часть - история детского движения в России
    1. Первые внешкольные объединения (начало XX века) – «допионерский период»
     
    1.  Майские  союзы
    2. Сетлементы
    3. Скауты
 
    1. Пионерский  период
    1. 20-30-е годы
    1. Пионерия в период Великой Отечественной войны
    2. Послевоенный период
 
    1. Постпионерский  период
    1. Конец 80-х - начало 90-х годов
    1. Конец 90-х – до настоящего времени
 
  1. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Детское движение в России имеет почти  вековую историю. Оно - явление  демократическое,    помогает  самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде,  где  он  наиболее  комфортно  себя чувствует. Быть  в  окружении  своих  единомышленников  (по   спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое  мнение кого-то  интересует  –   все   это   делает   клубную   деятельность   очень привлекательной.    Детское движение –  процесс  открытый, многоярусный.  Размах детского движения, его развитие –  показатели  уровня  демократизации общественной жизни в государстве.

      Цель  детского движения можно рассматривать  в двух аспектах. С одной стороны, это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С другой, это – воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой, в семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего школой, с природой, сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его обогащать. Во главе всей ребячьей деятельности находиться игра.

      Цель  развития детского движения – «втянуть» ребенка в реальное, социально значимое творческое дело, помогая ему таким образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям. Путь к этому лежит через осуществление различных детских программ.

      Детское движение –  одно  из  основ формирования  демократической  культуры  общества.   В   этом   смысле   оно представляет  собой  социальную  систему,   основными   элементами   которой являются люди, их отношения и связи, объединения.

      В период распада СССР исчезли из школ пионерские организации, и довольно долго ребята были предоставлены  сами себе. Иногда детей и подростков 90-х г.г. называют «потерянным поколением»  и только во второй половине 90-х годов  стало возрождаться детское движение, уже в новом качестве, так как жизнь диктовала формирование новых ценностей. 

      Актуальность  исследования обусловлена кризисным состоянием системы воспитания в современной России, потребностью обновления государственных и общественных структур, отвечающих задачам формирования человека — гуманиста, личности, индивидуальности, гражданина-патриота, жителя планеты Земля. С воспитанием подрастающего поколения связываются судьба, перспективы развития России.

      Будущее общества зависит от того, какими будут наши дети. В детских организациях они воспитываются активными гражданами своей страны. Изучение этого опыта на различных исторических этапах и в целом на протяжении истории страны и общества является весьма актуальным.   

Цель  данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России.

Предмет исследования - исторический анализ деятельности детского общественного движения в советский и постсоветский период.

Объект  исследования - процесс становления и развития детского движения в России.

 

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

  1. Проследить процесс становления и развития детских организаций через изучение специальной литературы, сбор и анализ воспоминаний участников событий, встречи со специалистами в области развития детского движения современного Тольятти;
  2. Выделить основные этапы этого процесса и выяснить их специфические особенности;
  3. Определить масштабы детского движения и входивших в него организаций в рассматриваемые периоды;
  4. Исследовать и обобщить опыт и роль детских и подростковых объединений в социализации личности, в развитии отечественной истории.
 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР

    Начало  XX века ознаменовало скачком в развитии Детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества. Исследователь Л. В. Алиева пишет, что исторически закономерен подъем детского движения в России.

      Изучение  опыта детского движения привело  к обоснованию этапов его становления  и развития.

      В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т. В. Трухачева, Л. В. Алиева, И. В. Руденко, А. Г. Кирпичник, В. А. Кудинов и др.) положена периодизации истории государства, тех событий его жизни, которые, так или иначе, влияли на развитие детского движения.  

Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:

  • Допионерский;
  • Пионерский;
  • Постпионерский
 

Л. В. Алиева дает следующую периодизацию:

     I этап: 10-е годы XX века- возникновновение детского движения, как специфической социальной реальности;

     2 этап: 20е – начало 30х годов  XX века – становления детского движения в форме пионерсвта, как нвоого средства воспитания детей;

     3 этап: 30е – 80е годы XX века – развитие пионерского движения как массовой детской организации, звенка системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;

     4 этап: 90е годы XX  века – 10е годы XXI века – саморазвитие и саммопределение отечественного детского движения в новых социально-экономических, исторических условиях российского общества. 

     Автор другой периодизации  - М. В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого–руковдителя, показывая, как меняется образ взрослого в истории детского движения в России – от фантазеров, романтиков к рабочим-производственниккм и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с «пионерами».

     Даем  краткую характеристику основных периодов развития детского движения в России. 

     Допионерский  период.

     Началом этого периода можно считать  конец XIX  века. Это был период становлений на законодательной основе объединений (обществ либо союзов) самых разных направлений деятельности. В конце XIX начале XX века в России добровольные объединенрия подростков создаются в общеобразовательных учреждениях – школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Различные детские группы опявляются в разных городах и называются они по-разноиу: в Ижевске – Дом юного пролетария, в Перми – муравейник и т.д.

     Попыткой  приспособить воспитательную систему  скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном участии многих бывших скаутмастеров.

     Развитие  детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т. В. Характеризиуется следующими признаками:

     - выбор группы, как ребенком, так  и взрослым;

     - выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми вместе с взрослыми;

     - многочисленность состава групп,  разнообразие мест их базирования;

     -  отсутствие контроля за их деятельностью, со стороны специально созданных для этого органов и отсутствие самх органов;

     - добровольность вступления в  группу, как взрослого, так и  ребенка. 

     Разнообразие  форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствуют о фактах наличия в обществе в 10е – 20е годы уникально социально-педагогического явления, характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой позицией ребенка и взрослого.

     Однако  постепенно детское движение в России приобретает политическую напрвленность, сужая рамки движения – от широкого спекрта к единой массвоой организации. И рождается пионерская организация.

     Организация пионеров рождается и развивается  с начала XX века в нашей стране в условиях  революционных преобразований в России,  в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма.  
 

 
  1. Первые  внешкольные объединения
 

В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали  кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве. К 1917 году в России было 17 значительных детских организаций. Вот некоторые из них: 

    1.   Майские союзы

Мало кому сейчас известно имя Захария Топелиуса — детского финского писателя. В конце XIX — начале XX века он удачно конкурировал со своим знаменитым датским коллегой Гансом Христианом Андерсеном. В своих коротких рассказах Топелиус приучал детей прислушиваться «к двум великим голосам: голосу совести и голосу природы».

     Впрочем, главное дело писателя — отнюдь не книги. А школьные Майские союзы, где дети соревновались в совершении добра к животным. Так, на Рождество по всей Финляндии дети устраивали “новогодний обед лошадям”. Морковка, свежий бисквит, сахар, черный и белый хлеб.

Вступая в союз, ребята клялись не разорять птичьих гнезд, помогать попавшим в беду кошкам и собакам, сажать деревья.

     «Никогда неправда не будет совершена с нашего согласия или оттого, что мы равнодушно допускаем совершение ее. Мы, мальчики, объявляем войну против коварства, жестокости и несправедливости. Мы будем всеми дозволенными средствами противодействовать насилию над мелкими птицами. Мы, девочки, в тех случаях, когда не можем сделать другого, будем горячо и убедительно просить обидчиков пощадить безвинные существа, которые требуют нашего заступничества. Все это мы обещаем во имя любви к Богу и Его творениям и из благодарности к птицам за их пение». Нарушать добровольную клятву считалось большим позором. Кто не желал или не мог выполнять обещание — выходил из союза.

     В первый день мая все школьные союзы со своими знаменами выходили за город в какое-нибудь красивое место. В этот день избирался король Майского союза. Праздненство открывалось хоровым пением, затем следовали соревнования, игры, праздничный обед. Новый король и его “совет министров” руководили союзом до следующего мая. 
Мода на них быстро распространилась и до России. 
Считается, что первый в России Майский союз создан в мае 1898 года в селе Елисаветино, что в Псковской губернии мелкой помещицей Е.Е. Вагановой. Отдыхая в финской деревушке, она как-то разговорилась с мальчиками из Майского союза и решила такой же организовать у себя дома. 
Деревенским ребятам понравилась идея, через год в союз записалось более двух сотен детей из всех близлежащих деревень. Как и в Финляндии, ребята из Елисаветино действовали только уговорами и убеждением, но никак не силой.

     Союзу повезло с самого начала. Его поддержал популярный в стране детский журнал “Родник”. Министерство внутренних дел утвердило Устав. Сам губернатор князь Васильчиков пожаловал в гости к ребятам. По этому поводу по всему уезду были развешены такие объявления: 
«Все члены Майского союза вашей деревни приглашаются в воскресенье, 23 мая, в с. Елисаветино на годовой Союзный праздник. Молебен начнется по окончанию обедни на погосте. 
Просят членов захватить с собой ложки» (“Родник”, 1899, №8, стр.183).

     В том же 1899г. другой детский журнал «Задушевное слово» опубликовал письмо одиннадцатилетнего мальчика Цили Авербурха с предложением учредить Всероссийский детский “Майский союз”.

Информация о работе Детское движение в России