Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:58, доклад
Цель данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России.
Предмет исследования - исторический анализ деятельности детского общественного движения в советский и постсоветский период.
1. Введение
o Цель развития детского движения
o Актуальность исследования
o Проблема, поднятая в исследовании
o Цель исследования
o Задачи исследования
o Объект и предмет исследования
2. Основная часть - история детского движения в России
1. Первые внешкольные объединения (начало XX века) – «допионерский период»
1. Майские союзы
2. Сетлементы
3. Скауты
2. Пионерский период
1. 20-30-е годы
2. Пионерия в период Великой Отечественной войны
3. Послевоенный период
3. Постпионерский период
1. Конец 80-х - начало 90-х годов
2. Конец 90-х – до настоящего времени
3. Заключение
Содержание
Введение
Детское движение в России имеет почти вековую историю. Оно - явление демократическое, помогает самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Быть в окружении своих единомышленников (по спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение кого-то интересует – все это делает клубную деятельность очень привлекательной. Детское движение – процесс открытый, многоярусный. Размах детского движения, его развитие – показатели уровня демократизации общественной жизни в государстве.
Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С другой, это – воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой, в семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего школой, с природой, сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его обогащать. Во главе всей ребячьей деятельности находиться игра.
Цель развития детского движения – «втянуть» ребенка в реальное, социально значимое творческое дело, помогая ему таким образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям. Путь к этому лежит через осуществление различных детских программ.
Детское движение – одно из основ формирования демократической культуры общества. В этом смысле оно представляет собой социальную систему, основными элементами которой являются люди, их отношения и связи, объединения.
В
период распада СССР исчезли из школ
пионерские организации, и довольно
долго ребята были предоставлены
сами себе. Иногда детей и подростков
90-х г.г. называют «потерянным поколением»
и только во второй половине 90-х годов
стало возрождаться детское движение,
уже в новом качестве, так как жизнь диктовала
формирование новых ценностей.
Актуальность исследования обусловлена кризисным состоянием системы воспитания в современной России, потребностью обновления государственных и общественных структур, отвечающих задачам формирования человека — гуманиста, личности, индивидуальности, гражданина-патриота, жителя планеты Земля. С воспитанием подрастающего поколения связываются судьба, перспективы развития России.
Будущее
общества зависит от того, какими будут
наши дети. В детских организациях они
воспитываются активными гражданами своей
страны. Изучение этого опыта на различных
исторических этапах и в целом на протяжении
истории страны и общества является весьма
актуальным.
Цель данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России.
Предмет исследования - исторический анализ деятельности детского общественного движения в советский и постсоветский период.
Объект исследования - процесс становления и развития детского движения в России.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР
Начало XX века ознаменовало скачком в развитии Детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества. Исследователь Л. В. Алиева пишет, что исторически закономерен подъем детского движения в России.
Изучение опыта детского движения привело к обоснованию этапов его становления и развития.
В
основу периодизации детского движения
в России исследователями (Т. В. Трухачева,
Л. В. Алиева, И. В. Руденко, А. Г. Кирпичник,
В. А. Кудинов и др.) положена периодизации
истории государства, тех событий его
жизни, которые, так или иначе, влияли на
развитие детского движения.
Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:
Л. В. Алиева дает следующую периодизацию:
I этап: 10-е годы XX века- возникновновение детского движения, как специфической социальной реальности;
2 этап: 20е – начало 30х годов XX века – становления детского движения в форме пионерсвта, как нвоого средства воспитания детей;
3 этап: 30е – 80е годы XX века – развитие пионерского движения как массовой детской организации, звенка системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;
4
этап: 90е годы XX века – 10е годы
XXI века – саморазвитие и саммопределение
отечественного детского движения в новых
социально-экономических, исторических
условиях российского общества.
Автор другой периодизации - М. В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого–руковдителя, показывая, как меняется образ взрослого в истории детского движения в России – от фантазеров, романтиков к рабочим-производственниккм и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с «пионерами».
Даем
краткую характеристику основных периодов
развития детского движения в России.
Допионерский период.
Началом этого периода можно считать конец XIX века. Это был период становлений на законодательной основе объединений (обществ либо союзов) самых разных направлений деятельности. В конце XIX начале XX века в России добровольные объединенрия подростков создаются в общеобразовательных учреждениях – школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Различные детские группы опявляются в разных городах и называются они по-разноиу: в Ижевске – Дом юного пролетария, в Перми – муравейник и т.д.
Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном участии многих бывших скаутмастеров.
Развитие детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т. В. Характеризиуется следующими признаками:
- выбор группы, как ребенком, так и взрослым;
- выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми вместе с взрослыми;
-
многочисленность состава
- отсутствие контроля за их деятельностью, со стороны специально созданных для этого органов и отсутствие самх органов;
-
добровольность вступления в
группу, как взрослого, так и
ребенка.
Разнообразие форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствуют о фактах наличия в обществе в 10е – 20е годы уникально социально-педагогического явления, характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой позицией ребенка и взрослого.
Однако постепенно детское движение в России приобретает политическую напрвленность, сужая рамки движения – от широкого спекрта к единой массвоой организации. И рождается пионерская организация.
Организация
пионеров рождается и развивается
с начала XX века в нашей стране в условиях
революционных преобразований в России,
в мире в целом, связанных с распространением
идей коммунизма, социализма.
В конце XIX века
в России стали появляться первые
детские внешкольные