Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:58, доклад
Цель данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России.
Предмет исследования - исторический анализ деятельности детского общественного движения в советский и постсоветский период.
1. Введение
o Цель развития детского движения
o Актуальность исследования
o Проблема, поднятая в исследовании
o Цель исследования
o Задачи исследования
o Объект и предмет исследования
2. Основная часть - история детского движения в России
1. Первые внешкольные объединения (начало XX века) – «допионерский период»
1. Майские союзы
2. Сетлементы
3. Скауты
2. Пионерский период
1. 20-30-е годы
2. Пионерия в период Великой Отечественной войны
3. Послевоенный период
3. Постпионерский период
1. Конец 80-х - начало 90-х годов
2. Конец 90-х – до настоящего времени
3. Заключение
Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов).
В начале 1900-х годов в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и других городах получило распространение международное движение сетлементов, посёлков культурных людей среди бедного населения (от англ. settlement), зародившееся в 1860-е годы в Англии. В Москве общество «Сетлемент» организовал в 1906 году педагог Станислав Шацкий.
«Сетлемент» решил обратить
главное внимание на общественное детское
воспитание, а поэтому в первую очередь
были созданы детская трудовая колония
и организация детского самоуправления
в ней, детские клубы, детский сад и трудовые
мастерские для подростков. В "Сетлемент"
хлынула детвора отовсюду, мальчики и
девочки, количество которых все время
быстро росло. Но в связи с ростом самого
дела росла и огромная подозрительность
по отношению к нему со стороны духовенства,
полиции, с одной стороны, и, к сожалению,
учителей городских школ, с другой. Скоро
"Сетлемент" перешел на полулегальное
существование, которое через три года
привело к тому, что деятельность его была
признана политически опасной, и он был
закрыт постановлением московской администрации
в 1908 году.
В 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Эта работа рассматривалась как организованная борьба за сохранение детства.
В отчетном докладе Попечительскому совету Московского учебного округа в 1911 году отмечались основные цели общества.
Общество
стремилось к тому, чтобы на практике
доказать право на жизнь новых, нешаблонных
методов работы с детьми.
Однако официальной датой основания детского движения в России принято считать 30 апреля 1909 года. В этот день в Павловске в Царском Селе под Петербургом гвардейский офицер Олег Пантюхов организовал первый российский отряд скаутов, первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков.
В Москве в 1910 году штаб-ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал «Московскую дружину юных разведчиков». Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик». Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе.
В 1911 году в Петрограде при одной из гимназии, возникает «Легион юных разведчиков», организованный Янчевецким и команда юных разведчиков, организованная О. И Пантюховым и О. Д. Петровым, которая реорганизуется в первый Петроградский отряд юных разведчиков при «Обществе содействия мальчикам-разведчикам» — «Русский скаут». Во главе этого общества, возникшего в августе 1914 года, становится вице-адмирал И. Ф. Боострем, как председатель общества, и О. И. Пантюхов, как его вице-председатель».
Вслед
за Санкт-Петербургом и Москвой
скаутские отряды стали возникать
в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе,
Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан
первый в России отряд юных разведчиц
(герлескаутов). Затем организации девочек-разведчиц
возникли в Петрограде, а в 1916 г. — в Москве.
К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах
России насчитывалось 50 тыс. скаутов.
По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»:
Идеологом демократического крыла был скульптор И. Н. Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а … «пионер культуры», «разведчик всего хорошего», маленький друг всего мира…». После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга.
В
1922 году скаутинг в России был запрещен.
В 1922 г. скаутские организации в Советской
России были запрещены. Наиболее стойкие
из них дотянули до весны 1923 г., когда в
мае прошел последний скаутский слет у
села Всехсвятское под Москвой. Участники
слета шли в форме и со знаменами. Слет
был разогнан, а организаторы его — арестованы.
Движение
скаутов стало первым массовым детским
движением в России. Наиболее интенсивно
оно развивалось в годы Первой
мировой войны. Осенью 1917 года насчитывалось
50 тыс. скаутов в 143 городах России. В 1910
году Баден-Пауэлл приезжал в Россию и
беседовал о перспективах скаутинга с
императором Николаем II. Скаутом был и
царевич-наследник Алексей.
Пионерский период был самым продолжительным периодом в истории детского движения в нашей стране.
В
1921 г., в условиях НЭПа, государство
вынуждено было пойти на значительное
сокращение школьных и детских учреждений.
Усугубили положение неурожай 1921
г. и голод в Поволжье. В стране
насчитывалось 7 млн. беспризорных. Массовый
выход молодежи из комсомола самым актуальным
сделал вопрос о создании массовой детской
коммунистической организации, являющейся
сменой и резервом комсомола. Перед комсомолом
встала проблема воспитательной системы,
которая легла бы в основу будущей организации.
Опыт первых московских детских групп,
возглавляемых бывшими скаутмастерами,
сыграл определяющую роль в принятии 19
мая 1922г. 2-й Всероссийской конференцией
РКСМ резолюции о детском движении.
Пионерская
организация была создана по решению
Всероссийской конференции
Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».
Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде – при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне. 13 февраля в здании 16-й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал М. Стремяков.
К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».
На III съезде РКСМ В.И. Ленин возвел эту идеологию: «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, – заявлял он с трибуны. – Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата... Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» Эта речь вождя конечной целью воспитания пионера ставила достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные.
После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста.
Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей. В детских домах, колониях, приёмниках, школах и пр. агитировать за вступление в пионеры было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы. В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет).
Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания:
В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа».