Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:58, доклад
Цель данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России.
Предмет исследования - исторический анализ деятельности детского общественного движения в советский и постсоветский период.
1. Введение
o Цель развития детского движения
o Актуальность исследования
o Проблема, поднятая в исследовании
o Цель исследования
o Задачи исследования
o Объект и предмет исследования
2. Основная часть - история детского движения в России
1. Первые внешкольные объединения (начало XX века) – «допионерский период»
1. Майские союзы
2. Сетлементы
3. Скауты
2. Пионерский период
1. 20-30-е годы
2. Пионерия в период Великой Отечественной войны
3. Послевоенный период
3. Постпионерский период
1. Конец 80-х - начало 90-х годов
2. Конец 90-х – до настоящего времени
3. Заключение
По
мере своих сил пионеры помогали
взрослым в выполнении планов пятилеток.
Они участвовали в
Пионерам без скидок на юный возраст ставились в те годы совершенно взрослые задачи. Так, в начале 1930-х годов пионеры выдвинули лозунг - «Все пионерские силы - на борьбу с кулаком!» и задачи, среди которых - «Воспитать безбожников. Бороться за уничтожение религиозных верований».
В
1930-х годах повсеместно
Таким
образом, в 1920 — 1930-е гг. детская и
молодежная организации (пионердвижение
и комсомольское движение) превратились
в мощные общественные организации,
охватившие своим влиянием миллионы
детей и подростков. Система деятельности
этих организаций выросла до составной
и неотъемлемой части процесса воспитания
молодого поколения.
2.2 Пионерия в период Великой Отечественной войны
22 июня
1941 года началась Великая
Пионеры-герои
Рядом
со взрослыми сражались и пионеры.
Они были разведчиками, проводниками,
пламенными агитаторами, подрывниками,
добывали у врага оружие и передавали
партизанам. Их имена навсегда остались
в нашей памяти.
Юта Бондаровская
Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская пала смертью храбрых.
Валя Котик
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Марат Казей
Стал
разведчиком в штабе
Зина Портнова
Участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
Леня Голиков
Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.
Галя Комлева
Веселая, смелая, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу". Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом.
Костя Кравчук
Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их. Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами. 11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени.
Лера Михеенко
За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Участвовала она и в боевых операциях. Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли.
Саша Бородулин
День за днем вел разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.
Валя Зенкина
Валя пробралась в Брестскую крепость, перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец , маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами.
Аркадий Каманин
Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.
Образы
пионеров-героев активно использовались,
как примеры высокой морали и
нравственности. Официальный список «пионеров-героев»
был оформлен в 1954 году с составлением
Книги почета Всесоюзной пионерской организации
им. В. И. Ленина; к ней присоединились Книги
почёта местных пионерских организаций.
Война
оставила неизгладимый след в сердце
и памяти каждого советского человека.
"Никто не забыт, ничто не забыто"
- под таким девизом проводилась пионерами
большая работа: встречи и шефство над
ветеранами Великой отечественной войны,
борьба за право носить имена героев пионерскими
дружинами и отрядами, создание музеев
боевой славы, поисковая деятельность
и т.д. Эта традиция продолжается
и живет сейчас.
Послевоенный период
Рубеж 50-х - 60-х годов XX века частенько именуется периодом "оттепели". Отразилось это, в какой-то мере, и на Пионерии.
В первые послевоенные годы пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.
«Послевоенные годы, – пишет И.И.Гольдберг, – были самыми тяжелыми в педагогическом отношении: пришли ребята, пережившие тяготы войны, многие лишились родителей». Дом пионеров был по-прежнему очень востребован. Тот эмоциональный подъем, который испытывал народ-победитель, предполагал обращение к мысли о светлом будущем, значит – о детях, об умном, сильном, здоровом молодом поколении.
Решения 8-го Пленума ЦК ВЛКСМ (1957 положили
начало стимулированию в ней самодеятельных
начал. В этот период по-иному заработали
Советы пионерской организации, появились
пионерские штабы и другие формы привлечения
ребят к управлению делами своей организацией,
был открыт Всероссийский пионерский
лагерь "Орлёнок", который многие
годы был настоящей "лабораторией передового
опыта" и школой актива.
Пионеры конца 40-х - 60-х провели немало важных пионерских дел: поисковые экспедиции, движение "Украсим Родину Садами!" (1947), всесоюзное соревнование отрядов за право называться "Отряд - спутник семилетки" (1959-1962); "Пионерскую двухлетку" с её трудовыми акциями.
Именно
в эти годы по инициативе костромских
пионеров появилось движение "Зон пионерского
действия", трудовая Операция "Пионестрой"
(1966), инициаторами которой были пионеры
Ленинграда, Операция "Чукотка" по
строительству дворца пионеров в Анадыре,
проводившаяся по призыву Московской
городской пионерской организации с 1969
по 1974 годы и многое другое.
Тогда же, в 60-е годы по инициативе газеты
"Пионерская Правда" взяли старт
спортивные соревнования "Кожаный мяч",
"Золотая шайба" и др., стала проводиться
Всесоюзная военно-спортивная игра "Зарница"
(1967)
Активная и творческая пионерская деятельность
продолжалась и в 70 - 80-е годы. В эти годы
реализовывались комплексные программы
пионерской жизнедеятельности под названием
"Марши пионерских отрядов" (1970-1982)
и "Марши юных ленинцев" (1982-1987). Эти
программы ориентировали ребят на созидание,
способствовали становлению их гражданственности,
развитию творчества, помогали формировать
товарищеские отношения в коллективах.
Однако, позитивного потенциала, заложенного
в решениях 1957-1967 годов, хватило лет на
15.
3.1 Конец 80-х – начало 90-х годов
Постпионерский период исследователи считают с 1989 года по настоящее время. 80-е годы XX начала XXI века – это этап самоопределения российского детского движения. Это время кризиса пионерского движения, возрождения скаутизма. Зарождение новых, самых разнообразных детских общественных структур.
Особенность этого периода – коренная смена законодательной основы деятельности детских объединений. На смену постановлениям, регулирующим деятельность детских организации, приходят государственные акты о поддержке детского движения в России.
Процесс
становления и развития детского
вдижения в нашей стране, начиная
с 1989 г. по настоящее время
Пионерская
организация стала
Позже,
в хрущевско-брежневские
Решающий удар по пионерской организации
нанес Горбачев с декларируемой политикой
одностороннего разоружения. Многие бывшие
пионеры до сих пор помнят, как по домам,
по квартирам ходили девятиклассницы
и предлагали детям сдавать игрушечное
оружие в рамках общей кампании борьбы
за мир. Примерно в это же время прекратились
военные игры.