Детское движение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:58, доклад

Краткое описание

Цель данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России.
Предмет исследования - исторический анализ деятельности детского общественного движения в советский и постсоветский период.

Оглавление

1. Введение
o Цель развития детского движения
o Актуальность исследования
o Проблема, поднятая в исследовании
o Цель исследования
o Задачи исследования
o Объект и предмет исследования

2. Основная часть - история детского движения в России
1. Первые внешкольные объединения (начало XX века) – «допионерский период»

1. Майские союзы
2. Сетлементы
3. Скауты

2. Пионерский период
1. 20-30-е годы
2. Пионерия в период Великой Отечественной войны
3. Послевоенный период

3. Постпионерский период
1. Конец 80-х - начало 90-х годов
2. Конец 90-х – до настоящего времени

3. Заключение

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

     По  мере своих сил пионеры помогали взрослым в выполнении планов пятилеток. Они участвовали в распространении  государственных займов, в кампаниях  по сбору утильсырья и металлолома, собирали книги для сельских библиотек. Сельские пионеры участвовали в "походах за урожаи" и коллективизации сельского хозяйства: помогали охранять и собирать урожай, организовывали шефство над молодняком скота.

     Пионерам  без скидок на юный возраст ставились  в те годы совершенно взрослые задачи. Так, в начале 1930-х годов пионеры выдвинули лозунг - «Все  пионерские  силы - на борьбу с кулаком!» и задачи, среди которых - «Воспитать безбожников. Бороться за уничтожение религиозных верований».

     В 1930-х годах повсеместно открывались  также детские спортивные школы и стадионы, появлялись детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, технические, литературные, музыкальные, театральные кружки, политические клубы, клубы интернациональной дружбы, клубы юных натуралистов (юннатов), тимуровское движение, дома детской книги, картинные галереи, киностудии.

     Таким образом, в 1920 — 1930-е гг. детская и  молодежная организации (пионердвижение и комсомольское движение) превратились в мощные общественные организации, охватившие своим влиянием миллионы детей и подростков. Система деятельности этих организаций выросла до составной и неотъемлемой части процесса воспитания молодого поколения. 
 

2.2  Пионерия в период Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года началась Великая отечественная  война. С первого же дня вместе со всем народом поднялись на защиту Родины советские пионеры и школьники. Собирали теплые вещи для фронта, организовывали встречи с героями войны и труда.

Пионеры-герои

Рядом со взрослыми сражались и пионеры. Они были разведчиками, проводниками, пламенными агитаторами, подрывниками, добывали у врага оружие и передавали партизанам. Их имена навсегда остались в нашей памяти. 

Юта Бондаровская

Юта стала  помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская пала смертью храбрых.

Валя  Котик

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

Марат Казей

Стал  разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны  и доставлял командованию ценные сведения. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Зина  Портнова

Участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Леня  Голиков

Не раз  ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

Галя  Комлева

Веселая, смелая, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу". Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом.

Костя Кравчук

Отступая  из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их. Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным  галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед  повидавшими виды и все же изумленными бойцами. 11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени.

Лера Михеенко

За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через  реку Дрисса к правительственной  награде была представлена ленинградская  школьница Лариса Михеенко. Участвовала  она и в боевых операциях.  Юную партизанку, выданную предателем в  деревне Игнатово, фашисты расстреляли.

Саша  Бородулин

День  за днем вел разведку. Не раз отправлялся  на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных  заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.

Валя  Зенкина

Валя  пробралась в Брестскую крепость, перевязывала раненых, собирала патроны  и подносила их бойцам.  В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец , маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами.

Аркадий Каманин

Однажды с высоты юный пилот увидел наш  самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к  своим. На его груди засиял орден  Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

Образы  пионеров-героев активно использовались, как примеры высокой морали и  нравственности. Официальный список «пионеров-героев» был оформлен в 1954 году с составлением Книги почета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина; к ней присоединились Книги почёта местных пионерских организаций. 

Война оставила неизгладимый след в сердце и памяти каждого советского человека. "Никто не забыт, ничто не забыто" - под таким девизом проводилась пионерами большая работа: встречи и шефство над ветеранами Великой отечественной войны, борьба за право носить имена героев пионерскими дружинами и отрядами, создание музеев боевой славы, поисковая деятельность и т.д.  Эта традиция  продолжается и живет сейчас. 

Послевоенный  период

     Рубеж 50-х - 60-х годов XX века частенько именуется  периодом "оттепели". Отразилось это, в какой-то мере, и на Пионерии.

     В первые послевоенные годы пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.

     «Послевоенные годы, – пишет И.И.Гольдберг, – были самыми тяжелыми в педагогическом отношении: пришли ребята, пережившие тяготы войны, многие лишились родителей». Дом пионеров был по-прежнему очень востребован. Тот эмоциональный подъем, который испытывал народ-победитель, предполагал обращение к мысли о светлом будущем, значит – о детях, об умном, сильном, здоровом молодом поколении.

      
Решения 8-го Пленума ЦК ВЛКСМ (1957 положили начало стимулированию в ней самодеятельных начал. В этот период по-иному заработали Советы пионерской организации, появились пионерские штабы и другие формы привлечения ребят к управлению делами своей организацией, был открыт Всероссийский пионерский лагерь "Орлёнок", который многие годы был настоящей "лабораторией передового опыта" и школой актива.

Пионеры конца 40-х - 60-х провели немало важных пионерских дел: поисковые экспедиции, движение "Украсим Родину Садами!" (1947), всесоюзное соревнование отрядов за право называться "Отряд - спутник семилетки" (1959-1962); "Пионерскую двухлетку" с её трудовыми акциями.

     Именно в эти годы по инициативе костромских пионеров появилось движение "Зон пионерского действия", трудовая Операция "Пионестрой" (1966), инициаторами которой были пионеры Ленинграда, Операция "Чукотка" по строительству дворца пионеров в Анадыре, проводившаяся по призыву Московской городской пионерской организации с 1969 по 1974 годы и многое другое. 
Тогда же, в 60-е годы по инициативе газеты "Пионерская Правда" взяли старт спортивные соревнования "Кожаный мяч", "Золотая шайба" и др., стала проводиться Всесоюзная военно-спортивная игра "Зарница" (1967) 
Активная и творческая пионерская деятельность продолжалась и в 70 - 80-е годы. В эти годы реализовывались комплексные программы пионерской жизнедеятельности под названием "Марши пионерских отрядов" (1970-1982) и "Марши юных ленинцев" (1982-1987). Эти программы ориентировали ребят на созидание, способствовали становлению их гражданственности, развитию творчества, помогали формировать товарищеские отношения в коллективах. 
 
Однако, позитивного потенциала, заложенного в решениях 1957-1967 годов, хватило лет на 15.
 
 

  1. Постпионерский  период.

3.1 Конец 80-х –  начало 90-х годов

   Постпионерский период исследователи считают с 1989 года по настоящее время. 80-е годы XX начала XXI века – это этап самоопределения российского детского движения. Это время кризиса пионерского движения, возрождения скаутизма. Зарождение новых, самых разнообразных детских общественных структур.

     Особенность этого периода – коренная смена  законодательной основы деятельности детских объединений. На смену постановлениям, регулирующим деятельность детских организации, приходят государственные акты о поддержке детского движения в России.

     Процесс становления и развития детского вдижения в нашей стране, начиная  с 1989 г.  по настоящее время характеризуется  следующими отличительными признаками:

    • Разнообразие видов общественных объединений;
    • Разнообразие целей и программ деятельности объединений;
    • Отказ от жетских возрастных границ участников организации;
    • Ориентация на малочисленные объединения;
    • Расширений базы деятельности ( в социально-культурной сфере, сфере патриотического воспитания), помимо образования;
    • Разнобразие интересов и потребностей детских объединений.
 

     Пионерская  организация стала действительно  массовой, однако постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам,  и часто проводились «для галочки», для отчета.

     Позже, в хрущевско-брежневские времена, во время всеобщей борьбы за мир  идеи пионерской организации постепенно отходили на второй план. Боевые пионерские песни 30-х годов, зовущие в бой и говорящие о готовности молодежи защищать страну с оружием в руках, сменились песнями, прославляющими советскую действительность. Отношения между отдельными воинскими частями и пионерами сменились внутришкольными праздниками на 23 февраля, а настоящие дальние походы – на Кавказ или в леса – «Зарницей». При этом в молодежной среде всячески сохранялось и поддерживалось уважительное отношение к армии, проводилась мысль о том, что «косить от армии» недостойно мужчины. К сожалению, отсутствие серьезных и интересных дел заставляло многих ребят воспринимать пионерию как «обязаловку». Впрочем, с началом войны в Афганистане положение несколько улучшилось – стали организовываться «афганские комнаты», в классы приглашались воины - «афганцы». Вообще же стремление интернационализировать пионерское движение прослеживается с самого его зарождения, и тому подтверждением служат школьные «комитеты дружбы» - с Вьетнамом, например, или с Кубой.  
      Решающий удар по пионерской организации нанес Горбачев с декларируемой политикой одностороннего разоружения. Многие бывшие пионеры до сих пор помнят, как по  домам, по квартирам ходили девятиклассницы и предлагали детям сдавать игрушечное оружие в рамках общей кампании борьбы за мир. Примерно в это же время прекратились военные игры.

Информация о работе Детское движение в России