Детское движение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:58, доклад

Краткое описание

Цель данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России.
Предмет исследования - исторический анализ деятельности детского общественного движения в советский и постсоветский период.

Оглавление

1. Введение
o Цель развития детского движения
o Актуальность исследования
o Проблема, поднятая в исследовании
o Цель исследования
o Задачи исследования
o Объект и предмет исследования

2. Основная часть - история детского движения в России
1. Первые внешкольные объединения (начало XX века) – «допионерский период»

1. Майские союзы
2. Сетлементы
3. Скауты

2. Пионерский период
1. 20-30-е годы
2. Пионерия в период Великой Отечественной войны
3. Послевоенный период

3. Постпионерский период
1. Конец 80-х - начало 90-х годов
2. Конец 90-х – до настоящего времени

3. Заключение

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

     Кроме военной базы, из-под пионерии была выбита также база политическая. Многочисленные публикации в СМИ, развенчивающие те или иные ценности и принципы советского общества, с удвоенной силой били по молодежному движению.

     Высшей  точки процесс достиг в 1990 году –  носить пионерский галстук в части  общества считалось позорным и неприличным, причем эти настроения активно подогревались  печатью и телерадиовещанием. Массовый выход из пионеров стал результатом подобной политики. Окончательно же пионерское движение в старом виде прекратило свое существование осенью 1991 года, в связи с распадом единого государства.

     В конце 1980-х годов начался процесс  самоопределения российского детского движения. Коренным образом изменилось законодательство: на смену партийным постановлениям, регулирующим и регламентирующим деятельность организаций, пришли государственные акты о поддержке детского движения в России. Отказ от жёсткого общественно-государственного контроля способствовал активному развитию неформальных самодеятельных структур. С 1990-х годов в России создаются и законодательно поддерживаются различные детские объединения.

    Длительность (70 лет) этого периода потребовала  осмысления разных этапов его развития, что и попытались делать исследователи – Гордин И. Г., Алиева Л. В.  и  др.

    Исследовательница Трухачева Т. В. Пишет, что отличительными признаками детской организации  этого периода можно считать:

    • Единство политической цели и задач, основных программ деятельности и направлений, выраженных в различных смотрах, конкурсах, соревнованиях;
    • Единство времени (послеурочное) и пространства (школы) деятельности;
    • Возрастные границы для членов организации;
    • Управление детской организацией, осуществялемое комсомолом;

    70 летняя деятельность пионерской  организации несла в себе как  положительные, так и негативные  моменты. Их можно представить,  использовав подходы исследователей Волохова Л. В. И Рожкова М. И., следующим образом: 

Положительное Отрицательное
  • Милосердие;
  • Коллективизм;
  • Взаимодействие;
  • Творчество;
  • Инициатива;
  • Участие в делах общества;
  • Гуманизм
  • Авторитаризм. Отношения взрослых и детей складывались как отношения безусловной зависимости и подчинения
  • Господствовало требование «быть как все». Решениями и инструкциями вышестоящих органов предписывались уравнения интересов и потребностей детей, массовость проводимых мероприятий, обязательность участия всех и во всем.
  • Идеологические единомыслие. Пионеры воспитывались в духе борьбы со всяким икономыслием.
  • Фискальный характер отношений. Исходя из того, что главной задачей пионеров была хорошая учеба и уркепление дисциплины в школе, множество заседаний, свборов было посвящено так называемым «разборам» нерадивых.
  • С современной точки зрения – это ханжеская мораль. Пионерам предписывало строгое выполнение правил поведения, не допускающее никаких вольностей в одежде, косметике, украшениях.
 

    Пионерская  организация рождается и развивается  с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречий в капиталистическом странах и особенно в России.

    Пионерская  организация – часть пионерства – ветви детского движения, специфического феномена в XX века.  
 
 

3.2 Конец 90-х годов – до настоящего времени

Всесоюзная пионерская организация была распущена в  начале 1990-х годов. Однако почти сразу  же после роспуска в стране начались попытки возрождения пионерии.  
 

В соответствии с действующим законодательством России, общественное объединение — это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан на основе общности их интересов для реализации совместных целей. В начале 90-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в середине 90-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на Д.д. и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций.

   В настоящее  время в России действует большое  число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространены детские организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др.Также современные детские объединения можно условно разделить и по направлениям их деятельности.

  • Пионерское движение. В современном виде его представляют Международный союз пионерских организаций — Федерация детских организаций, Межрегиональная организация «Пионерское содружество», региональные, местные обновлённые пионерские организации, отдельные дружины, отряды.
  • Скаутское движение. В 1990 году при поддержке зарубежных организаций началось возрождение движения скаутов в России. Однако скауты оказались расколоты: в настоящее время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации — Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Всероссийская национальная скаутская организация и Российская ассоциация навигаторов-скаутов. Они различаются по форме, идеологии, методике работы и структурной организации.
  • Историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Их деятельность направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции. Представлено такими организациями как «Массолит», программами «Путь к истокам», «Родники» и т. п.
  • Военно-патриотические движения ориентированы на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодёжи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды, военно-патриотические объединения и организации, Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг», клубы юных десантников, пограничников, штабы участников возрождённых военно-спортивных игр «Зарница», «Орлёнок», «Перекоп» и др.
  • Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».
  • Социально-реабилитационные и волонтёрские организации — широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.
  • Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры. Это юные журналисты, модельеры, театралы, лётчики, географы, космонавты и т. д.  Заметны детские экономические организации — например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб», союзы юных предпринимателей, детские банки и др.
  • Религиозные детские объединения — организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское православное движение «Вестники», Братство православных следопытов и др.

   Кроме того специалистывыделяют спортивные детские общественные объединения, объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.), а также временные общественные объединения, создаваемые для участия детей в международных, федеральных, региональных программах социально-образовательного содержания.  
 
 
 
 

III.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Исторический  опыт детского движения в нашей стране дает право искать аналоги, извлекать  исторические уроки. Исследование  показало, что даже при наличии детского движения его судьба зависит от тех сил в обществе, которые определаяют политику государства. Знание истории детского движения дает возможность учитывать ошибки, извлекать прогрессивные тенедеции.

Мы рассмотрели  периоды становления и развития детского движения в СССР на классификации их по периодам. Общим для всех периодов выступает наличие в государстве и обществе детей, желающих участвовать в общественной жизни, взрослых, способных создать условия и обеспечить возможности для деятельности детских организаций различных масштабов и статусов. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Детское движение в России