Карнавальное движение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:57, контрольная работа

Краткое описание

Туристская анимация — это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ, предполагающая личное участие туристов в игровых и театрализованных шоупрограммах, спортивных и культурноразвлекательных мероприятиях. В переводе с латинского animus — душа, animates — живой. Английское производное от этих слов: animation — оживление, одухотворение. Таким образом, анимация оживляет отдых туристов, делает его более разнообразным, насыщенным впечатлениями. Формула анимации в туризме складывается из четырех составляющих:
- использование интереса;

Оглавление

Введение
1. Сущность, значение и функции карнавала как объекта туризма.
2. Анализ карнавалов, проводимых в Российской Федерации.
3. Перспективы развития карнавального туризма в Российской Федерации.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

анним.деят..docx

— 47.52 Кб (Скачать)

                                            ФГБОУ ВПО Урал ГУФК

Башкирский Институт Физической Культуры

Факультет социальной культуры и туризма

 

 

Кафедра сервиса и туризма

Дисциплина: анимационная деятельность

 

 

   

 

 Контрольная  работа

«Карнавальное движение в  России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

студентка 5 курса

группы СТ 501

Арсланова К.А.

Работу проверил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сущность, значение и функции карнавала  как объекта туризма.

2. Анализ карнавалов, проводимых в Российской Федерации.

3. Перспективы развития карнавального туризма в Российской Федерации.

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Туристская анимация —  это деятельность по разработке и  осуществлению специальных программ, предполагающая личное участие туристов в игровых и театрализованных шоупрограммах, спортивных и культурноразвлекательных мероприятиях. В переводе с латинского animus — душа, animates — живой. Английское производное от этих слов: animation — оживление, одухотворение. Таким образом, анимация оживляет отдых туристов, делает его более разнообразным, насыщенным впечатлениями. Формула анимации в туризме складывается из четырех составляющих: 
- использование интереса; 
- оживление экспозиции; 
- включение туристов в действие; 
- разнообразие развлечений.

Большой интерес у туристов вызывают костюмированные туры. Это  может быть отдых на американском ранчо, где туристы переодеваются  в одежду ковбоев, получают снаряжение, обучаются езде на лошади, забрасыванию лассо. В Австрии туристы могут  взять напрокат платья и костюмы, стилизованные под одежду XIX в., и  посетить профессиональные балы офицеров вооруженных сил, фармацевтов, прачек, кондитеров, охотников. 
Анимационное обслуживание туристов постепенно появляется и на российских курортах. Дальнейшее развитие анимационных программ будет зависеть от изменения туристских предпочтений и в меньшей степени от технического прогресса.

В данной работе мы рассмотрим такой вид анимационной деятельности как карнавальное движение.

 

 

 

 

1. Сущность, значение и функции  карнавала как объекта туризма

Главным прототипом современных карнавалов считаются древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали празднества, как бы воскрешавшие золотой век всеобщего равенства и процветания. Разница между рабом и господином на время стиралась — рабы пировали за одним столом наравне со свободными гражданами, а господа подносили им вино. На дни праздника избирали лже-короля, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.

Мы  бы хотели также уточнить соотношение  понятий «карнавал» и «маскарад», которые достаточно часто упоминаются  синонимично. Слово «маскарад» происходит от итальянского «mascherata», означающего бал, собрание людей, одетых в маски. Судя по определению карнавала, маскарад может быть его частью, т.е. определение карнавала шире и включает в себя понятие маскарада. Таким образом, мы будем рассматривать карнавал как вид народного праздника, включающего в себя следующие основные элементы: танцы, театрализованные игры, маскарады, шествия и т.п.

Постараемся выяснить, почему карнавал является настолько  популярным явлением.

Реальная  жизнь ставит огромное количество как  индивидуальных, так и социальных препятствий для успешной коммуникации. Индивидуальные – понятны: антипатию  могут вызывать внешность собеседника, его стиль одежды, манера поведения  и т. п. Социальные препятствия еще  более многочисленны: большая разница  в возрасте, социальном статусе, национальные предубеждения и пр. Препятствовать общению могут просто обстоятельства встречи. Наконец, существуют нормы  поведения, регламентирующие общение. Карнавал же является неким виртуальным  социумом, который позволяет человеку перейти в иное состояние, попасть в среду карнавальности и игры и дает возможность сотворить и проявить себя в ином качестве, «умереть», чтобы вновь возродиться и, в конечном итоге, реализовывать и развивать себя как личность . Карнавальный костюм и маска помогают приобрести свободу действия, стать непосредственным и неузнаваемым, являться инкогнито в межличностном, а где-то и безличностном общении. В маске можно вести себя вольно и даже вызывающе, забыв светские условности. Маска характеризует право участника карнавала быть неузнаваемым.

Во  время карнавала люди переодевались (обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане  «умерщвляли») шутовских королей  и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные  дни, предавались различным физиологическим  излишествам, пренебрегая нормами  приличий.

Итак, карнавал очень важен как некое  психотерапевтическое явление, с помощью  которого человек, приняв на себя определенный образ (маску, костюм), получает свободу  в выражении эмоций, что способствует снятию стресса и разрешению личностных проблем. Карнавал можно назвать  «процедурой излечения праздником».

Итак, мы определили степень значимости карнавала  для человека как личности, нуждающейся  в самореализации. Поскольку данная потребность – одна из основных, то, с точки зрения туристического бизнеса, карнавал является весьма прибыльным направлением. Но, кроме удовлетворения личностных и социальных потребностей, карнавал может также являться эффективным  средством формирования имиджа как отдельного населенного пункта, так и страны в целом, что в итоге способствует привлечению культурного туризма.

Значение  и функции карнавала:

Во-первых, карнавал может выступать средой, в которой человек реализуется, удовлетворяет потребность в  общении, а также снимает напряжение, вызванное личностными, социальными  или политическими проблемами.

Во-вторых, карнавал способствует формированию имиджа, бренда того региона, где он проводится, что способствует развитию туризма  в регионе.

В-третьих, исходя из двух первых тезисов, мы можем  сделать вывод о том, что карнавальный туризм является прибыльным направлением в туристическом бизнесе, соответственно, данное направление может являться перспективным в практике туристических  фирм.

2. Анализ карнавалов, проводимых в Российской Федерации

Рассмотрим  исторические тенденции возникновения  карнавалов в России, чтобы выявить  специфику российского карнавала.

Вообще, карнавальные празднества в России – явление дуалистического (двойственного) порядка: с одной стороны, они  оказались заимствованными из опыта  европейской карнавальной культуры и на первых порах насильственно  насаждались верховной властью, с другой – имели свои крепкие  национальные корни в народной праздничной  культуре, хранящей опыт организации  и декорирования театрально-зрелищных  языческих и религиозных (христианских) праздничных шествий, непременными атрибутами которых являлись маски, переодевания, преображения их участников. В России аналогом европейского карнавала в строгом смысле является масленица. Однако, по разным причинам, масленица пока не стала неотъемлемым элементом городской праздничной культуры России.

Скоморошество – одно из звеньев отечественного карнавально-праздничной культуры с ее богатыми традициями, историческим опытом использования в сельских местностях и в городах в дни  празднеств смешанного языческо-церковного календаря: святочных и масленичных гуляний, майского праздника весны, праздника Ярилы на Троицу, июньского – Ивана Купалы. Все эти праздники с песенно-плясовыми и игровыми шествиями усвоили от скоморошьих забав слово и звук, танец и краску, диковинный костюм и маску - ряжение, элементы бутафории и реквизита, двор из свежесрубленных деревьев и ветвей, цветочных гирлянд, цветного тряпья и рогожи, смешных и «страшных» чучел, кукол, фигур. К концу XVII столетия скоморошество как мощное явление народно-праздничной и фольклорной культуры исчерпало себя. Однако проникновение в городскую среду европейского карнавала позволило в значительной мере возродить и отдельные формы языческой культуры. Маскарад для простых людей был приобщением к искусству и литературе.

В Европе во второй половине XVII века появляется новая форма празднеств – придворный карнавал. Сохранив лишь форму народной карнавальной традиции, дворцовые увеселения пошли по пути стилизации: маскарады, шествия, аллегории и фейерверки вполне успешно копировали стиль  карнавала. При этом карнавалы носили преобладающий характер маскарада, а сама маскарадная традиция получила культурный импульс с реформами императора Петра I. До него переодевание в основном было прерогативой святочных и масленичных обрядов и культивировались в народной среде на уровне массовой культуры. В светской же культуре допетровской эпохи ни о каком переодевании в чужой костюм не могло быть и речи.

Осознавая глубину воздействия на массовое сознание театральных представлений, Петр I начал использовать элементы переодевания в своей борьбе за реформы. Так возникла и начала развиваться  в России традиция аллегорических маскарадов, в которых на первый план выступали  аллегорические сюжеты, чаще всего  с дидактическим подтекстом, выраженные набором сцен и жестов. Такие маскарады были тщательно продуманы, отрежиссированы, и ставились как серьезные театральные представления. Рисовались и строились декорации, шились специальные костюмы, актеры разучивали роли, а зрители смотрели на этот спектакль из окон с балконов и крыш домов.

Главной формой таких праздничных мероприятий, сохранившейся на протяжении почти  полувека, были маскарадные процессии, число участников которых нередко  доходило до тысячи человек. Участники  процессий распределялись по группам, в каждой из которых была своя центральная  фигура – Бахус, Нептун, Сатир или  другие римские боги.

Для Петра важно было вырвать у  церкви ее авторитет и, понимая пародийную и комическую сущность маски, он включал  в эти процессии и аллегорические фигуры, одетые в маски, высмеивающие церковных иерархов.

Среди наиболее известных маскарадов того периода можно назвать карнавальное шествие по случаю Ништадского мира, устроенное 28–31 января 1722 года в Москве. По улицам от подмосковного села Всехсвятское до Тверских ворот проехал поезд, состоящий из шестидесяти саней и конных повозок, декорированных под парусники, галеры, турецкие фелюги. На них в разнообразных маскарадных костюмах находились приближенные царя – сенаторы и придворные, офицеры и иностранные гости. Шествие объехало город, дважды – Кремль и Красную площадь, превращая улицы и площади в веселое и шумное зрелище, дозволенное лицезрению простого люда, который мог активно выражать свое отношение к происходящему. Карнавал славил морские победы России, смеялся над врагом.

Карнавал  в Петербурге, проведенный 30 августа 1723 года, ознаменовал победу России над Швецией. Право участвовать  непосредственно в самом действе  имели только избранные: «важные  и приближенные персоны», горожане же были зрителями. Известно, что в зрелище, длившемся восемь дней, сам Петр не только участвовал, но и активно включился в работу по составлению церемониала и сценария карнавала.

В периоды правления Елизаветы  Петровны и Анны Иоанновны также проводились карнавальные увеселения. Так, Елизавета Петровна раз в неделю собирала на маскарады членов двора и представителей знати в количестве 150 – 200 человек; отдельно проводились маскарады для всех сановных лиц в звании не ниже полковника; иногда на подобные мероприятия допускалось и сановное купечество. Молодой, стройной императрице очень шли мужские наряды, поэтому она изобрела особый вид маскарада под названием «метаморфоза». Мужчины являлись во дворец в широченных платьях с фижмами, а дамы – мужских костюмах, масок при этом не надевали.

Со  временем аллегорический маскарад становился все более изысканным зрелищем, если и пародирующим или высмеивающим что-то, то уже скорее с просветительских позиций, чем с уничтожающих, Это  особенно ярко проявилось к середине 18 века в царствование императрицы  Екатерины II.  Одним ярким образцом таких просветительских маскарадов явилась процессия, шествовавшая в 1763 году по улицам Москвы в продолжение трех дней и олицетворявшая собой шествие торжествующей Минервы, римской богини, олицетворявшую государственную мудрость и покровительницу ремесел и искусства. Одно из самых грандиозных зрелищ состоялось в Москве в 1763 году. В шествии, включающем двести повозок, колесниц, саней, принимали участие четыре тысячи человек. В качестве исполнителей Ф.Волков привлек сотни актеров-профессионалов, студентов и школяров, солдат, работный люд, полковых музыкантов. Общее руководство над этим праздником осуществлял И.И.Бецкой (Бецкий). Целью данного карнавала было показать «гнусность пороков» и провозгласить «славу добродетели». Основная идея, которую должен был выразить маскарад, была хорошо знакомая, разделявшаяся в той или иной форме всеми передовыми людьми XVIII века, – идея о просвещенном монархе, под скипетром которой расцветут науки и искусство, восстановится закон и справедливость, будут попраны пороки. Таким образом, как и во времена Петра I, карнавал во многом имел воспитательный, просветительский характер.

В XIX веке наряду с общественными стали появляться маскарады, устраиваемые в частных домах. Со временем маскарады стали настолько популярными, что когда после Отечественной войны 1812 года возникла необходимость создания капитала (фонда) в пользу раненных и инвалидов, то правительство решило собрать его с помощью средств от проведения именно публичных маскарадов.

Информация о работе Карнавальное движение в России