Карнавальное движение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:57, контрольная работа

Краткое описание

Туристская анимация — это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ, предполагающая личное участие туристов в игровых и театрализованных шоупрограммах, спортивных и культурноразвлекательных мероприятиях. В переводе с латинского animus — душа, animates — живой. Английское производное от этих слов: animation — оживление, одухотворение. Таким образом, анимация оживляет отдых туристов, делает его более разнообразным, насыщенным впечатлениями. Формула анимации в туризме складывается из четырех составляющих:
- использование интереса;

Оглавление

Введение
1. Сущность, значение и функции карнавала как объекта туризма.
2. Анализ карнавалов, проводимых в Российской Федерации.
3. Перспективы развития карнавального туризма в Российской Федерации.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

анним.деят..docx

— 47.52 Кб (Скачать)

В царствование императора Николая I маскарады  стали более регламентированным удовольствием и на их проведение надо было получать особую «привилегию», которую и получил в 1829 году отставной  полковник Василий Васильевич Энгельгардт, построивший на Невском проспекте  в Петербурге большой дом, который  он начал сдавать под общественные и увеселительные мероприятия. Построение этого дома было событием в общественной жизни столицы и в 30-е годы этот дом служил местом встреч всей петербургской светской молодежи. На маскарад у Энгельгардта мог прийти любой желающий, заплативший за билет. Поэтому на нем присутствовали как представители высшего света, так и достаточно широкой части городских слоев, что также вносило в стиль общения определенную долю демократии.

Итак, карнавалы в России XVIII – XIX веков, во-первых, имели просветительские черты, во-вторых, преимущественно носили придворный характер, и простые люди могли участвовать в празднествах только как зрители, а иногда и вообще не допускались на карнавалы

Карнавалы, мы полагаем, начали в достаточной  мере как понятие и как явление  возвращаться в Россию с 90-х годов  прошлого века. На наш взгляд, это  связано с политическими, социальными  и экономическими изменениями. Жители России получили возможность выезжать за рубеж, и среди направлений  туризма карнавальные туры занимали важное место.

Возникновение же собственно российских карнавалов в основном шло по трем основным направлениям:

1. Празднование традиционных русских, в том числе языческих праздников (в основном масленицы).

2.Карнавалы, основанные на российской маскарадной традиции XVIII – XIX веков (просветительский характер, опора на яркие исторические события страны).

3. Карнавалы смешанного характера, основанные на русских традициях, носящие черты маскарадов, а также черты наиболее популярных мировых карнавалов (венецианского, бразильского и др.)

Сразу оговоримся, что нельзя признать данную классификацию строго разграниченной, карнавал по сути своей является мероприятием, не терпящим строгой определенности. Но все же мы решили принять данную классификацию за основу. Далее мы рассмотрим наиболее известные российские карнавалы, придерживаясь обозначенных нами направлений.

Прежде  всего, следует отметить, что Москва, Санкт-Петербург, Псков, Саратов, Пермь, Сочи, Ярославль и некоторые другие города представляют российскую секцию в Ассоциации европейских карнавальных городов (FECC). Одной из основополагающих целей деятельности FECC являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части культурного наследия человечества, содействие развитию карнавального движения в странах Восточной Европы. Таким образом, организаторы карнавалов, входящих в ассоциацию, получают возможность обмениваться опытом, интересными идеями, посещать карнавалы России и мира, привлекать туристов к своим мероприятиям.

К карнавалам первого типа относится  Ярославский карнавал, проводящийся с 2005 года. Организаторы позиционируют  данный карнавал как «главную масленицу страны». По данным сайта maslenica.ru, с момента первого «пилотного» проекта произошло много событий, позволяющих с оптимизмом смотреть в будущее праздника «Ярославская масленица – Главная масленица страны». Расширяется и ведет активную деятельность некоммерческое партнерство «Сто друзей Ярославской масленицы», работает интернет-сайт Масленицы, журнал «Масленица», выдержав несколько успешных изданий, готовится к переходу на периодическую основу. Праздник вошел в перечень мероприятий, посвященных 1000-летию Ярославля, а со следующего года входит в федеральную программу Российских праздников Министерства культуры РФ. Кроме того, как мы уже упоминали, Ассоциация европейских карнавальных городов утвердила Ярославль как столицу «русского карнавала» – Масленицы.

Главным событием Масленицы 2006 года стало покаяние властей города перед народом  – старинный русский обычай. Также  по древней традиции были блины –  символ солнца. Первый блин выпек мэр  на помосте у храма Ильи Пророка. Затем состоялись потехи, старинные  игры, затеи и обряды, катания  с гор на санках и в корытах, состязания на ходулях, в ловкости и  силе и наконец – взятие снежного городка и красочный фейерверк. 23-метровая масленичная кукла –  символ зимы – была сожжена нa понтонах в акватории Волги.

В 2007 году карнавал проходил с 12 по 18 февраля. Программа включала фестиваль «Масленичный фейерверк», музыкальный фестиваль «Ярославская масленица», театрализованную ярмарку «Ярославская Масленица – Главная масленица страны», выставку детского творчества, фестиваль российского кино, фестиваль уличных скоморошьих театров, фестиваль тепловых аэростатов, а также выступления народных коллективов и тематические народные гуляния в различных районных города. Закончилась Масленица-2007 традиционным сожжением масленичной куклы.

Судя  по уровню организации данного карнавала, он вполне может претендовать на статус привлекательного объекта туризма, тем более, что, по заявкам организаторов, карнавал планирует проводиться и далее, переходя в разряд традиционных мероприятий.

Первая  группа карнавалов пока немногочисленна, хотя масленичные гуляния проводятся уже традиционно во многих городах, и туристические фирмы предлагают краткосрочные туры на праздник Масленицы в Карелии , Суздале , Твери , Туле, в городах Золотого кольца. Но локальный характер мероприятий пока не позволяют говорить о них как о карнавалах в полной мере, кроме того, перечисленные туры не являются карнавальными в чистом виде, их программа, как правило, включает экскурсии по достопримечательностям.

Вторая  группа также пока представлена на должном уровне всего лишь несколькими  карнавалами – в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Пскове.

Санкт-Петербургский  карнавал основан в 2001 году, он входит в высшую категорию А в списке Ассоциации европейских карнавальных городов. Карнавал в 2007 году пройдет 26 мая, тема нынешнего карнавала – «Город Солнца». Традиционно карнавал проходит на Невском проспекте, до его начала избирается карнавальный король, которому губернатор временно передает свои полномочия. Программа карнавала включает шествие-парад, выступление участников на сценах и прочие традиционные мероприятия. Концепция карнавала является «уникально-петербургской. Она основана на особом петербургском менталитете. С одной стороны – это пародийно-подчеркнутый аристократизм и имперские амбиции, с другой – суровый и взыскательный вкус, а все вместе – игровой «шутейно-ассамблейный» шабаш, царивший в головах петербуржцев с момента основания города Петром I» . Об уровне данного карнавала говорит тот факт, что в 2006 году в шествиях приняло участие более двух миллионов человек, на проведение карнавала было выделено 8 миллионов рублей.

Ежегодно  в живописном пригороде Санкт-Петербурга проходит Международный Царскосельский Карнавал, приуроченный к дню основания города (24 июня). Царское Село принимает гостей из 60 стран, а также многих регионов России. В основе Царскосельского карнавала лежит концепция карнавальных парадов творческих конкурсов, в которых может принять участие любой желающий. В программе праздника – разнообразные театрализованные представления и игровые программы, многочисленные конкурсы, привлекающие большое внимание горожан и гостей города, выбор царя и царицы Карнавала, карнавальное шествие, искусство гильдии свободных художников, артистов цирка эстрады, многообразие всевозможных конкурсов на нескольких театрализованных площадках в разных концах Карнавального пространства. Праздник традиционно завершается гала-концертом с участием звезд эстрады. В 1998 году Царскосельский Карнавал был высоко оценен международным карнавальным сообществом, а город Пушкин принят в Ассоциацию европейских карнавальных городов. В 2001 году в дни Карнавала прошла очередная Конвенция Ассоциации, гостями карнавала стали представители более 30 европейских карнавальных городов.

Псковский карнавал в своем нынешнем виде ведет  свою историю с 2001 года. Примечательно, что в Пскове карнавалы проводились  и летом, и зимой, причем вначале зимний карнавал был своеобразной репетицией карнавала летнего. По словам Т.С.Ешиной, руководителя оргкомитета карнавала, псковское празднество «выполняет некую идеологическую миссию. Организаторы стремятся приобщить жителей и гостей к истории Пскова через яркие карнавальные формы, несколько изменить исторический имидж города-воина. В Пскове всегда было немало праздников, своеобразных маскарадов. Именно это интересно показать современным жителям и гостям города, чтобы пробудить их интерес к «мирной» истории Пскова. Зимний карнавал (в январе) включает в себя шествия исторических колонн, игры, забавы, выборы Посадника, спортивные потехи. Программа летнего карнавала предусматривает водную феерию, шествия в карнавальных костюмах, театрализованные выступления, спортивные конкурсы, концерты звезд эстрады. В 2001 году Псковский карнавал был принят в ассоциацию европейских карнавальных городов.

Третья  группа карнавалов по предложенной нами классификации – самая многочисленная. Сюда входят как известные, признанные карнавалы (Геленджикский, Московский, Самарский, Владимирский, Сочинский, Пермский), так и более локальные праздничные мероприятия (Красноярский, Нижегородский, Пензенский, Томский, Тольяттинский карнавалы и др.).

Геленджикский карнавал появился в 1977 году. Идея создания карнавала была вызвана бурным развитием курорта в 70-е годы. Тогда было решено, что помимо отдыха на море стоит предложить гостям некое яркое, запоминающееся зрелище. Геленджикский карнавал, рожденный в лучших традициях Бразильских, Габровских, Барселонских карнавалов и Одесской юморины, стал своего рода визитной карточкой города-курорта, оповещающий об открытии очередного сезона. Технология проведения Геленджикского карнавала вошла в методические пособия Министерства культуры СССР; он был награжден медалями ВДНХ СССР, грамотами ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ. В 90-х годах карнавальная традиция на несколько лет была прервана, но сразу же после прихода к власти нового руководства она была возрождена и превратилась в грандиозный праздник. В последние годы этот праздник приобретает все больший размах, в нем принимает участие много творческих коллективов и артистов, включая звезд кино и эстрады, а также самодеятельные коллективы. В течение двух дней на набережной города организуются десятки площадок, на которых проходят выступления.

Почти все жители города участвуют в  карнавальном шествии. Днем по городу проходят детские колонны, а вечером  происходит основное действо. Ночью, по окончании представления, проходит праздничный фейерверк.

Специфика карнавала в Геленджике в том, что его основной целью является привлечение отдыхающих в город-курорт, и можно сказать, что карнавал с данной функцией справляется. По словам главы города Сергея Озерова, уже  в 2004 году прибыль, получаемая в течение  туристического сезона и поступающая  в бюджет города и края, составляла более миллиарда рублей.

Московский  карнавал имеет, как мы упоминали  выше, давнюю историю. В Ассоциацию европейских карнавальных городов  он был принят в 1999 году. Местом проведения Московского карнавала являлся  Всероссийский выставочный центр, карнавал приурочен к Дню города (начало сентября), каждый карнавал имеет определенную тематику. Так, в 2001 году тема праздника звучала как «Великое молотилово за добро» и символизировала борьбу добра и зла. При этом программа карнавала включала театрализованные представления, конкурсы, викторины и аттракционы, в столицу приезжали карнавальные группы из 15 городов России, часть из которых уже вошла в Европейскую ассоциацию карнавальных городов, а также из Италии, Египта, Турции, Японии и Финляндии, проводился конкурс на лучший карнавальный костюм, в завершение праздника проводился традиционный карнавальный фейерверк.В 2006 году мэр Москвы Юрий Лужков, определяя стратегию создания положительного имиджа города как крупного туристического центра, заявил о том, что «решено придумать свой, московский карнавал, который должен проходить раз в год и составить достойную конкуренцию аналогичному шествию в Рио-де-Жанейро». Таким образом, планируется вывести Московский карнавал на качественно новый уровень.

Карнавал  в Самаре был впервые проведен в 2001 году. Время проведения – начало августа, таким образом, Самарский  карнавал – летний, что в определенной степени влияет на его программу. Значительное место отводится мероприятиям на воде и на набережной Волги, также  организуются масштабные театрализованные шоу под открытым небом, костюмированные  шествия, выступления известных  артистов и эстрадных коллективов, шоу дирижаблей и светотехнические шоу, показы мод. Масштаб карнавала в Самаре и удобное географическое положение города позволяют признать данный праздник весьма перспективным в качестве одного из карнавальных центров России.

К сожалению, нам не удалось найти  достаточно информации по карнавалу  в Сочи, хотя этот город и является членом российской секции в Ассоциации европейских карнавальных городов. Но если судить по программе карнавала  «Лазаревский бриз-2005», данное мероприятие приходится на начало октября и включает в себя костюмированный проезд, шоу-программу, концертные выступления национальных коллективов, театрализованные праздники, выставки, шествия, выступления шоу-групп и звезд эстрады и традиционный фейерверк в заключение. Таким образом, мы отнесли данный карнавал к третьей группе по нашей классификации.

Карнавал  во Владимире уже получил похвальные отзывы Игоря Гаврюшкина, президента Ассоциации карнавальных городов России. Впервые данный карнавал был проведен в 2004 году, с тех пор его масштаб и уровень организации значительно возросли, жители Владимира уже считают карнавал традицией. Время его проведения – начало июня. Карнавал предполагает выборы князя и княгини, в программе представлены фрагменты знаменитых мировых карнавалов, проводится конкурс костюмов и масок и фейерверк в конце. В качестве зарубежных гостей на карнавале отмечают присутствие представителей Чехии и США, также немало гостей из российских городов.

Интересно отметить тот факт, что российские карнавалы достаточно часто бываю  приурочены к Дню города. Пермский карнавал – один из них. В 2006 году он проводился уже в девятый раз, таким образом, свое начало он ведет с 1998 года. Зрителям и участникам праздника предлагаются: карнавальное шествие, народные гуляния, велопробег, лошадиные скачки, дискотека с лазерным шоу. Стоит отметить, что после карнавала 2006 года возникло мнение о том, что в праздничном шествии было больше рекламных колонн, чем собственно маскарадных. В связи с этим организаторы карнавала намерены пересмотреть его концепцию, был объявлен грантовый конкурс. Результаты конкурса должны воплотиться в Пермском карнавале 2007 года.

Вызывает  несомненный интерес опыт проведения карнавалов в крупных городах  севера и востока России, таких  как Красноярск, Норильск, Томск.

Информация о работе Карнавальное движение в России