Общественное экологическое движение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение общественного экологического движения в России.
Задачей контрольной работы является анализ экологических движений в России и разработка предложений о методах повышения гражданской инициативы в экологических отношениях.
Предметом исследования данной работы являются экологические объединения России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОССИИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В XX ВЕКЕ 4
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 9
ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 15
ГЛАВА 4. ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ И МЕТОДЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ           3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОССИИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В XX ВЕКЕ 4

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ     9

ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ          15

ГЛАВА 4. ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЯХ И МЕТОДЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ    22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ  27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  Независимое экологическое движение в России существует с начала перестройки. За более чем десятилетнюю историю оно прошло несколько этапов развития. Экологическое движение является устойчивым феноменом общественного участия в России, несмотря на изменчивость составляющих его групп. Число экологических групп в России, по разным оценкам, колеблется от нескольких тысяч до десятков тысяч. Хотя эти данные приблизительны, они свидетельствуют о том, что экологическое движение можно считать фактом социальной жизни российского гражданского общества.

  Российское экологическое движение в настоящее время дифференцированно и институционализированно. Это означает, что данный сектор гражданского общества существует в форме неправительственных общественных организаций. Такие организации, как правило, составляют третий сектор – включающий структуры, которые не относятся ни к государственному сектору, ни к частному предпринимательству.

  Цель  работы – изучение общественного  экологического движения в России.

  Задачей контрольной работы является анализ экологических движений в России и разработка предложений о методах повышения гражданской инициативы в экологических отношениях.

  Предметом исследования данной работы являются экологические объединения России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОССИИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В XX ВЕКЕ

  В условиях России развитие общественного  экологического движения как политической составляющей активности населения  в области социально-экологической  проблематики представляет собой процесс  волнового характера. Для которого в двадцатом веке отмечены следующие периоды максимумов активности1:

  1. С начала века (а вернее еще с девятнадцатого века) по 1914-1917 годы. Этот период ознаменовался созданием множества общественных организаций, в основном, научной и социально-просветительской направленности. К ним можно отнести формирование таких организаций как Общество испытателей природы, Географическое общество, Экономическое общество и т.д. Основным результатом деятельности которых стало общественное движение заповедания природных участков частными землевладельцами, в основном, в южных регионах России. Этот период был прерван форс-мажорными обстоятельствами экономического и политического кризисов - как следствие влияний первой мировой войны, революциями и гражданской войны.
  2. Середина и конец двадцатых - тридцатые годы двадцатого века. В этот период возникают и воссоздаются ряд общественных организаций, становится массовым Всероссийское общество охраны природы, социально-экологическая проблематика приобретает институациональные черты в структурах управления государством. Отмечается прогрессивный рост заповедников, формируются концепции города-сада и т.д. На этот раз процесс остановлен условиями развития государства того времени, которое всеми способами торомозило процессы роста политической активности населения, не отвечающее доминирующей идеологии. Это не обошло и экологическое движение. Выжили те из организаций и их руководителей, в том числе и в буквальном смысле слова, которые смогли «вписаться» в изменившиеся внешние условия. Но наибольший спад социально-экологической активности пришелся на период Великой отечественной войны, когда деятельность экологических общественных организаций оказалась практически полностью или почти свернутой.
  3. Начало шестидесятых - середина семидесятых годов прошлого века. Этот период связан с активностью научного сообщества и литературной среды относительно всевозможных социально-экологических проблем, например, строительства ЦБК на Байкале, социальными последствиями строительства крупных гидротехнических сооружений и т.д. Формализация социально-экологических проблем на международном уровне ООН (первая международная конференция по охране природы в Стокгольме) в 1972 так же способствовала росту всевозможных общественных формирований, связанных с охраной природы. В этот период годы активизируется студенчество. Подобная активность прослеживается в формализации движений Кедрограда, первых студенческих кружков и Дружин охраны природы (ДОП). Например в этот период практически ежегодно численность организаций Движения ДОП возрастала не менее чем на треть2.
  4. С 1985 по 1992 год. Пока это последний и самый мощный всплеск социально-экологической активности населения. Ряд исследователей считает, что толчком, вызвавшим повышение социально-экологической активности в обществе, стала реакция населения на Чернобыльскую катастрофу и обнародование фактов экологических преступлений. В это время отмечается бурный рост общественных экологических организаций. Наблюдается политизация общественного сознания и политическо-идеологическое дробление общества, что в свою очередь затрагивает и экологическое движение. Поэтому этот период характеризуется и ростом политического разнообразия экологических организаций.

  Во  всех описанных периодах движение не было масштабным, затрагивающим все  общество. Основной социальной средой движения были группы преимущественно интеллигенции, обладающие высокой степенью образования, деятели науки, культуры, студенты и преподаватели. И только последний период социально-экологической активности затрагивает довольно значительные массы населения, почти из всех социальных групп. В это время (примерно с 1987 по 1991 годы) впервые за всю историю общественное экологическое движение стало одним из центральных, ведущих политических сил в стране. Однако преобладание тактических действий ситуативного характера при отсутствии общей стратегии развития экологического движения так и не позволило ему интегрироваться и выработать приемлемую для всех своих ветвей и течений идеологическую программу, о которой так много говорилось в те годы. Таким образом, экологическое движение в России было обречено на вытеснение к периферии расклада сил в спектре общественно-политических образований страны. Ярким примером чему стала кооптация весьма значительной части своих представителей в политические партии преимущественно правой ориентации.

  Отмечаемое  в 90-х годах прошлого века сужение  ресурсов экологического движения, а  именно - сокращение поля ее социальной базы за счет значительного уменьшения степени социально-экологической  активности населения, вызвало разворачивание процессов профессионализации и бюрократизации движения и его институтов.Этот период деятельности движения характерен и своеобразными процессами перегруппировки, перетекания сил внутри экологического движения. Например, в 90-х годах прошлого века Социально-экологическим союзом было поглощено "Зеленое движение" О.М. Попцова.

  В начальные периоды кризиса движения активизировалась деятельность международных  и иностранных благотворительных  фондов. Количественный всплеск организаций  движения 1995 года связан в основном с их деятельностью.

  Проведенный исторический анализ позволяет выделить для отечественного экологического движения следующее:

  1. В периоды всплесков социально-экологической активности и количественного роста НПО активно формируются новые общественные образования, а старые институты оказываются на периферии расклада сил внутри природоохранного общественного движения. Например, ВООП и Движение ДОП – наиболее традиционные и организованные общественные формирования своего времени оказались и наиболее чувствительными к последовавшему спаду социальной активности и к кризису экологического движения. Еще во время максимальной активности движения конца восьмидесятых - начала девяностых годов прошлого века отмечалось снижение их численности. Начало сокращения численности ВООП ориентировочно отмечается в 1988-1990 годах, Движения ДОП - с 1990 года. А общество естествоиспытателей природы – еще более старая организация, вообще практически не упоминалась в литературных общественно-политических источниках того времени. Очевидно, в будущем при уже имеющемся достаточном организационном потенциале, относительно высоком уровне профессионализма, сформированной контркультуре стремление к аполитичности этих организаций и относительно узкому пространству своего мобилизационного влияния не позволит им оказаться в центре общественно-политических событий.
  2. В периоды спада социально-экологической активности населения экологическое движение продолжает работать достаточно автономно от агрегации социально-экологических интересов общества. Для этих периодов при относительно благоприятных условиях ресурсной мобилизации характерна активизация процессов профессионализации и бюрократизации движения. Это относится и к деятельности ВООП в советское время и к организациям, возникшим позднее и продолжавшим успешно функционировать после 1992 года.
  3. Наиболее благоприятной воспроизводящей средой для экологического движения остаются образовательные и академические структуры, за счет которых продолжается развитие общественного экологического движения в периоды кризисов.
  4. Отмечается процесс роста культурно-идеологического разнообразия общественного экологического движения. Наблюдается некоторая зависимость его параметров от периодов спада и активизации социально-экологической активности населения, и таким образом он до недавнего времени приобретал ступенеобразный вид, но со скошенными ступенями. Единственное исключение – функционирование движения в периоды массовых репрессий 30-х – 50-х годов. В последнее время, из-за процессов интенсификации возможностей каналов информационной коммуникации эти торможения менее заметны. А вызваны они естественными процессами неприятия носителей новых для движения культурно-идеологических форм более традиционными.
  5. Преобладание ситуативного характера в деятельности организаций экологического движения.
 
 
 
 
 
 

  ЗАДАЧИ  И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В  РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ПРОБЛЕМ

  Основное  направление решения экологических  проблем лежит в сфере экономики, и именно поэтому сочетание экономики  и экологии является одним из основных принципов охраны среды. Организация экономических механизмов, внедрение рыночных отношений, взвешенное распространение их на природные ресурсы не могут не иметь социальной направленности, поскольку охрана среды осуществляется, прежде всего, для поддержания социума, благосостояния людей.

  Согласно  ФЗ «Об охране окружающей среды»:

  Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями  от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г., 24 июня, 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 декабря 2009 г.)

  Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

  Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

  Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

  1. Общественные и иные некоммерческие  объединения, осуществляющие деятельность  в области охраны окружающей среды, имеют право:

  - разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

  - за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

  - оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

  - организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

  - обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

  - участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

  - обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

  - организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

  - организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

  - рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

  - подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

  - предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

  - осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

  2. Общественные и иные некоммерческие  объединения при осуществлении  деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды3.

Информация о работе Общественное экологическое движение в России