Особенностью
правового регулирования общественного
участия является его рассосредоточенность
по нескольким отраслям законодательства.
Помимо собственно экологического права,
процедуры общественного участия
закрепляются рядом нормативных
актов, действующих в области градостроительства,
местного самоуправления, земельных отношений.
На практике решения, которые принято
называть эколого-значимыми, могут обсуждаться
общественностью по нескольким основаниям
одновременно, и в таком случае вероятно
наложение согласительных процедур. В
дублировании заложена возможность получения
противоречивых результатов мониторинга
общественного мнения по фактически одному
и тому же вопросу, не говоря уже о затягивании
сроков принятия решений и возрастании
общих затрат. Оптимальным выходом из
такой ситуации было бы принятие в субъектах
РФ нормативных актов, комплексно регулирующих
общественное участие в ходе размещения
экологически значимых объектов, осуществления
градостроительных мероприятий, предоставления
земельных участков для ведения хозяйственной
деятельности с указанием способов участия
применительно к конкретным стадиям принятия
такого рода решений и их видам.
К
методам повышения гражданской
инициативы в экологических отношениях
можно отнести:
- Обеспечение
открытости информации о состоянии окружающей
среды и возможных экологических угрозах;
- Обеспечение
доступа граждан к экологической информации,
жизненно важной для их безопасности;
- Увеличение
объемов издаваемой экологической литературы;
включая выпуск обзоров по экологической
обстановке в районах города, массовых
изданий по вопросам охраны окружающей
среды для населения города, сборников
нормативно-правовых документов и информационных
материалов;
- Обеспечить
адекватное бюджетное финансирование
мероприятий по формированию экологической
культуры;
- Создать условия
для стимулирования благотворительности
в области формирования экологической
культуры.
- Реанимация
процесса создания в образовательных
учреждениях уголков природы, «живых уголков»,
ботанических садов; создание условий
для организации пришкольных территорий
образовательных учреждений;
- Создание
телевизионных программ на региональном
канале, раскрывающих взаимодействия,
взаимоотношения, взаимовлияния природы
и человека; встречи с учеными-экологами,
специалистами природоохранных служб,
лидерами общественных организаций и
др.;
- Проведение
городских мероприятий по патриотическому
воспитанию подрастающего поколения;
популяризация экологических программ,
проектов, мероприятий, проводимых природоохранными
организациями.
- Издание региональных
журналов, газет, буклетов, рекламной продукции
экологической проблематики и ее распространение
среди населения города.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нынешнее
состояние общественного экологического
движения можно назвать кризисным.
Однако не исключен существенный рост
социальной активности населения. Основанием
для такого прогноза являются следующие
заключения и факты:
- возникновение
и развитие общественного экологического
движения является в том числе и результирующей
меж- и внутрисистемных взаимодействий,
или представляет собой своего рода ответную
реакцию социальной системы на изменение
параметров внешней среды;
- волновой
характер социальной активности и деятельности
общественного экологического движения
обуславливает периоды его относительного
повышения и спада;
- проявляется
тенденция роста негативного восприятия
населением состояния окружающей среды.
Сегодня,
по количественным параметрам общественное
экологическое движение скорее всего
находится в точке своего минимума
перед очередным подъемом. Более
того, он уже отмечается в росте количественных
показателей Всероссийского общества
охраны природы и Движения ДОП, как наиболее
чувствительных к социальным переменам
довольно значительных институтов движения,
и экологизацией программной, а отчасти
и практической деятельности традиционных
политических партий. Подъему социальной
активности в экологической сфере, с одной
стороны, способствуют, а с другой препятствуют
процессы экономического роста и социальной
трансформации общества или модернизации.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
- Боголюбов
С. А. Экологическое право. Учебник
для вузов.– М.: Издательство НОРМА(Издательская
группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001.
- Борейко В.Е.
История охраны природы Украины. Киев,
Киевский эколого-культурный центр, 2001.
- Брагина С.В.,
Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимодействие
общества и природы (Краткий исторический
очерк) - М.: НИА-Природа, 1999.
- Дуглас Вайнер
(Уинер). Экология в Советской России Архипелаг
Свободы: заповедники и охрана природы,
-М.: Прогресс, 1991
- Мухачев С.Г.
Что говорят цифры // Студенческому движению
дружин по охране природы - 40 лет/Движение
дружин по охране природы. - М.: ЦОДП, 2001.
- Федеральный
закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях".
- Федеральный
закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды".
- Федеральный
закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды"
- http://www.seu.ru/members/udmur.htm
- http://www.greenparty.ru/green_concord.php
- http://www.nasledie.ru/politvnt/19_28/sess/article.php?art=49
- http://www.eco18.ru/Content.aspx?ID=100085