Общественное экологическое движение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение общественного экологического движения в России.
Задачей контрольной работы является анализ экологических движений в России и разработка предложений о методах повышения гражданской инициативы в экологических отношениях.
Предметом исследования данной работы являются экологические объединения России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОССИИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В XX ВЕКЕ 4
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 9
ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 15
ГЛАВА 4. ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ И МЕТОДЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

  В рамках программы "Охрана малых рек" благоустроено около 2,5 тыс. км берегов  малых рек, 1,6 тыс. родников. В ходе выполнения программы "Зеленый щит", целью которой была проверка состояния зеленых насаждений и озеленение территорий, проведены работы по расчистке насаждений, озеленению и благоустройству территорий на площади около 14 тыс. га.

  Организации ВООП принимали участие в проведении таких мероприятий, как смотр  работы детских дошкольных учреждений, библиотек, в операциях "Чистый воздух", "Чистая земля", "Биощит", "Марш парков", "Первоцвет", "Отходы" и т. д., а также в Днях защиты-99.

  Российский  экологический союз (РЭС), осуществляя в 1999 г. собственные уставные задачи (контрольная и экспертная работа, информационная деятельность, взаимодействие с государственными природоохранными органами и т. д.), способствовал более широкому участию общественности в решении экологических проблем страны. РЭС также занимался укреплением Российского экологического движения и преобразованием его в общественно-политическое движение.

  Центр экологической политики России (ЦЭПР) в 1999 г. подготовил предложения по приоритетам национальной экологической политики. Эти предложения обсуждались на конференциях и были представлены на рассмотрение Госкомэкологии России и Межведомственной комиссии по разработке концепции экологической политики. ЦЭПР продолжил работу совместно с другими заинтересованными организациями в рамках Программы по ядерной и радиационной безопасности. Центром выпущен ряд брошюр по различным экологическим проблемам, что способствовало повышению информированности различных общественных организаций и специалистов по актуальным вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

  Социально-экологический  союз (СоЭС) в 1999 г. продолжил выполнение долгосрочных программ и проектов, занимался информационной деятельностью, выпуском региональных газет ("Берегиня", "Зеленый луч", "Зеленый лист"), информационных бюллетеней ("Третий путь", "Экосводка", "Химическая безопасность" и др.), изданием журнала "Вестник АсЭко". Организации СоЭС в отчетном году особое внимание уделяли проблемам охраны живой природы (биоразнообразие, леса и т. д.).

  Ассоциация  развития российской экологической прессы (Ассоциация "Росэкопресс") в 1999 г. продолжила деятельность по сбору и анализу информации об экологической ситуации в России и информированности населения, общественных организаций, государственных органов, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. Информационные материалы публиковались в общероссийской газете "Зеленый мир", учредителем и издателем которой является Ассоциация.

  В отчетном году Ассоциация "Росэкопресс" при поддержке экологических  фондов осуществила просветительскую программу и спецвыпуски газеты "ЗМ - в школы России", "ЗМ - открытый университет", "ЗМ - экология и право", участвовала в укреплении общественного экологического движения, в награждении почетными званиями и дипломами "Зеленый Человек Года" активных общественных и государственных деятелей в области экологии.

  Все перечисленные выше общественные объединения  в 1999 г. принимали участие в организации  и проведении 2-го Всероссийского съезда по охране природы, а их лидеры вошли  в состав исполнительного комитета по выполнению решений Съезда.

  Представленными выше организациями и объединениями  не ограничивается общественное экологическое  движение. В России зарегистрировано около 2000 экологически ориентированных  объединений и неправительственных  общественных организаций, большинство которых действует на местном уровне. Активно работали в 1999 г. такие организации, как "Экосогласие", "Экоюрис", Московская экологическая федерация и многие другие. В целом общественное экологическое движение из-за разобщенности является еще недостаточно действенным и влиятельным9.

  В Ижевске также существует Общественная организация «Экологический союз Удмуртии». Ее деятельность направлена на просветительскую работу среди населения по предупреждению экологических правонарушений, защиту экологических прав граждан, независимую экологическую экспертизу10.

  За 1998г. предоставлен отчет о деятельности Экологического Союза Удмуртии:

  1.Повторный запрос в прокуратуру УР в связи со строительством без положительного заключения экологической экспертизы участка дороги  Сарапул - Воткинск, проходящего через д. Докша.(январь - Никишин Ю.Н.)

  2. Ознакомление с материалами прокурорского  раследования по  заявлению граждан 11-го микрорайона г. Ижевска с  просьбой  возбудить  уголовное дело по факту незаконного строительства гаража на 230  автомобилей  на территории школы N 5. (Цель ознакомления -  общественный  контроль  за привлечением к ответственности виновных должностных лиц). (январь - Ямпольский Л.А.)

  3. Запрос материалов прокурорской  проверки природоохранной деятельности Ижевской мебельной фабрики и Ижевского завода пластмасс. (Продолжение дела 1994 г. о незаконном открытии новых производств).(январь - Торгушин А.Б.)

  4. Обращение к депутатам Городской  Думы и к мэру г. Ижевска  в связи  с обсуждением проекта муниципальной целевой комплексной программы по охране окружающей среды до 2000-го года. (27 января -  Торгушин  А.Б., Стурман В.И.)

  5. Обращение к Прокурору УР в   связи  с  бездействием  природоохранной прокуратуры при нарушении природоохранного  законодательства.  (Отсутствие контроля за строительством, без положительного заключения экологической экспертизы, участка дороги Сарапул  -  Воткинск,  проходящего

через д. Докша, при неоднократных жалобах  граждан).(январь - Торгушин А.Б.)

  6. Поездка в деревню Докша представителя Экосоюза с целью общественного контроля за приостановкой незаконного строительства участка дороги Сарапул  -  Воткинск,  проходящего через д. Докша.(март - Красноперова Н.Н.)

  7. Обращение в газеты: "Удмуртская  правда" и "АиФ в Удмуртии" по поводу статьи в "АиФ...", недостоверно  освящающей  деятельность  главного редактора этой газеты Светлова во время судебного процесса,  связанного со строительством гаражей на территории 5-ой школы.(апрель - Торгушин А.Б.)

  8. Выход на речку Подборенку для ликвидации последствий езды автомобилей в прибрежной полосе реки.(май - "Зеленка")

  9. Организация и проведение трудового  лагеря по расчистке реки  Подборенка. (июнь - июль - "Зеленка")

  10. Проведение субботника "День Подборенки" по расчистке верховья  реки Подборенки с привлечением местных жителей.(4 июня - "Зеленка")

  11. Юридическая помощь по защите  экологических прав с участием  в  судебном процессе гражданам, проживающим в доме по улице  Ворошилова,  в

  связи со строительством высотных домов  в  микрорайоне  Автозавода  на землях природоохранного назначения.(июнь - декабрь - Торгушин А.Б.)

  12. Поход в село Селты с целью  общественного контроля  за  проведением

  работ по строительству очистных сооружений.(июль - "Зеленка")

  13. Организация и проведение лагеря труда и отдыха на реке Кильмезь.(июнь - август - "Зеленка")

  14. Юридическая помощь жителям дома  по улице Гагарина в связи  с  нарушением их экологических  прав (установка  холодильного  оборудования  -источника повышенного шума в магазине на первом этаже этого дома).(август - октябрь - Торгушин А.Б.)

  15. Ликвидациямусорных свалок около  с\о "Металлург" в водоохранной зоне реки Подборенки.(сентябрь - "Зеленка")

  16. Участие в проверке Горкомитета  в природоохранной деятельности  а\к "Огонск" и выявление нарушений  требований  экологического  законодательства в районе улицы Танковской.(август - Торгушин А.Б.)

  17. Озеленение города Ижевска. Посадка  деревьев  по  улице  Молодежной совместно с детской организацией "Родники" (93 дерева).(10 октября - Торгушин А.Б.,Красноперов А.В.)

  18. Организация и проведение круглого  стола с журналистами,  посвященного 10-летию Экосоюза. Тема: "Экологический  Союз вчера, сегодня, завтра".(5 ноября - Торгушин А.Б.)

  19. Подготовка и подача заявки  на грант для осуществления   проекта  по созданию телефильма по защите гражданских прав.(ноябрь - Торгушин А.Б.)

  20. Подготовка и распространение  брошюры института ЭКОЮРИС "Как  защитить ваши экологические права:  Руководство  для  граждан  и  неправительственных организаций".(в течении года - Селивановский С.Н., Торгушин А.Б.)

  21. Распространение экологической  газеты "Берегиня".(в течении года - Торгушин А.Б., ДЭО "Зеленка")11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЯХ И МЕТОДЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

  Гражданская активность населения является мощным стимулом к соблюдению законодательства и установлению в обществе режима экологической законности. Несмотря на постоянные экономические трудности, все же остается тенденция к экологизации общественного сознания. Происходит также определенное правосознание - понимание населением ценности своих конституционных прав на экологически безопасные условия жизни. Свидетельство тому - различные акции протеста, привлечение внимания к опасным проектам и многочисленные выступления в средствах массовой информации, активизация "третьего сектора" в направлении юридических действий, появление первых судебных прецедентов в сфере защиты экологических прав. Акцент на самостоятельные действия здесь не случаен, ведь власть зачастую фактически самоустраняется от решения злободневных экологических проблем. Очевидно, что уровень самоорганизации граждан напрямую связан с деятельностью государства: чем он выше, тем, видимо, хуже функционирует государственная машина и, значит, не срабатывают экономические, организационные, юридические гарантии экологических прав.      

  Однако  на современном этапе более продуктивными  обещают быть иные формы общественной активности, в первую очередь - гражданское  участие, привлечение населения, общественных объединений и отдельных граждан к решению вопросов, имеющих экологическое значение. Не секрет, что аппаратные структуры, призванные обеспечивать экологическую безопасность и права населения, часто не выполняют свои задачи по причинам как субъективного, так и объективного (недостаточное финансирование, работа в условиях перманентных структурных реорганизаций и др.) характера. На этом фоне, общественное мнение способно повернуть решение вопросов в правильном направлении да и просто помочь государству. Опыт показал его несомненную полезность: при активности граждан и неправительственных организаций были предотвращены либо скорректированы многие экологически необоснованные и даже ущербные проекты. Это соображения практического свойства.

  С методологических же позиций, значение общественного участия состоит в том, что оно способствует нашему продвижению к правовому государству. По степени реальности общественного участия можно судить о демократичности государства, а наличие развитых публичных институтов, влиятельного негосударственного сектора есть важнейшая составляющая гражданского общества. Эколого-ориентированная часть населения получила широкие возможности для выражения и распространения своих взглядов именно в условиях демократизации общественной жизни, становления правового государства и гражданского общества. Начальные рыночные формы ведения хозяйства усиливают экологический прессинг, и одновременно с тем новые политические реалии открывают новые возможности для проявления гражданской инициативы. Таким образом, минувшее десятилетие, со всеми его противоречиями и трудностями, все же стимулировало природоохранную активность населения.                                              

  Сотрудничество  государства и граждан в решении  экологических проблем - существенная предпосылка реализации предоставленных законом субъективных прав каждого и условие их успешной защиты. Здесь необходимо подчеркнуть, что защита экологических прав - дело не только и не столько самого населения, сколько государства, его органов и должностных лиц. Страна на грани демографической катастрофы, и сохранение здоровья, обусловленного в значительной степени состоянием окружающей природной среды, давно уже переросло из личного дела каждого в социально значимую проблему.

  Общественное  участие в России находится еще в зачаточном состоянии. Поэтому, формируя законодательство (и не только экологическое), законодатель должен иметь в виду создание в системе права нормативной инфраструктуры для обеспечения эффективного участия граждан в принятии экологически значимых решений. Органы, применяющие нормы права и принимающие соответствующие решения, обязаны строго соблюдать установленные законодателем параметры общественного участия. И наконец, заставляет схему работать активно действующий субъект, т.е., сама общественность.

Информация о работе Общественное экологическое движение в России