Методика и структура общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 07:28, контрольная работа

Краткое описание

В широком философском смысле обществом обозначают любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют еще второй природой, подчеркивая тем самым, что оно стоит вне естественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам.
Цель работы — дать понятие общества, раскрыть взаимосвязь природы и общества, показать обществ как систему, выявить типологию обществ.

Оглавление

Введение............................................................................................................3
1. Понятие общества, его основные признаки, различные подходы к его пониманию.........................................................................................................4
2. Общество и природа, их взаимосвязи и коэволюция.................................7
3. Социальная система и структура общества...............................................13
4. Типология обществ и их структура......................................................................................16
Заключение.......................................................................................................20
Список литературы….........................................................................21

Файлы: 1 файл

Типология обществ.doc

— 110.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение............................................................................................................3

1. Понятие общества, его основные признаки, различные  подходы к его пониманию.........................................................................................................4

2. Общество и  природа, их взаимосвязи и коэволюция.................................7

3. Социальная  система и структура общества...............................................13

4. Типология  обществ и их структура......................................................................................16

Заключение.......................................................................................................20

Список литературы….........................................................................21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Общество  - это организованная человеком форма материи. Она - продукт человеческой деятельности. Социальной формой движения материи выступает производство материальной и духовной жизни человека.

Любое общество предстает не как нечто  однородное и монолитное, а как  внутренне расчлененное на различные  социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между  собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений — социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие ученые.

Человеческое  общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных  охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое общество, затем феодальное, и наконец, капиталистическое. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы обществ.

В широком  философском смысле обществом обозначают любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют еще второй природой, подчеркивая тем самым, что оно стоит вне естественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам.

Цель работы — дать понятие общества, раскрыть взаимосвязь природы и общества, показать обществ как систему, выявить типологию обществ.  

1. Понятие общества, его основные признаки, различные подходы к его пониманию.

Общество - понятие, фиксирующее предмет социальной философии; в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма: в традиции историцизма. фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка. В социальном реализме определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов: в узком смысле под обществом нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, японское общество).

Общество - основополагающая категория философии  и социологии. Философско-теоретический  его анализ возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость  реального процесса можно, лишь освободив ее от конкретно-исторической формы, представив процесс в "чистом виде", в логической форме. Теоретический анализ общества предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук.

Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII—XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жизни простых людей, не направляемые государством, а возникающие стихийно.

Раньше  так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим все богатство  и власть.

Подобная  традиция восходит к античности. В  общество, а точнее город-государство, Платон и Аристотель включали только свободных граждан. Рабы не были членами  общества. Но первые, как правило, оказывались  в меньшинстве. Таким образом, и  тогда общество состояло из меньшинства населения.

С конца  XVIII века, когда произошла Великая Французская революция (1789—1794), изменившая политический облик Европы, слово «общество» начинает употребляться в широком смысле. Оно отражает нарождающееся самосознание людей, тягу к участию в политической жизни простолюдинов, иначе говоря, большинства населения.

В истории  социальной философии и социологии новейшего времени могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации  общества:

1)  взгляды  мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 - начале 20 вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд. А. Шеффле. Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли общество  с организмом  и  пытались объяснить    социальную    жизнь        биологическими       закономерностями. Сравнение    О.    с организмом      проводилось      многими      мыслителями (Платон.  Гоббс,  Спенсер),  однако  они  не  считали  их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между    обществом    и    организмом,    в    котором    роль   кровообращения выполняет торговля,   функции   головного мозга - правительство и т.п. В 20 в. концепция органической школы утратила популярность;

2)   концепция   общества   как   продукта   произвольного   соглашения индивидов;

3)  антропологический принцип рассмотрения  общества    и человека как   части   природы (Б. Спиноза. Д. Дидро. П. Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано М. Шелером, где категория "человек" конституируется в качестве антитезы "обществу" и "природе";

4)   теория   социального  действия,   возникшая  в   1920-е  (М.   Вебер, Знанецкий и др.), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление "смысла" (понимание) намерений   и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие актора было адекватно понято другими участниками социального отношения;

5)  функционалистский  подход к обществу, (Т. Парсонс,  Р. Мер-тон   и др.). Общество  рассматривается в философской  традиции в контексте его взаимодействия  как с природой, так и с индивидом  как личностью. При характеристике   общества   необходимо   учитывать   не   только   процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо его эволюция может быть рассмотрена   как    негаэнтропийный    процесс,     ведущий    к повышению      уровня      организации.      Функционирование      и развитие социальной системы обязательно    предполагает сменяемость    поколений людей и,   следовательно, социальное наследование.

Общество  — социальная организация не только страны, но и нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны появились как результат территориального раздела мира.

Однако  общество существовало и в ту далекую  эпоху, когда не было стран и государств, поэтому понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам:

1.     Объединение не является частью  какой-либо более крупной системы (общества);

2.  Браки  заключаются между представителями  данного объединения;

3.   Оно пополняется преимущественно  за счет детей тех людей,  которые уже являются его признанными  представителями;

4.  Объединение  имеет территорию, которую считает  своей собственной;

5.  У  него есть собственное название  и своя история;

6.  Оно  обладает собственной системой  управления;

7.   Объединение   существует  дольше   средней   продолжительности   жизни отдельного индивида;

8.     Общество объединяет общая система  ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Подобным  критериям соответствуют и современные  державы, насчитывающие сотни миллионов  граждан, и древние племена, умещающиеся  на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное — они не являются частью другого целого. Таким образом, перечисленные критерии являются признаками любого общества. 
 
 
 
 
 

2. Общество и природа,  их взаимосвязи  и коэволюция. 

В широком  смысле под природой понимается все  сущее, весь мир в многообразии его  форм и проявлений. В этом смысле природа стоит в одном ряду с такими обобщенными понятиями, как материя, универсум, Вселенная. В узком смысле природа — совокупность естественных условий существования человеческого общества. Ее еще можно назвать биосферой, или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Биосфера эволюционировала в течение миллиардов лет. человеческий род — 2-3 млн лет, а общество — всего лишь 40 тыс. лет. Чем короче срок жизнедеятельности, тем быстрее скорость эволюции, т. е. происходящих в данной системе изменений. Наиболее медленно процессы происходят в природе, поэтому наносимый ей человеком экологический урон очень долгое время не восстанавливается.

Отношения общества с природой и в древности  носили противоречивый характер. Они  постоянно сопровождались не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее. В заметных формах наносили ущерб природе уже синантропы ок. 400 тыс. лет назад, когда они стали использовать огонь, В результате возникавших в этой связи пожаров уничтожались значительные площади растительного покрова. Ученые считают, что развитие охоты человека на мамонта было одной из важнейших причин его исчезновения. Существенные изменения в природные ландшафты стала вносить постройка городов, которая начала осуществляться на Ближнем Востоке ок. 5 тыс. лет назад. Добыча полезных ископаемых уже в древности нередко порождала экологические проблемы.

Еще большей  нагрузка на природу стала 200-300 лет  назад в связи с началом  промышленной революции. Сегодня за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Масштабы разрушающего воздействия на природу в до индустриальную и индустриальную эпохи носили локальный характер. Глобальными они стали в постиндустриальную эпоху. Глобальность выражается в том, что промышленность, загрязняющая экологию в одной стране, ухудшает условия жизни людей в других странах. Дикая природа, в которой еще 2-3 тысячелетия назад общество было незаметным островком, сегодня вытеснена на периферию среды обитания. Вся территория суши, пригодная для жилья, ныне уже освоена. Парадокс мировой истории заключается в том, что природа истребляется все больше по мере того, как человек становится все более грамотным и просвещенным. Социальный прогресс идет параллельно с природным регрессом. Десять тысяч лет назад человек впервые приручил животных, т, е. искусственно

вывел для своих хозяйственных нужд таких животных, каких в природе  не существовало. Сегодня нас окружают предметы так называемой «второй  природы» — результаты человеческой деятельности, 90 % из которых были придуманы в 20 столетии.

Последствия дисгармонии между природой и  обществом оказались гибельными для самого человека: эрозия почвы  и засорение подпочвенных вод, обезлесивание, вытеснение чернозема песчаником (феномен наступления пустыни), загрязнение воздушного бассейна земли, возникновение озоновых дыр и т. д. НТП, скорость которого на 5 порядков превышает скорость создания новых «технологий» биосферы (новых видов биологических организмов), порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Земная экосистема лишается 50 000 биологических видов в год. Если численность диких животных сокращается, то численность домашних животных, выращенных для прокормления человека, а также домашних паразитов-насекомых увеличивается. Каждый год в человеческом сообществе появляются десятки новых вирусов и заразных болезней. Хозяйственная деятельность людей увеличивает площадь пустынь и приводит к уменьшению площади лесов. Каждый год на одного жителя планеты расходуется несколько тыс. м метров пресной воды и добывается в среднем несколько тыс. т сырья. Мощные средства современной медицины помогают увеличить продолжительность жизни человека, но не сократить число больных людей, которое непрерывно растет. Неблагоприятные воздействия человека и продуктов его деятельности на природу называют антропогенными нагрузками. С каждым годом антропогенные воздействия на природу увеличиваются. В основном они негативные, среди позитивных можно назвать пока что защиту животных и восстановление их исчезающих видов. Деятельность людей сегодня приводит к изменению химического состава почв, воздуха, рек, озер и даже морей. Лишь совсем недавно, 20-30 лет назад на смену стратегии истребления пришла стратегия охраны и восстановления дикой природы. Разрушение природы   носит   не   только   необратимый,   но   еще   и   неконтролируемый характер.

Информация о работе Методика и структура общества