Метод «мозгового штурма» в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 03:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть и уточнить сущность понятия метода «мозгового штурма» в психолого – педагогической литературе, а также существующие виды мозгового штурма, инновации в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки решения при помощи метода мозговой атаки. Проверить данный метод на практике.

Оглавление

Введение
Гл. I. Теоретические аспекты «мозгового штурма»
1.1. История происхождения «мозгового штурма»
1.2.Методология и принципы «мозгового штурма»
Гл. II. Процесс принятия решения методом «мозгового штурма»
2.1. Этапы проведения «мозгового штурма»
2.2. Достоинства и недостатки «мозгового штурма»
2.3. Виды технологий «мозгового штурма» и его модификации
Гл. III. Развитие мозгового штурма как коллективного метода принятия решений
3.1. Синектика, как наиболее совершенная технология процесса принятия решений методом «мозгового штурма»
3.2.Проблема применения метода «мозгового штурма»
3.3. Тренинг и практические рекомендации по применению метода «мозгового штурма»
Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     1.Обратный  мозговой штурм

     Его предпочтительно применять при  создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи:

    • выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального  числа недостатков;
    • максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

     Цель  метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного  списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика.

     В результате обратного мозгового  штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

     2.Теневой  мозговой штурм

     Далеко не каждый ребенок может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве своих одноклассников. В связи с этим при проведении «мозгового штурма» на уроке бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

     Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов  идей.  Одна из них - собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

     Перечень  выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их  развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

     3. Комбинированный  мозговой штурм

     Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного  мозгового штурма могут  быть совместно  использованы в различных комбинациях.

     Двойной прямой «мозговой штурм» заключается в том, что после проведения прямого «мозгового штурма» делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в уроке детей включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

     Обратно – прямой «мозговой штурм», как правило, используется для прогноза развития «мозгового штурма». Сначала с помощью обратного «мозгового штурма» выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный «мозговой штурм» с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить. 

     4. Брейнрайтинг

     Эта методика основана на  технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в  письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем  обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

     5. Индивидуальный «мозговой штурм»

     Данный  метод, по - существу, не отличается от метода коллективного мозгового  штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие – сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие  идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

     Для успешного применения индивидуального  мозгового штурма необходимо научиться  задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

  1. « Мозговой штурм» на доске

     В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы  сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение  рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

     7. «Мозговой штурм» в стиле «соло»

     Этой  технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

     8. Визуальный «мозговой штурм»

     Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная  в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп  в процессе размышления.

     Основные  принципы визуальной мозговой атаки:

    • Скорость и гибкость мышления
    • Отсутствие преждевременной критики
    • Быстрая реакция

         9. Метод массового «мозгового штурма»

Используется  для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая  разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

          10. Метод «мозгового штурма» с оценкой идей

Это объединение  двойного, индивидуального и обратного  метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.

    Из выше перечисленного можно сделать вывод, что применение в различных ситуациях определенных видов «мозгового штурма» способствует принятию наиболее эффективных решений, особенно при рассмотрении нестандартных, творческих задач.

 

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ МОЗГОВОГО ШТУРМА КАК КОЛЛЕКТИВНОГО МЕТОДА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

3.1.Синектика,  как наиболее совершенная технология процесса принятия решений методом мозгового штурма

Синектика2,  «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных рубежом методик психологической активизации творчества – является дальнейшим развитием мозгового штурма. Она предложена американским изобретателем методологии творчества У.Дж.Гордоном.

Идея  синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов.

     Метод основан на использовании бессознательных  механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов.

     Особенностью синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение,  каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.

     Важным  критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.

     Синектика определяет творческий процесс как  умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

    • Превращение незнакомого в знакомое
    • Превращение знакомого в не знакомое

     Превратить  знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.

     Цель  синектики – направить спонтанную деятельность головного мозга и  нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы.

     Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового  штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов  психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.

     При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных  действий. Это сбор и переработка  информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.

     Чтобы идея появилась нужен инсайт3 или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.

     Применение  аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы и т.д.

     В синектике реализуется последовательно  следующая цепочка действий:

    • Разбор проблемы;
    • Обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);
    • Определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;
    • Постановка наводящих вопросов;
    • Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;
    • Превращение обычного в привычное;
    • Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.

Информация о работе Метод «мозгового штурма» в обучении