Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 03:52, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть и уточнить сущность понятия метода «мозгового штурма» в психолого – педагогической литературе, а также существующие виды мозгового штурма, инновации в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки решения при помощи метода мозговой атаки. Проверить данный метод на практике.
Введение
Гл. I. Теоретические аспекты «мозгового штурма»
1.1. История происхождения «мозгового штурма»
1.2.Методология и принципы «мозгового штурма»
Гл. II. Процесс принятия решения методом «мозгового штурма»
2.1. Этапы проведения «мозгового штурма»
2.2. Достоинства и недостатки «мозгового штурма»
2.3. Виды технологий «мозгового штурма» и его модификации
Гл. III. Развитие мозгового штурма как коллективного метода принятия решений
3.1. Синектика, как наиболее совершенная технология процесса принятия решений методом «мозгового штурма»
3.2.Проблема применения метода «мозгового штурма»
3.3. Тренинг и практические рекомендации по применению метода «мозгового штурма»
Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Факультет информатики
Кафедра
информатики и методики преподавания
информатики
Курсовая работа по педагогике на тему:
«Метод
«мозгового штурма» в обучении»
Выполнила:
студентка 3 курса
Челябинск
2011 г
Содержание
Введение
Гл. I. Теоретические аспекты «мозгового штурма»
1.1. История происхождения «мозгового штурма»
1.2.Методология и принципы «мозгового штурма»
Гл. II. Процесс принятия решения методом «мозгового штурма»
2.1. Этапы проведения «мозгового штурма»
2.2. Достоинства и недостатки «мозгового штурма»
2.3. Виды технологий «мозгового штурма» и его модификации
Гл. III. Развитие мозгового штурма как коллективного метода принятия решений
3.1. Синектика, как наиболее совершенная технология процесса принятия решений методом «мозгового штурма»
3.2.Проблема применения метода «мозгового штурма»
3.3. Тренинг
и практические рекомендации
по применению метода «
Заключение
Приложения
Список
используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность работы: В связи с изменением социально-экономических условий, потребовалось пересмотреть взгляды на развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья, для улучшения качества современного образования. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении.
Данному вопросу посвящено не много литературы: К сожалению, в литературе отсутствует полноценное методическое описание "мозгового штурма", позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов "мыслить оригинально" и "отказаться от стереотипов" в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в далеком детстве. Можно рекомендовать книгу Дж. К. Джонса "Методы проектирования" (М.: Мир, 1986), все книги, посвящённые ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Анализ литературы по данной теме позволил выявить противоречие: противоречие между потребностью учителя выдать готовые знания. И потребностью ребенка: ученики уже с младших классов ставят себе четкие цели относительно своей будущей жизни. Очень радует, что их не устраивает роль пассивного участника образовательного процесса. Им неинтересно получать знания в готовом виде. Такие ученики на уроках хотят работать наряду с учителем. В данной ситуации педагог должен вовремя среагировать, а иначе ученики очень быстро станут пассивными участниками процесса.
Данное
противоречие позволило
Цель работы: рассмотреть и уточнить сущность понятия метода «мозгового штурма» в психолого – педагогической литературе, а также существующие виды мозгового штурма, инновации в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки решения при помощи метода мозговой атаки. Проверить данный метод на практике.
Задачи: 1) обзор сущности метода мозгового штурма; 2) определение модели деятельности педагога, применяющего данный метод на практике.
Гипотеза: учебно – воспитательный процесс будет более эффективным, если будет хорошо известна сущность метода «мозгового штурма», а также будет разработана методика практического применения метода «мозгового штурма».
Практическая значимость: рассмотрены методологии, принципов и этапов проведения «мозгового штурма»; определены достоинства и недостатки «мозгового штурма», как обучающего метода; рассмотрены основные виды технологий «мозгового штурма» и его модификации; изучен «синектический штурм», как наиболее совершенный вид мозговой атаки; определена основная проблема применения «мозгового штурма»; разработана методика практического применения метода «мозгового штурма».
Ключевые слова: метод индивидуального
«мозгового штурма», письменный «мозговой
штурм», метод прямого «мозгового штурма»,
метод массового «мозгового штурма», метод
двойного (парного) «мозгового штурма»,
метод «мозгового штурма» с оценкой идей,
обратный «мозговой штурм», комбинированный
«мозговой штурм», брейнрайтинг, «мозговой
штурм» на доске, «мозговой штурм» в стиле
«Соло», «мозговой штурм» по - Японски.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «МОЗГОВОГО ШТУРМА»
Существует предположение, что первыми «мозговой штурм» придумали древние викинги. Когда во времена плавания команда дракара попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все - от капитана до юнги. Все они поочередно предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших. Принятие решений оставалось прерогативой вождя...
Во время Второй мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду, - может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо?.. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым заметно снижается уязвимость судна - торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта...
Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма – brainstorming’a. В 1953 г. вышла книга А. Осборна "Управляемое воображение", в которой раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Что же вызвало к жизни метод «мозгового штурма» и все его разновидности?
Прежде всего - желание преодолеть стереотипы мышления. Именно на решение этой задачи направлены все известные эвристические методики (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, ТРИЗ и т. д.). В определенный момент становится ясно, что типовые решения не работают, необходимы новые пути, необходимо творчество. Но беда в том, что и творческая деятельность часто не o выходит за рамки стереотипных, шаблонных схем. В каждом творце сидит неумолимый внутренний критик - опыт, специальные знания, конформизм... Чем больше новая идея не совпадает с представлениями внутреннего критика, тем больше у нее шансов погибнуть в зародыше. Как правило, все шаблонные идеи лежат на поверхности сознания, они всегда под рукой, так как востребованы в повседневной жизни чаще всего. Известен опыт с "быстрыми аналогиями": "Фрукт? - Яблоко! Поэт? - Пушкин!". Как правило, в самом начале процесса генерации участники штурма активно выдают именно шаблонные идеи. Одна из частных задач мозгового штурма - как можно быстрее снять "пласт стереотипов", дать людям возможность высказать их и забыть.
Второе ноу-хау «мозгового штурма» Осборна - разделение процессов генерации и анализа. Способность к творчеству у разных людей развита в различной степени - многим проще и природосообразней заниматься аналитикой, разбором, развитием, экспертизой идей.
Метод «мозгового штурма» представляет собой двух-этапную процедуру решения задачи: на первом этапе генерируются идеи, а на втором - анализируются, развиваются. Таким образом, "автор" и "критик" искусственно разводятся - эти функции реализуют разные группы участников и в разное время.
Интересно, что... Подход к решению проблем "в два приема" описан еще Тацитом, исследовавшим быт германцев: "На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и никогда так не воспламеняется для помыслов о великом...
На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию" (т. е. решение может быть и алогичным, но непременно приводящим к успеху). Этому свидетельству две тысячи лет!
Именно «мозговой штурм» - наиболее употребительный из всех эвристических методик способ решения проблем. Это не удивительно - для проведения штурма достаточно кабинета с круглым (или овальным) столом", группы сотрудников и пары часов рабочего времени. При этом сплошь и рядом при проведении штурма нарушаются основные "правила игры", те самые правила, благодаря которым мозговой штурм отличается от производственного совещания... Главная причина непонимания сути мозгового штурма - это, как ни парадоксально, кажущаяся простота термина. Что такое "синектика", не каждый знает, а вот что такое "мозговой штурм - вроде бы ясно из названия - это коллективное решение проблемы по принципу: "одна голова - хорошо, а две - лучше". При этом часто сам метод оказывается скомпрометированным в глазах участников, да и организаторов...
Создавая свой метод, А.Осборн видел большую потребность в нововведениях, существующую во всех областях человеческой деятельности: в науке, технике, технологии, менеджменте, маркетинге, рекламе, деятельности, политике и воспитании.
1.2. Методология и принципы «мозгового штурма»
«Мозговой штурм» (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
• творческое усвоение школьниками учебного материала;
• связь теоретических знаний с практикой;
•
активизация учебно-
• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Подготовка к «мозговому штурму» включает следующие шаги:
• определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
• планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
• подбор вопросов для разминки;
• разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.
Существуют определенные правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести мозговой штурм. Перечислим основные из них:
1. Во время сессии нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов — есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.
2.
Категорически запрещаются
3. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками сессии.