Метод «мозгового штурма» в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 03:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть и уточнить сущность понятия метода «мозгового штурма» в психолого – педагогической литературе, а также существующие виды мозгового штурма, инновации в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки решения при помощи метода мозговой атаки. Проверить данный метод на практике.

Оглавление

Введение
Гл. I. Теоретические аспекты «мозгового штурма»
1.1. История происхождения «мозгового штурма»
1.2.Методология и принципы «мозгового штурма»
Гл. II. Процесс принятия решения методом «мозгового штурма»
2.1. Этапы проведения «мозгового штурма»
2.2. Достоинства и недостатки «мозгового штурма»
2.3. Виды технологий «мозгового штурма» и его модификации
Гл. III. Развитие мозгового штурма как коллективного метода принятия решений
3.1. Синектика, как наиболее совершенная технология процесса принятия решений методом «мозгового штурма»
3.2.Проблема применения метода «мозгового штурма»
3.3. Тренинг и практические рекомендации по применению метода «мозгового штурма»
Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

        Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и  находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.

        Процесс организации  творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:

    1. Первоначальная постановка проблемы;
    2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации;
    3. Выяснение возможностей решения проблемы;
    4. Переформулирование проблемы;
    5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;
    6. Выдвижение образных аналогий;
    7. Подгонка намеченных участниками синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

     В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как правило, стремятся немедленно, без соблюдения всех перечисленных синектических процедур найти решение проблемы. (см. приложение 2) 

     Таким образом, проведение делового совещания  с использованием синектического «мозгового штурма», т.е. внедрение генерирования и анализа идей в процесс мыслидеятельности участников – процесс достаточно сложный, зависящий не только от организаторских умений, опыта ученика, но и от его специальной компетентности: коммуникативной и интерактивной.

 

     

     3.2. Проблема применения метода «мозгового штурма»

     Исследование  вопросов творчества, инноваций и  изменений, проводимые в США, Великобритании и Европе, постоянно говорят, что 80% организаций считают инновации  жизненно важными для бизнеса,  но только примерно 4% считают, что они знают как это делать.

     Многие  современные учителя, несомненно, читали про мозговые штурмы или синектику, некоторые даже изучали эти технологии на курсах и семинара, однако практика свидетельствует, что большинство из них, проводя такие уроки или другие формы заняий, практически не используют эти технологии.

     Задача  учителя как раз состоит в том, чтобы позволять ученикам раскрывать свои способности так, чтобы они могли работать творчески, развивая, совершенствуя методы и технологии, предотвращая, таким образом, сопротивление переменам и инновациям.

     В целях достижения наилучшего результата учителю следует применять такие методы коллективного принятия решений как мозговой штурм, синектика. Для этого необходимо в процессе обучения широко использовать различные тренинги, деловые игры, «мозговые штурмы». Такой подход к обучению, положительно влияет на процесс обучения и на организацию в целом.

     Успешный  креативный урок, практическое занятие опираются не на механизм изменения картины мира у каждого ребенка, а импровизационные, творческие технологии и техники обладающие способностью трансформировать стойкие убеждения, навязчивые мысли и стили поведения спонтанность, гибкость и оригинальность.

     Учитель, использующий креативные техники для такого вида урока,  может обучаться этому и сам, используя ряд учебных пособий, книг содержащих рекомендации по проведению процедуры «мозгового штурма», различных тренингов и практических занятий. Можно многое апробировать при проведении урока, а затем, анализируя результаты и наблюдая за происходящим извлекать уроки, не повторять ошибок и самосовершенствоваться. Именно такой подход к профессиональной жизни способствует успеху, ведет к развитию. 

     3.3. Тренинги и практические  рекомендации по применению метода мозгового штурма

     В связи со всем вышесказанным необходимо привести ряд тренингов и практических рекомендаций по проведению «мозгового штурма». Хочу предложить один из самых простых вариантов методики «мозгового штурма», который может быть реализован как урок или как отдельное специальное мероприятие.

     Необходимое время — 2–2,5 часа. 
 

     Разогрев

     Психолог  кратко информирует участников о сути методики «мозгового штурма»: где, как и для чего она обычно применяется. Высказывает предположение о том, что эта методика может оказаться полезной для решения конкретных проблем. Для интеллектуальной разминки можно предложить участникам несколько эвристических задач.  
 

     Задача  «Куб с отверстием»

     Имеется деревянный куб с размером грани 20 см. В нем нужно проделать отверстие сложной формы, связывающее находящиеся рядом плоскости. Отверстие должно быть постоянного диаметра и иметь как минимум четыре поворота. Предложите возможные варианты решений.

     Чем более необычные и разнообразные  идеи возникнут у педагогов, тем лучше. Один из возможных вариантов решения (но не единственный!) таков: отверстие сложной формы можно получить с помощью сплава, нагретого до высокой температуры, который прожигает в кубе отверстие под действием силы тяжести. Поворачивая куб, можно менять направление движения сплава.

         Определение проблемы

     Этот  этап необходим в том случае, если проблема, требующая решения, не обозначена с самого начала.

     Если  число участников игры не слишком  велико, то можно провести изучение рейтинга проблем.

     Каждый  из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой  стороне карточки написать три проблемы, которые можно вынести на обсуждение. Писать необходимо кратко, понятно  и разборчиво.

     После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева. В течение 20 секунд участник читает, что написано на полученной карточке, и на ее правой стороне ставит знак «плюс» напротив проблемы, которую он считает наиболее значимой. Если такой, по его мнению, нет, то никаких знаков он не ставит.

     По  сигналу ведущего карточка передается дальше. Так происходит до того момента, пока карточка не вернется к владельцу.

     Помощник  ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их: выписывает формулировки проблем, получившие самый высокий рейтинг (две-три). Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается одна проблема для обсуждения. Например: «Приемы и методы снятия эмоциональной напряженности», «Каким образом общаться с одноклассниками?» 

     Генерация идей

     Это самый важный этап работы. От качества выдвинутых идей будет зависеть итог «мозгового штурма».

     Ученикиразбиваются на несколько команд (по 5–6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них они будут записывать новые идеи — по одной на каждой.

     Ведущий информирует участников о правилах этого этапа. 

     Категорически запрещается критика выдвигаемых  идей. Это нужно для того, чтобы  не мешать свободному полету творческого  мышления.

     Необходимо  положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

     Самые лучшие — это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения.

     Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.

     Время этого этапа — 30 минут. Обычно первые 10–15 минут — это стадия «раскачки», во время которой звучат достаточно банальные предложения. Наиболее продуктивно проходят последние минуты этапа генерации идей. Ведущий переходит от команды к команде, оказывая эмоциональную поддержку участникам.

     По  окончании отведенного времени  ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей. 

     Анализ  идей

     Основной  задачей этого этапа является глубокая обработка, шлифовка высказанных  предложений.

     Правила этого этапа следующие. 

     Самая лучшая идея — та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируй ее так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее.

     Отбрасывать идеи нельзя.

     Время — тоже 30 минут, иногда требуется  немного больше.

     При необходимости участники пишут  на карточках свои соображения, развивающие  высказанную идею. 

     Поиск возможностей для  реализации

     Самые хорошие идеи так и останутся  идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Ведущий предлагает просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям — оригинальности и возможности реализации.

     Каждая  карточка с идеей должна быть помечена такими значками:

     + + — очень хорошая, оригинальная идея;

     + — неплохая идея;

     0 — не удалось найти конструктива;

     НР  — невозможно реализовать;

     ТР  — трудно реализовать;

     РР  — реально реализовать. 

     Разумеется, возможны самые разные сочетания  этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для ее реализации в данный момент просто нет.

     Время этого этапа — 20 минут.

        Завершение

     Представители групп делают сообщения об итогах своей работы. Они рассказывают о  тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.

     Вот тут-то и выясняется, насколько продуктивным оказался «мозговой штурм». Опыт показывает, что практически всегда находятся  такие идеи, которые раньше никому из участников в голову не приходили.

     Результаты, полученные в процессе работы, «выстраданные» участниками, имеют для них большое значение. Поэтому представляется целесообразным после завершения «мозгового штурма» поручить кому-либо (может быть, своеобразной комиссии, составленной из представителей всех групп) оформить самые лучшие идеи на специальном стенде или представить их в виде рекомендаций, которые можно было бы раздать каждому участнику. Возможен вариант, при котором психолог берет эту обязанность на себя.

     Плоды «мозгового штурма» важно «материализовать»  в самое короткое время.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Проведённый анализ психолого – педагогической литературы позволил нам достигнуть поставленной цели: рассмотреть и уточнить сущность понятия метода «мозгового штурма» в психолого – педагогической литературе, а также существующие виды мозгового штурма, инновации в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки решения при помощи метода мозговой атаки. Проверить данный метод на практике;

 в работе и выполнить поставленные задачи: 1) обзор сущности метода мозгового штурма; 2) определение модели деятельности педагога, применяющего данный метод на практике.

   Построена модель использования  метода «мозгового штурма» в  обучении на практике.

Гипотеза  исследования: учебно – воспитательный процесс будет более эффективным, если будет хорошо известна сущность метода «мозгового штурма», а также будет разработана методика практического применения метода «мозгового штурма» подтверждена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Информация о работе Метод «мозгового штурма» в обучении