Понятие метода обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:16, реферат

Краткое описание

Метод обучения – способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого в образовательных целях. Понятие метода обучения отражает:
- способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента, слушателя), направленные на решение задач обучения;
- специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Файлы: 1 файл

23. блок 1. методы обучения квалификации и условия использования.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Понятие метода обучения.

Метод обучения – способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого в образовательных целях. Понятие метода обучения отражает:

- способы совместной  деятельности субъектов образовательного  процесса (преподавателя и студента, слушателя), направленные на решение задач обучения;

-  специфику их работы  по достижению различных целей  обучения.

Различают методы обучения по:

-источнику передачи  знаний (словесные, наглядные, практические);

-степени участия субъектов  образовательного процесса в создании учебного материала (академический, активный, интерактивный);

-способу передачи  информации в учебном процессе (прямое, исследование, моделирование,  совместное).

 
Классификация методов обучения и условия их использования.

 
По источнику передачи знаний различают следующие методы:

  1. устное изложение материала – метод воздействия преподавателя на обучаемых словом (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция);
  2. обсуждение изучаемого материала – повторение и изучение прошлого материала, а также получение новых дополнительных знаний (беседа, классно-групповое занятие, семинар, собеседование, конференция, дискуссия);
  3. наглядный метод– организация занятия с использованием иллюстративного материала (плакаты, картины, таблицы, диаграммы, схемы, графики, слайды, телепередачи);
  4. практическая работа – метод практических учебных действий, требующих знаний, умений, навыков, подготовки (упражнения, лабораторные работы, деловые игры, метод конкретных ситуаций или «кейс-метод», метод учебного проектирования);
  5. самостоятельная работа (групповая или индивидуальная).

По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала:

  1. академический – знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде;
  2. активный – «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого;
  3. интерактивный – получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса.

По способу передачи информации различают:

  1. прямое обучение – преподаватель в доступной форме последовательно излагает основные понятия, законы и принципы предмета;
  2. исследование – вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию и самостоятельный поиск ответов;
  3. моделирование – участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций;
  4. совместное обучение – работа обучающихся в группах над определенной частью учебного материала.

Средства  обучения, их классификация и условия использования.

 

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

1.  По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Современные средства обучения часто предполагают использование  новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров – это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

2.  По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения.

Так, оборудование демонстрационного  эксперимента относится к средствам  преподавания, а оборудование лабораторного  практикума – к средствам учения. Средствами преподавания пользуются в  основном учителя для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний. Средства преподавания  можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

 

Роль наглядности и технологических средств в организации преподавания экономики.

 

Формы наглядности, используемые в учебном процессе:

- внутренняя – опора на прежние, отложившиеся в сознании образы;

- внешняя – состоит из естественных или специально созданных для обучения экспонатов в натуральном или условном виде.

По видам внешняя наглядность подразделяется:

- натуральная – использование предметов, экспонатов такими, какие они есть в действительности;

- словеснообразная – использование художественных образов, ярких сравнений;

- изобразительная – применение искусственно созданных пособий, заменяющих реальные предметы.

Изобразительная делится  на:

- образные средства (портреты, фотографии, картины);

- условные средства (схемы, плакаты, таблицы, классная доска);

- экранные средства (слайды, диафильмы, кинофильмы, мультимедийные);

- звуковые средства (аудиозаписи).

Экранные и звуковые получили название – технические средства обучения (ТСО).

К требованиям наглядного обучения относятся:

1) не допускается использовать  более 20 минут и 30 элементов наглядности в 2х часовой лекции по экономической дисциплине;

2) наглядность эффективна  в сочетании со словом преподавателя;

3) учебный кинофрагмент  сработает результативно, если  будет продолжаться не менее  2 и не более 8 минут.

По назначению ТСО можно разделить на информационные, контролирующие и управляющие. К ним относятся устройства, предназначенные для сообщения учебного материала обучающимся.

Информационные технические  средства можно разделить на три  группы: зрительные (видео-средства), звуковые (аудио-средства) и комбинированные.

Контролирующие средства бывают универсальными (по нескольким предметам) и специализированными.

Технические средства управления предназначены  для управления познавательной деятельностью  учащихся, т.е. для управления обучением. Они применяются для развития и закрепления у студентов навыков практической работы с объектами, являющимися средствами труда в последующей профессиональной деятельности обучаемого.


Информация о работе Понятие метода обучения