Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:48, реферат
Цель данной контрольной работы является рассмотрение сущности метода мозгового штурма.
Контрольная работа
по дисциплине: Исследование систем управления
На тему: Сущность метода «Мозгового штурма»
Красноярск 2011
Введение Цель данной контрольной работы является рассмотрение сущности метода мозгового штурма. Метод мозгового штурма (метод мозговой атаки, метод КГИ – коллективной генерации идей, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.
Сущность метода мозгового штурма Метод «мозгового штурма» имеет большую известность и практическое распространение. Использование его показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных исследовательских и не только исследовательских проблем. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса. Метод «мозгового штурма» построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельного использования усилий исследователей-фантазеров и интуитивистов с исследователями-аналитиками, системщиками, скептиками, практиками. Основной целью «мозгового штурма» является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей с богатым прошлым опытом и определенным служебным положением. Люди различных специальностей, практического опыта, научного темперамента, индивидуальных качеств, как правило, владеют различными методами исследования. Соединение этих методов может быть очень полезно в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключается суть «мозгового штурма». Другое его качество — соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета. Процесс выдвижения новых идей при «мозговой атаке» протекает в определенном смысле лавинообразно: высказываемая одним из членов группы идея порождает либо творческую, либо критическую реакцию. Однако в силу правила запрета на критику негативные реакции также порождают позитивные, т. е. продуктивные, результаты. Наличие указанного эффекта подтверждается не только качественным анализом, но и статистически. Так, исследования эффективности «мозговых атак», проведенные в университетах США, показали, что групповое мышление дает на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений. Метод «мозговых атак», таким образом, можно рассматривать как инструмент для актуализации творческого потенциала коллектива специалистов. Такая актуализация достигается за счет следующего: во-первых, участники сессии коллективной генерации идей тренируют свой мозг в отношении способности выдвигать новые идеи для решения поставленных задач. Во-вторых, участник сессии получает возможность нового и неожиданного «видения» проблемы глазами своих коллег. В-третьих, последующее изучение всей совокупности высказанных идей позволяет по-новому, с большим доверием отнестись к идеям, которые, хотя и раньше высказывались коллегами, в рутинной обстановке текущих дел организации не привлекли к себе достаточного внимания. В-четвертых, приобретаемая в процессе многочисленных заседаний и дискуссий привычка к отрицательным и критическим оценкам новых и недостаточно обоснованных идей в процессе коллективной генерации идей дополняется навыками творческого мышления. С точки зрения результатов, которых можно достигнуть при помощи сессии коллективной генерации идей (КГИ), эти сессии можно распределить по следующим группам: - Сессии КГИ, в результате которых получают окончательные ответы на поставленные вопросы. Обычно соответствующие проблемы не являются комплексными и могут быть решены без проведения дополнительных исследований; - Сессии КГИ, в результате которых открывается возможность формулировать план решения соответствующей задачи. Подобный план может опираться как на истинные, с точки зрения большинства, идеи, так и на идеи дискуссионные; - Сессии КГИ, в результате которых формулируются идей, которые могут быть полезны при решении той или иной проблемы; - Сессии КГИ, в результате которых устанавливаются новые аспекты рассматриваемой проблемы. При этом независимо от того, для решения каких проблем используется коллективная генерация идей, необходимо руководствоваться следующими правилами:
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа: 1) Постановка проблемы; 2) Этап генерации идей; 3) Этап практического анализа выдвинутых идей. Каждый из этапов осуществляется по конкретным принципам, отражающим его назначение и суть, определяющим его эффективность. Первый этап является предварительным. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. Второй этап (этап генерации идей) предполагает следующие принципы:
На третьем этапе «мозгового штурма» (этапе анализа) также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.
В практическом использовании метода
«мозгового штурма» большое значение
имеет личность и деятельность ведущего.
Ведь работа и первой, и второй групп
должна быть соответствующим образом
организована и регулироваться в
процессе их проведения. Эту роль выполняет
ведущий. Возможны различные варианты:
ведущий может быть для первой
и второй групп один и тот же
или можно дифференцировать ведущих.
Но и в том и в другом случае
ведущим должен быть человек, обладающий
большой творческой активностью, доброжелательностью,
глубоким пониманием решаемой проблемы,
способностью организовывать и поддерживать
интеллектуальный процесс.
Заключение
Итак, в мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи. Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.