Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".
Исходное положение - V позиция, левая нога впереди. Сделать demi plie и, оттолкнувшись пятками от пола, выбросить правую ногу через I позицию вперед на 45° в направлении между точками 2 и 3. Пролететь за носком правой ноги, ударить левой о правую сзади, правой ударить о левую впереди и, приоткрыв ноги, опуститься в V позицию на demi plie, правая нога сзади.
Так же исполняется brise назад.
Основное положение рук, как указано в № 1 и 2, но по заданию педагога варианты положений рук могут быть различными.
Brise вперед en tournant. Эти brises исполняются
en dedans по маленькому кругу, который
образуется не только от
Пример с поворотом на четверть круга в правую сторону. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. Сделать demi plie, оттолкнуться пятками от пола, прыгнуть, выбрасывая левую ногу через I позицию вперед на 45°. Корпус одновременно поворачивается направо так, чтобы бросок ноги и пролет за носком был в направлении между точками 1 и 2. Второе brise делается с пролетом вперед между точками 3 и 4; третье - между точками 5 и 6; четвертое - между точками 7 и 8. Левая рука может быть в I, правая на II позиции, или левая в III, правая на II позиции. Корпус направляется к левой ноге или откидывается к правой опорной.
Исполняя brise en tournant назад (если правая нога впереди), следует поворачиваться в правую сторону (en dehors) за правой ногой, выбрасываемой назад: первый раз - между точками 4 и 5, второй - между точками 6 и 7, третий - между точками 8 и 1, четвертый - между 2 и 3.
Brise dessus-dessous
Размер 2/4. Brise dessus - это brise вперед, заканчивающееся на одну ногу; brise dessous - brise назад, также с окончанием на одну ногу.
Исполняется с продвижением по диагонали вперед и назад. Корпус имеет более сложное положение, чем в простом brise с двух ног на две.
Последовательность изучения
1. Первоначальная форма brise dessus. Размер
2/4. Исходное положение - V позиция, epaulement
croise, левая нога впереди. За тактом
сделать demi plie и прыжок, выбрасывая
правую ногу через I позицию вперед
на 45° между точками 2 и 3. Корпус
слегка откидывается назад; руки
из подготовительного
2. Законченная форма. Размер 2/4. Исполнить на первую четверть brise dessus (как указано в № 1), затем непосредственно из положения cou-de-pied выбросить левую ногу назад на 45° между точками 7 и 6 и на вторую четверть сделать brise dessous.
Brise dessus-dessous исполняется также с
продвижением по диагонали
Pas battu
Изучение pas battu (исключая echappe, которое из всех за-носок разучивается первым) начинается после того, как в простейшем виде пройдены entrechat-quatre и royale.
Assemble battu. Из V позиции, правая нога сзади, сделать demi plie, выбросить в прыжке правую ногу в сторону II позиции на 45° и ударить ею левую сзади, снова приоткрыть и перенести в V позицию вперед на demi plie. Продвигаясь в обратном направлении, выбросить правую ногу, находящуюся в V позиции впереди, ударить ею о левую впереди и закончить в V позицию, правая нога сзади.
Jete battu. Из V позиции, правая нога сзади, сделать demi plie, выбросить правую ногу в сторону II позиции на 45°, ударить ею левую сзади, снова приоткрыть и опуститься на demi plie на правую ногу, согнув левую sur le cou-de-pied сзади.
Продвигаясь в обратном направлении из V позиции правая нога впереди, выбросить в сторону правую ногу, ударить ею о левую впереди, приоткрыть и опуститься на правую ногу на demi plie, согнув левую sur le cou-de-pied впереди.
Ballonne battu. V позиция, правая нога впереди. Demi plie, в прыжке правая нога выбрасывается в сторону II позиции на 45°, ударяет левую впереди, приоткрывается одновременно с левой, опускающейся на demi plie, и сгибается sur le cou-de-pied сзади.
Исполняя ballonne в обратном направлении, на II позицию выбрасывается нога, находящаяся в V позиции сзади; она ударяет опорную сзади и в заключении прыжка сгибается sur le cou-de-pied впереди.
Sissonne ouverte battu на 45°. Из V позиции, правая нога впереди,- demi plie, прыжок, обе ноги, приоткрываясь, ударяются (правая о левую впереди); затем левая опускается на demi plie, правая через проходящее sur le cou-de-pied открывается в сторону или в маленькую позу croisee, effacee вперед и т. гг. При исполнении в обратном направлении удар делается ногой, находящейся в V позиции сзади. Число ударов и переносов ног может быть увеличено, в особенности при исполнении grande sissonne ouverte.
Sissonne fermee battu. V позиция, правая нога впереди. Сделать demi plie, прыжок и, приоткрыв в прыжке ноги, ударить правой о левую впереди, затем отлететь в сторону II позиции влево, исполняя sissonne fermee. To же самое делается в обратном направлении. Sissonne fermee battu в позах croisee и effacee несколько сложнее.
Croisee вперед. Правая нога впереди. Сделать demi plie и, приоткрыв ноги, перенести правую назад, ударив ею сзади по левой; снова перенести и открыть на croise вперед на 45°; отлетая назад, закончить sissonne fermee в V позицию demi plie.
Аналогично исполняется sissonne fermee croisee назад, effacee вперед и назад.
Кроме описанных, существует еще множество движений и комбинаций с pas battu. Например, saut de basque с заноской (battu). V позиция, правая нога впереди. Делается demi plie и прыжок.
Левая нога выбрасывается в прыжке вместе с первой половиной поворота корпуса, вытянутая правая, подлетая к левой, ударяет ее сзади, приоткрывается и, когда заканчивается полный поворот, сгибается впереди под колено опорной ноги.
Пример комбинации заносок и pas battu. 1. Размер 4/4, четыре такта. Исходное положение - V позиция, правая нога сзади.
Первый такт. На первую четверть исполнить assemble battu, перенеся правую ногу вперед; на вторую - entrechat-quatre; на третью и четвертую четверти - assemble battu с левой ноги, перенеся ее вперед, и royale.
Второй такт. Комбинация повторяется с левой ноги.
Третий такт. Начать с левой ноги, сделать два echappe battu с переменой ног, на две четверти каждое.
Четвертый такт. На первые две четверти - с левой ноги два entrechat-quatre и royale, каждый на восьмые доли; на третью и четвертую четверти - два entrechat-quatre и royale с правой ноги, каждый на восьмые доли. Всю комбинацию повторить в обратном направлении.
2. Размер 4/4, четыре такта. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди.
Первый такт. На первую и вторую четверти - entrechat-sept в позу III arabesque на 90° и assemble croisee назад (правой ногой); на третью и четвертую четверти - entrechat-cinq правой ногой назад и assemble.
Второй такт. Комбинация повторяется с левой ноги.
Третий такт. На первую и вторую четверти - failli и entrechat-six de vole в позе ecartee вперед в точку 2, руки поднять в III позицию; на третью и четвертую четверти - два entrechat-six с правой и с левой ноги, руки постепенно опустить вниз.
Четвертый такт. На первую и вторую четверти с правой ноги шаг-coupe в точку 2 и entrechat-six de vole en tournant, подняв руки в III позицию. Закончить движение в V позицию, левая нога впереди; на третью и четвертую четверти встать на левую ногу на полупальцы в attitude croisee, раскрыть руки с III позиции через I allonge: правую в III, левую на II позицию и, сохраняя позу, опуститься на левую ногу на demi plie. Эту комбинацию можно исполнять и в темпе вальса на шестнадцать тактов.
ТУР ПИРУЭТ
Вращение на полу и в воздухе
Вращения в мужском танце делятся на партерные и воздушные (туры en l'air); в женском танце вращение существует только партерное.
Партерные вращения в свою очередь подразделяются в мужском классе на маленькие pirouettes,* большие pirouettes (grand pirouette) и туры в больших позах.
* (Pirouette - старинный термин, употребляемый сейчас только в мужском танце; в женском - все виды вращений носят название туров.)
К маленьким pirouettes относится вращение со II, V и IV позиций, preparations к которым изучаются в младших классах; в средних изучают маленькие pirouettes, затем туры en l'air и туры в больших позах; в старших туры chatnes и grand pirouette.*
* (Подробный порядок изучения
вращений на полу и в воздухе
указан в программе по
Общие замечания. Для правильного исполнения всех видов вращений необходимы: хорошо поставленный корпус с крепкой спиной в области поясницы, позволяющий держаться в строго вертикальном положении при вращении и неподвижно в позах (если вращение происходит в arabesque, attitude и т. п.); упругие руки, умело берущие форс для вращения, и неподвижные во время вращения.
Напряженно вытянутые ноги на выворотных полупальцах (или пальцах), составляющие как бы одно целое с корпусом и спиной. Выворотная пятка опорной ноги должна выдвигаться вперед в момент подъема на полупальцы в preparation (с demi plie).
Четкие профильные повороты головы без наклонов в начале вращения и быстрое возвращение головы в положение en face.
В начале каждого pirouette и тура голова на секунду поворачивается в профиль через плечо в сторону, противоположную вращению; взгляд направлен в определенную точку зала; в момент вращения голова быстро выпрямляется en face и в заключении вращения поворачивается в исходную точку: При нескольких поворотах подряд голова и глаза каждый раз повторяют это движение.
Точка, на которую направлен взгляд, должна находиться на высоте глаз: если глаза опустить вниз, поднимать кверху или направлять в сторону, можно потерять устойчивость.
На сцене исполнитель перед вращением также быстро находит точку, на которой фиксирует взгляд (в направлении первых кулис и т. п.).
Существует ряд несложных упражнений, подготавливающих учащегося к устойчивости во вращениях. В первом классе, в начале года, в конце урока можно задавать ученикам маленькие шаги с поворотом на месте. Руки при этом остаются неподвижными в подготовительном положении, но голова и взгляд участвуют при каждом повороте, как указано выше. Во втором полугодии это вращение на одном месте исполняют на полупальцах, мелко перебирая ногами (выворотностью можно пренебречь).
Во втором классе у палки разучивается полуповорот и полный поворот на выворотных ногах на полупальцах. Начинается он с demi рНё в V позиции; затем делается подъем на полупальцы и поворот к палке или от палки на полупальцах в V позиции, причем пятки следует выдвигать вперед. Руки берут небольшой форс, соединяются в I позиции и помогают при повороте; голова и взгляд также участвуют в повороте. Заканчивается поворот в V позицию на demi plie, ноги меняются.
В следующих классах разучиваются полуповороты с одной ноги на другую и полуповороты на полупальцах на одной ноге. Не имея прямого отношения к турам, они развивают общую подвижность и ловкость.
Preparation к pirouettes и сами pirouettes начинают изучать во втором классе.
Preparation и pirouettes со II, IV и с V позиции
Последовательность изучения pirouettes
1. Preparation к pirouettes со II позиции en dehors. Размер 4/4, два такта. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди.
Первый такт. На первую четверть - demi plie en face; на вторую оттолкнуться пятками от пола, вскочить на полупальцы в V позицию, упруго соединить руки в I; на третью четверть открыть вытянутую правую ногу в сторону II позиции на 45°, одновременно открыв руки на II позицию; на четвертую четверть остаться в этом положении. Хорошо подтянутая спина образует единую линию с опорной ногой и бедрами.
Второй такт. На первую четверть опуститься на demi plie на II позицию, согнув правую руку в I позицию (левая остается на II); плечи ровные, правое плечо не выдвигается вперед. На вторую четверть оттолкнуться пятками от пола, вскочить на левую ногу на полупальцы, подтянувшись наверх, и согнуть правую sur le cou-de-pied впереди (верхняя часть ноги выворотна и закреплена). Одновременно левая рука сильным движением соединяется с правой в I позиции. На третью четверть положение сохраняется. На четвертую четверть закончить preparation одновременно двумя ногами в V позицию на demi plie, поставив правую ногу назад. Приоткрыть кисти, освободить руки от напряжения.
En dedans первая половина preparation делается так же, как en dehors; далее, после plie на II позиции, следует вскочить на полупальцы на правую ногу, согнув левую sur le cou-de-pied впереди, и закончить на demi plie в V позицию, левая нога впереди.
2. Preparation со II позиции en dehors. Законченная форма. Размер 4/4, два такта. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди.
Первый такт. За тактом - demi plie en face. На первую четверть вскочить в V позицию на полупальцы, подняв руки в I позицию; на вторую четверть положение сохраняется. На третью четверть правая нога открывается в сторону на 45°, руки на II позиции. На четвертую четверть положение сохраняется.
Второй такт. За тактом - короткое demi plie на II позицию. На первую четверть вскочить на левую ногу на полупальцы, правую согнуть sur le cou-de-pied впереди. Руки упруго соединить в I позиции. На вторую и третью четверти положение сохраняется (таким образом вырабатывается устойчивость). На четвертую четверть сделать demi plie в V позиции, правая нога сзади и, свободно приоткрыв руки, повернуть корпус в epaulement croise.
En dedans исполняется так же.
С этих preparations делаются и pirouettes. Они заимствованы из женского класса и хорошо вырабатывают устойчивость на полупальцах. После них можно перейти к специфическим мужским preparations.
3. Preparation и pirouettes со II позиции en dehors. Классная
и сценическая форма. Размер 4/4. Исходное
положение - V позиция, правая нога
впереди. На первую четверть отвести
правую вытянутую ногу в
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"