Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 241.58 Кб (Скачать)

При исполнении одного тура ноги с вытянутыми коленями и пальцами находятся в воздухе в V позиции и лишь в последний момент, опускаясь на plie, нога, находящаяся впереди, переходит назад (ноги меняются).

Исполняя два тура, следует в первый же момент поворота в воздухе перевести назад ногу, находящуюся впереди. Таким образом, в воздухе сразу происходит перемена ног, что способствует усилению вращения. При этом ноги должны оставаться плотно сомкнутыми вместе.

Опускаясь с туров на demi plie, необходимо сохранять прямой корпус с подтянутой спиной и переходить на plie мягко, эластично.

Туры en l'air могут исполняться из точки 1, а также с диагонали в правую и в левую сторону.

Туры в больших позах

Эти туры исполняются с preparation в IV позиции croise для вращения en dehors и с IV позиции croise и efface для вращения en dedans.

Расстояние между ступнями в IV позиции должно быть несколько больше, чем обычно, так как обычная IV позиция, с расстоянием между ступнями, равняющимся маленькому шагу, неудобна: поднимание ноги на 90° затруднено.

Со II позиции делаются туры a la seconde en dehors и en dedans и туры в позы ecartee назад и вперед.

Порядок изучения preparations и туров в больших позах рекомендуется следующий: 1) a la seconde со II позиции en dehors и en dedans, 2) attitude croisee, 3) attitude effacee, 4) I arabesque, 5) a la seconde с IV позиции, 6) в позе croisee вперед и effacee вперед, 7) II и III arabesque, 8) IV arabesque и в позах ecartee назад и вперед.

В preparation с IV позиции для туров en dehors demi plie делается на двух ногах, для туров en dedans - на одной опорной ноге.

Центр тяжести корпуса, как и в турах sur le cou-de-pied, находится в preparation на опорной ноге.

Preparation и тур a la seconde со II позиции

Последовательность изучения

I. Размер 4/4, два такта. Исходное  положение - V позиция, правая нога  впереди.

Первый такт. За тактом - demi plie. На первую четверть вскочить в V позицию на высокие полупальцы, подняв руки в I позицию. На вторую четверть положение сохраняется. На третью четверть, оставаясь на полупальцах, выбросить правую ногу быстрым battement на 90° в сторону II позиции, раскрыть руки на II позицию. На четвертую четверть положение сохраняется.

Второй такт. За тактом опуститься на demi plie на II позицию, согнуть правую руку в I позицию и, оттолкнувшись пятками от пола, вскочить на первую четверть на левую ногу на полупальцы, правую таким же быстрым battement выбросить на 90° в сторону II позиции, руки открыть на II позицию. На вторую и третью четверти положение сохраняется. На четвертую четверть опуститься в V позицию, правая нога сзади, руки опустить в подготовительное положение.

Точно так же изучается с правой ноги preparation en dedans. Его первая половина аналогична preparation en dehors, но после plie на II позиции следует вскочить на полупальцы на правую ногу, левую выбросить в сторону на 90° и закончить в V позицию, поставив левую ногу вперед.

Для исполнения тура a la seconde en dehors (с правой ноги) после demi plie на II позиции правая рука, находящаяся в I позиции, переводится на II и берет форс; левая рука, находящаяся на II позиции, слегка выдвигается вперед, содействуя форсу. Голова и взгляд сначала направлены через левое плечо, затем голова быстро выпрямляется и в заключении возвращается в исходную точку en face. Руки при вращении упруго закруглены на II позиции. Пятка опорной ноги выворотная; нога, поднятая на 90°, закреплена в бедре и не теряет положения II позиции. Спина и бедра все время сохраняют подтянутость.

При исполнении двух туров следует усилить форс правой руки, но ни в коем случае нельзя выдвигать вперед правое плечо.

2. Законченная форма. Размер 4/4, один  такт. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. За тактом - demi plie и подъем на полупальцы  в V позицию. На первую четверть забросить большим battement правую ногу в сторону на 90°, левая остается на полупальцах. На вторую четверть - короткое demi plie на II позиции. Между второй и третьей четвертью вскочить на полупальцы на левую ногу, исполнить тур en dehors a la seconde на продолжении третьей и четвертой четверти Остановиться на полупальцах, правая нога поднята на 90°.*

* (Туры en dehors в позе ecartee назад исполняются  также с preparation a la seconde en dehors; туры en dedans в позе ecartee вперед - с preparation a la seconde en dedans.)

Туры en dehors

Preparation и тур en dehors в позе attitude croisee. Исходное положение - IV позиция croise, левая нога впереди на demi plie, правая  вытянута сзади и находится  на всей ступне.* Центр тяжести  корпуса на левой ноге, руки  в положении III arabesque, локти и кисти  слегка приподняты; голова и взгляд направлены к правой руке в точку 2. Сделать demi plie на двух ногах, оставляя центр тяжести корпуса на опорной левой ноге, и, оттолкнувшись пятками от пола, вскочить на левую ногу на полупальцы (пяткой вперед), правую выбросить в attitude croisee. Одновременно правая рука поднимается в III позицию, левая закругляет кисть и локоть, но остается на II позиции; голова поворачивается в профиль к левому плечу. Фиксировать позу на полупальцах следует как можно дольше, затем вытянуть правую ногу и, оставаясь на полупальцах, раскрыть руки и опуститься в V позицию.

* (Показывая первый раз ширину  позиции, можно встать в V, вытянуть  левую ногу носком по полу (приемом tendu) на croise вперед, поставить ее в IV расширенную позицию на demi plie. В дальнейшем пользоваться этим приемом нет необходимости.)

При исполнении одного и двух туров в правую сторону форс берет левая рука; из положения preparation она закругляет кисть и дает небольшой толчок в правую сторону. Правая рука не теряет положения III позиции; правое плечо, слегка отведенное назад, помогает вращению. Голова остается неподвижной, в профильном положении, присущем основной позе attitude croisee.

Впоследствии, в старших классах, применяются различные варианты положений рук. При вращении в правую сторону можно поднять в III позицию левую руку, согнув правую в I, поднять наверх обе руки и т. п.

Preparation и тур en dehors в позе III arabesque. Исходное положение - IV позиция, левая  нога впереди. Положение ног, корпуса  и рук такое же, как в предыдущем  примере attitude croisee. С demi plie, оттолкнувшись  двумя пятками от пола, вскочить  на левую ногу на полупальцы (пятка выворотная), правую выбросить  на croisee назад в III arabesque; руки остаются  в положении, принятом в preparation, но  линия немного удлиняется. Форс для тура в позе III arabesque взять очень трудно, он берется, по существу, движением левой руки и кисти, дающей толчок в правую сторону, но в то же время остающейся в позе arabesque. Корпус как бы устремляется в туре за правой рукой, протянутой вперед. Правая нога, подтянутая в бедре и убранная на croise, также способствует вращению. Голова остается неподвижной и повернута к правой руке.

Preparation и тур en dehors в позе IV arabesque. Preparation делается вышеописанным образом, в IV позиции croise, левая нога впереди. Вскакивая для тура из demi plie, следует  проходящим движением опустить  левую руку вниз, соединить ее  с правой в I позиции, вскочить  на левую ногу на полупальцы  и принять позу IV arabesque. Это движение  рук (левая протягивается вперед, правая вместе с плечом отводится  назад) дает хороший форс для вращения на один и два тура.

Preparation и тур en dehors в позе effacee вперед. Исходное положение - IV позиция croise, левая нога впереди на demi plie, правая  вытянута сзади и прикасается  к полу всей ступней. Центр  тяжести корпуса передан на  левую ногу. Правая рука протянута  вперед, левая в сторону, ладони  обращены вниз, кисти слегка приподняты. Коротким движением сделать plie на правой ноге, передать на нее центр тяжести корпуса* и, оттолкнувшись пяткой, вскочить на правую ногу на полупальцы, забросив левую на efface вперед на 90°. Вся фигура поворачивается в точку 8 плана класса. Кисти рук закругляются, левая рука остается на II позиции, правая в момент plie отводится в сторону и через II позицию поднимается наверх в III. Голова повернута направо, плечи ровные, спина и бедро левой ноги подтянуты.

* (В женском классе этот переход  в plie на правую ногу делается  иначе: предварительно - подъем, и пальцы  быстро вытягиваются, после чего  нога опускается на plie. Такой прием может применяться и в мужском классе.)

Для исполнения одного и двух туров en dehors форс берет правая рука, которая поднимается в III позицию (вращение будет в левую сторону); голова остается неподвижной и повернута к правому плечу.

Preparation и тур en dehors a la seconde с IV позиции. Исходное положение - IV позиция croise, левая нога впереди. Положение корпуса и рук, как в предыдущих preparations сделать demi plie двумя ногами и, оттолкнувшись пятками, вскочить на полупальцы на левую ногу, правую выбросить в сторону II позиции на 90°. Правая рука закругляет кисть, отводится на II позицию, левая также закругляет кисть и остается на II позиции. Вся фигура направлена в точку 2 плана класса.

Для исполнения одного и двух туров в правую сторону форс берет правая рука, которая открывается на II позицию; легкое движение левой кистью направо дает дополнительный форс. Голова в начале вращения повернута через левое плечо в точку 2 и возвращается в положение en face.

Все перечисленные preparations и туры рекомендуется делать, вскакивая на полупальцы слегка вперед. Этот прием хорошо ставит корпус на опорную ногу, помогает держать пятку выворотно и, проходящим моментом фиксируя позу, делать туры.

Туры en dedans

Preparation и тур en dedans в позе attitude effacee. Исходное положение - IV позиция croise, правая нога впереди на demi plie, левая вытянута сзади и прикасается  к полу всей ступней. Корпус  в epaulement croise, центр тяжести на  опорной правой ноге, левое плечо  отведено назад, правое впереди; левая рука с закругленной  кистью на II, правая на I позиции, голова повернута в точку 1 плана  класса. Усилив plie на правой ноге (левая остается вытянутой), оттолкнуться  пятками и вскочить на правую  ногу на полупальцы (подать пятку  вперед), поднять левую ногу в attitude effacee и повернуть всю фигуру  в точку 2. Вскакивая на полупальцы, резко перевести правую руку  с I на II позицию, левую, находящуюся  на II позиции, поднять в III. Центр  тяжести корпуса передается вперед  на опорную ногу, голова поворачивается  налево.

С этого preparation при исполнении одного и двух туров в правую сторону форс дает правая рука, которая резко переводится с I позиции в сторону; левая рука, поднимаясь в III позицию, дополняет форс. Голова неподвижна в принятой позе.

В начале изучения можно поднимать руки в позу, с preparation, через I позицию. В дальнейшем применяются в позе различные варианты положений рук: обе руки в III позиции, в I и III позициях и т. д.

Preparation и тур en dedans в позе I arabesque. Исходное положение - IV позиция croise, правая нога впереди. Preparation - как  в attitude effacee. Правая рука в I, левая  на II позиции. Усилив plie на правой  ноге, оттолкнуться пятками и  вскочить на правую ногу на  полупальцы, корпус повернуть в  точку 3. Одновременно левая нога  с втянутым бедром выбрасывается  в arabesque на 90°; правая рука вытягивается  вперед, левая в сторону, ровные  плечи и голова поворачиваются  к точке 3, взгляд направлен через  кисть правой руки.

В этом preparation чрезвычайно важно, вскакивая из IV позиции в позу, сразу повернуть вперед левое плечо; отставание плеча, так же как и распущенность левого бедра, нарушает позу и мешает вращению.

При исполнении одного и двух туров в правую сторону корпус с втянутой спиною сильно подается вперед на опорную ногу; форс дает правая рука, которая энергичным движением вытягивается вперед. Она как бы прорезает воздух: все вращение направлено за нею. Левая рука находится против плеча в положении arabesque и уравновешивает позу, голова прямо, взгляд на кисть руки.

Preparation и тур en dedans в позе II arabesque. Preparation - как и в предыдущих  двух примерах. Вскакивая на полупальцы  на опорную правую ногу, повернуть  всю фигуру в точку 3. Левая  рука через I позицию отводится  вперед, правая (вместе с плечом) назад; голова поворачивается налево. Левая нога отведена назад  на 90° и закреплена в бедре, корпус приподнят больше, чем  в I arabesque. Движение рук и поворот  пятки правой ноги вперед помогают  при вращении в правую сторону  на один и два тура.

Preparation и тур en dedans a la seconde. Исходное  положение- IV позиция croise, правая нога  впереди, правая рука на I, левая  на II позиции. Вскочить на полупальцы  на правую ногу, левую выбросить  в сторону II позиции на 90°. Корпус  поворачивается en face в точку 1, руки  на II позиции.

При исполнении одного и двух туров в правую сторону поза en face фиксируется (как и все позы), форс дает правая рука; голова на момент остается повернутой к зеркалу через левое плечо и затем возвращается в исходную точку. Эти туры можно исполнять, подняв руки через II позицию в III.

Preparation и тур en dedans в позе croisee вперед. Из IV позиции croisee, правая нога впереди, исполнить preparation en dedans a la seconde, как указано  в предыдущем примере. Затем, не  задерживая левую ногу на II позиции  на высоте 90°, провести ее на  той же высоте на croise вперед. Бедра приходится сильно сдерживать, чтобы нога не заходила дальше полагающегося положения croise. Руки сначала открыты на II позицию, затем принимают позу croisee: правая в III, левая на II позиции.

Форс на один и два тура в правую сторону дает левая рука и кисть. Голова повернута в профиль к левому плечу.

Все перечисленные примеры туров en dedans можно сделать с preparation в IV позиции efface. В этом случае preparation с правой ноги будет в точку 2, с левой - в точку 8.

Туры с разных приемов

В экзерсисе и adagio на середине зала туры в больших позах и sur le cou-de-pied могут быть исполнены не только с preparation в основных позициях (II, IV и V), но и с различных приемов: с шага на полупальцы, с tombe, с coupe и из любой большой позы.

Ниже приводится всего несколько приемов, но варианты туров и поз весьма разнообразны.

1. Тур с шага на полупальцы. а) Сделать правой ногой developpe на plie efface вперед на 90°, руки поднять  в I позицию; с шагом в точку 2 передать  центр тяжести корпуса на правую  ногу на полупальцы и, приняв  позу I arabesque, исполнить тур en dedans, б) Developpe левой ногой на efface назад, правая на plie, руки в I позиции, корпус наклонен вперед. С шагом в точку 6 перейти на левую ногу на полупальцы, передать на нее центр тяжести корпуса, выбросить правую ногу efface вперед на 90° и исполнить тур en dehors. Руки из I позиции открываются в сторону, левая берет форс, поднимаясь в III позицию, правая на II.

2. Туры с tombe. a) Developpe правой ногой в сторону на 90°. Подняться на полупальцы левой ноги, упасть за кончиком носка правой ноги (tombe) на plie, вскочить на полупальцы, забросить левую в сторону на 90° и исполнить тур en dedans, б) Поза croisee вперед, правая нога поднята на 90°. Подняться на полупальцы, упасть вперед за кончиком носка правой ноги на plle, вскочить на нее на полупальцы и, выбросив левую на croise назад, сделать тур en dehors в позу III arabesque. Левая рука, находящаяся в позе croisee в III позиции, в момент tombe из III позиции опускается в I и вместе с правой рукой принимает положение arabesque.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"