Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".
Preparation en dedans с правой ноги такой же; заканчивают его в V позицию вперед или, останавливаясь на правой ноге, ставят левую на croisee назад на полупальцы.
При исполнении pirouette с этого preparation поворачиваются в правую сторону, форс берет левая рука; при исполнении с левой ноги, в левую сторону, форс берется правой рукой.
Вначале делается один pirouette, затем два, три и более. Этот вид preparation применяется только в мужском классе. Темп вращения тренируется от среднего к быстрому.
4. Preparation и pirouettes с IV позиции en dehors (пример с вращением в правую сторону). Исходное положение - IV позиция croisee, левая нога впереди на demi plie, правая вытянута сзади и прикасается к полу всей ступней. Центр тяжести корпуса с ровными плечами расположен на опорной левой ноге. Правая рука впереди, на уровне правого плеча и против него; левая, открытая в сторону, также на уровне левого плеча. Положение рук, как в III arabesque, ладонями вниз, но кисти слегка приподняты. Голова и взгляд направлены в точку 2. Сделать demi plie на двух ногах, оставляя центр тяжести корпуса на опорной ноге, оттолкнуться обеими пятками от пола, вскочить на левую ногу на полупальцы, согнув правую sur le cou-de-pied впереди; одновременно руки соединить в I позиции. Стоять как можно дольше и закончить preparation в V позицию на demi plie, правая нога сзади, или в IV позицию croise, приоткрыв руки в маленькую позу.
В preparation с IV позиции крайне важно в момент plie и отдачи от пола ощущать центр тяжести корпуса на ноге, находящейся впереди, то есть на той ноге, на которой исполняется pirouette. Если центр тяжести тела расположен ровно на двух ногах, корпус невольно делает рывок вперед при вскакивании на полупальцы, раскачивается и теряет устойчивость при вращении.
При исполнении pirouette в правую сторону форс следует брать левой рукой, но правую не отводить в сторону, а только соединить ее с левой; голова в начале вращения на секунду остается повернутой через левое плечо в точку 2, взгляд направлен в ту же точку, затем голова выпрямляется и в заключении поворачивается в исходную точку.
Для четкого исполнения pirouettes и туров желательно избежать поворота в начале, в момент plie, что встречается довольно часто (вращение начинается в полуоборот или спиною к зрителю). Поэтому, вскакивая на полупальцы, необходимо на какой-то момент зафиксировать положение или позу, в которой исполняется pirouette, тур и т. д., а затем уже делать тур. Эта фиксация скорее относится к внутреннему ощущению исполнителя, она не должна утрироваться, "сбивать" форс и тормозить вращение.
5. Preparation и pirouette с IV позиции en dedans (пример
с вращением в левую сторону).
Исходное положение - IV позиция croisee,
левая нога впереди на demi plie, правая
вытянута сзади и прикасается
к полу всей ступней. Центр
тяжести корпуса на левой
Несколько усилив demi plie на левой ноге, вскочить на ней на полупальцы,* повернуть корпус en face в точку 1 и согнуть правую ногу sur le cou-de-pied впереди. Одновременно левая рука раскрывается на II позицию и соединяется с правой в I позиции. Заканчивается preparation в V позицию epaulement croise на demi plie, правая нога впереди.
* (Вскакивая на полупальцы на всех pirouettes и турах, следует выдвигать пятку вперед.)
Для исполнения pirouette en dedans форс берет правая рука; голова и взгляд в начале вращения направлены через правое плечо в точку 1, затем голова выпрямляется, в заключении корпус, голова и взгляд снова возвращаются в точку 1 и только в demi plie принимается положение epaulement croise.
С таких же preparations en dehors и en dedans делается тур tirbouchon, но IV позиция будет несколько шире, во время тура нога вместо cou-de-pied сгибается на 90°, носком впереди колена. Руки при вращении в I или III позиции.
6. Preparation и pirouette с V позиции en dehors (в правую сторону). Исходное положение - V позиция en face, правая нога впереди. Сделать demi plie, поднять правую руку в I позицию, левая на II, плечи ровные. Вскочить на полупальцы на левую ногу, согнув правую sur le cou-de-pied впереди, и соединить руки в I позиции. Закончить preparation в V позицию на demi plie, правая нога сзади.
Для исполнения pirouette взять форс левой рукой, голова и взгляд направлены через левое плечо в точку 1; заканчивая вращение, быстро повернуть голову и взгляд в точку 1, закончить его в V позицию на demi plie и принять положение epaulement croise.
Preparation и pirouette en dedans делаются так же, но вскочить на полупальцы следует на правую ногу, согнув левую sur le cou-de-pied впереди.
Эти pirouettes исполняются также с диагонали: при исполнении с правой ноги вся фигура и взгляд обращены в preparation в V позиции в точку 8, с левой - в точку 2.
Pirouettes у палки
У палки исполняются pirouettes en dehors и en dedans с V позиции, со II, когда нога предварительно открыта в сторону на 45° и при вращении сгибается sur le cou-de-pied, а опорная с demi plie поднимается на полупальцы. Кроме того исполняются туры temps releve. На pirouettes en dehors рука, соответствующая опорной ноге, держится за палку; в demi plie, перед pirouette, она остается на палке, затем отталкивается от нее легким нажимом ладони и берет форс для pirouette.
En dedans берет форс рука, открытая в сторону.
Pirouettes у палки изучаются сначала отдельно, после того как началось изучение pirouettes на середине зала, затем вводятся в комбинации fondu, rond de jambe en l'air, petits battements и т. п.
В женском классе эти вращения называются турами, с V и IV позиций они исполняются и на пальцах на середине зала.
Grand pirouette на полупальцах
Grand pirouette - самая сложная форма мужских вращений. Подходить к его изучению надо постепенно: сначала даются упражнения с поворотом на 1/4 часть круга, позднее на 1/2 часть круга и затем на целый круг.
Темп берется медленный и по мере усвоения pirouette ускоряется. В законченной форме grand pirouette делается в быстром темпе на одну четверть каждый в количестве восьми, шестнадцати и тридцати двух поворотов (в зависимости от исполнительских возможностей ученика).
1. Упражнение с поворотом en dehors на 1/4 часть круга. Исходное положение - V позиция en face, правая нога впереди. Сделать demi plie, вскочить в V позицию на полупальцы, подняв руки в I позицию. Остаться на левой ноге на полупальцах, выбросить вытянутую правую ногу в сторону на 90° и одновременно открыть руки на II позицию (grand preparation). Опуститься на II позицию на demi plie, согнув правую руку в I позицию, оттолкнуться пятками от пола, вскочить на левую ногу на полупальцы, правую выбросить на II позицию на 90° и, открыв правую руку в сторону, одновременно повернуться на 1/4 круга. После этого сделать короткое plie на опорной ноге, правая остается на 90°, подняться на полупальцы и снова повернуться на 1/4 часть круга и т. д.
С такого же preparation (a la seconde) делаются повороты en dehors на 7г часть круга, затем на целый круг. На два заключительных аккорда опуститься в V или IV позицию, поставив правую ногу назад, руки закрыть в подготовительное положение.
2. Законченная форма. Размер 2/4. Вращение в правую сторону. На два вступительных аккорда из V позиции (правая нога впереди) отвести правую ногу носком по полу в сторону; одновременно руки открываются на II позицию. Сделать demi plie на II позиции, согнув правую руку в I позицию. За тактом вскочить на левую ногу на полупальцы, правую выбросить на II позицию на 90°, сильным движением отведя правую руку также на II позицию, и исполнить быстрый поворот (pirouette) en dehors. На первую четверть сделать короткое demi plie на левой ноге и между первой и второй четвертью исполнить второй pirouette. На третью четверть снова demi plie и между третьей и четвертой четвертью следующий pirouette и т. д. Таким образом, каждое demi plie исполняется на четверть, а вращение - на восьмую между четвертями.
Рекомендуется изучать вначале четыре pirouettes, затем постепенно увеличивать количество поворотов.
В законченной форме при большом количестве pirouettes они обычно заканчиваются маленькими pirouettes sur le cou-de-pied, которые делаются на полупальцах и берутся с plie на опорной ноге; при этом руки соединяются в невысокой I позиции.
Правила исполнения grand pirouette. Для правильного исполнения всех видов grand pirouette следует обращать особое внимание на повороты головы. Фиксируя взглядом точку, из которой начинается поворот, следует заканчивать каждый поворот в ту же точку. При повороте направо голова сначала повернута через левое плечо, при повороте налево - через правое плечо. Затем быстро поворачивается en face. По мере ускорения вращения ускоряются и повороты головы, что дает форс вращению.
Опорная нога перед каждым поворотом делает быстрое неглубокое demi plie, лишь отталкивается пяткой от пола и четко поднимается на полупальцы.
Нога, поднятая в сторону на 90°, напряженно вытянута, закреплена в бедре и на протяжении всего вращения не должна терять высоты, принятой ею в первом pirouette.
При первоначальном изучении в медленном темпе нога находится в точном положении a la seconde (по прямой линии от корпуса). В законченном виде в быстром темпе нога должна находиться немного впереди II позиции (не нарушая этой позиции зрительно), так как при точном a la seconde корпус невольно отклоняется назад и устойчивость нарушается.
Рука, согнутая в preparation на I позицию, дает форс для первого pirouette, затем упруго закругленные руки остаются на II позиции, и при вращении в правую сторону левая рука каждый раз дает толчок в правую сторону, сохраняя положение II позиции: при вращении в левую сторону форс дает правая рука.
Спина и бедра подтянуты, плечи ровные.
Grand pirouette "скачковый"
Скачковый grand pirouette отличается от pirouette на полупальцах только тем, что опорная нога во время вращения непрерывно остается на demi plie.
Скачок делается на всей ступне, почти без отрыва от пола: от пола приподнимается только пятка, содействуя повороту опорной ноги. Demi plie не увеличивается и не уменьшается, так как корпус должен находиться все время на одном уровне от пола.
Положение ноги, открытой в сторону II позиции на 90°, повороты головы и форс руками такие же, как описаны в "Grand pirouette на полупальцах".
На один поворот сначала делается четыре скачка, затем два и в дальнейшем один скачок на один поворот.
Движение разучивается в медленном темпе; в законченной форме исполняется быстро в количестве 8, 16 и 32 поворотов.
Начинается скачковый pirouette с обычного preparation и одного grand pirouette на полупальцах, затем опорная нога опускается на demi plie и исполняется pirouette скачковый. Заканчивается pirouette pirouettes sur le cou-de-pied в V или IV позицию croisee.
Быстрые скачковые вращения на всей ступне в больших позах en dehors и en dedans.*Пример вращения en dedans в I аrаbеsqие. Demi plie в V позиции epaulement croise, правая нога впереди. Нагнуть корпус налево, сделать degage правой ногой вперед на 45° на диагональ в точку 2 или на прямую линию в точку 3 и повернуть туда же корпус. Раскрывая руки через I позицию в I arabesque, с шагом передать центр тяжести корпуса вперед на правую ногу на demi plie, левая сзади на 90°.
* (Эти вращения применяются и в женском классе.)
Оставаясь на plie, слегка отделить пятку от пола (не поднимаясь на полупальцы) и снова опустить ее на пол, при этом каждый раз поворачиваться в правую сторону (en dedans). Вначале это надо делать в медленном темпе (шестнадцатыми долями): шестнадцать скачков (один такт 4/4) на протяжении двух поворотов. Затем темп ускоряется, доходит до быстрого, а число поворотов увеличивается.
В этих скачках с вращением пятка как бы выстукивает по полу дробь; причем, отделяя пятку от пола и выдвигая ее вперед, не следует углублять или уменьшать plie. Корпус, устремленный вперед, остается все время на одинаковой высоте от пола. Плечи ровные, левое плечо при вращении не должно отставать. Нога, поднятая на 90°, закреплена в бедре и не меняет своего положения.
Такое же вращение может быть в позе II arabesque и attitude effacee.
Вращение en dehors может быть в позах III и IV arabesque, attitude croisee. Для этого надо опуститься в позе на 90° на plie или сделать шаг вперед на plie на опорную ногу.
Тур en l'air
Туры в воздухе (en l'air) проходятся после того, как учащиеся усвоили grand changement de pied en tournant на 1/4 и 1/2 части круга.
Последовательность изучения
1. Первоначальное изучение. Один
тур. Размер 4/4. Исходное положение -
V позиция, правая нога впереди. На
первую четверть - demi plie en face как можно
глубже, но без отрыва пяток
от пола; правая рука в I, левая
на II позиции, плечи ровные, правое
плечо ни в коем случае не
должно выдвигаться вперед. Между
первой и второй четвертью - большой
прыжок наверх с полным
2. Размер 2/4. За тактом сделать demi plie и подняться в V позицию на полупальцы; одна рука в I, другая на II позиции. На первую четверть - demi plie поглубже. Между первой и второй четвертью - тур en l'air, заканчивающийся на вторую четверть на demi plie в V позицию.
3. Размер 4/4. На первую и вторую четверти исполнить chasse вперед. Между второй и третьей четвертью подняться на полупальцы в V позицию. На третью четверть - demi plie и тур en l'air. На четвертую - окончание тура в V позицию на demi plie.
4. На первые две четверти
Таким образом, тур en Fair, изучаемый с V позиции, постепенно вводится в маленькие комбинации, но по мере надобности продолжает изучаться и самостоятельно.
Затем тур en l'air делается с двойным поворотом в воздухе.
Правила исполнения тура en l'air. Перед туром en l'air во время demi plie корпус должен оставаться прямым. Бывают случаи, когда исполнитель, стремясь усилить прыжок наверх, расслабляет спину и пригибает корпус вперед,- тогда вращение в воздухе получается разболтанным.
Спина, подтянутые бедра и ноги должны при вращении в воздухе находиться в вертикальном положении.
Форс берется всегда одной рукой, предварительно раскрытой на II позицию; для усиления форса (на два тура) ее не следует в preparation отводить назад. Не следует также выдвигать вперед плечо, в сторону которого делается вращение. Эти ложные приемы, якобы усиливающие форс, не должны применяться в классной проработке туров en l'air. Отступление от формы допускается только на сцене и зависит от индивидуальных особенностей танцовщика. Усиленного движения рукой и поворотов головы совершенно достаточно для двойного вращения.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"