Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 241.58 Кб (Скачать)

Renverse en dedans на 2/4 исполняется так  же, как в предыдущем примере.

Это renverse можно исполнить en dedans, вынув предварительно ногу в сторону II позиции на 90°.

Renverse en dedans из позы croisee вперед через  позу ecartee вперед. Поза croisee вперед с  левой ногой на 90°. Правая рука  на III, левая на II позиции. Demi plie, легкий  наклон корпуса и головы вперед. В момент подъема на правой  ноге на полупальцы руки (левая  через подготовительное положение, правая сверху из III позиции) на  момент встречаются в I позиции. Перегнуть  корпус назад, повернуть направо (en dedans) левым плечом в точку 2; левая нога из положения croise вперед  переводится в ecarte вперед на 90°. Руки, пройдя I позицию, открываются: левая  на III, правая на II позицию, голова  в позе ecartee вперед направлена  в точку 2. Затем подтянуть левую  ногу к правой и перейти на нее на полупальцы, правую поднять sur le cou-de-pied сзади. Усилить перегиб корпуса, раскрыть руки на II позицию. Левое плечо, голова и взгляд направлены в точку 2. Закончить поворот корпуса, переступив на правую ногу на полупальцы и подняв левую sur le cou-de-pied сзади. Руки опускаются вниз и быстро переходят в I позицию. Опуститься на demi plie в V позицию, левая нога сзади, приоткрыть руки в I позиции. Распределение на музыкальные доли такое же, как в предыдущем примере.

Renverse с attitude croisee и из позы croisee вперед  делается в allegro: jete renverse и sissonne renverse; в женском классе renverse исполняется  также на пальцах.

Правила исполнения renverse. Renverse исполняется слитно; перегиб корпуса все время усиливается: небольшой перегиб при подъеме на полупальцы, усиление - в полуповороте, в заключительном pas de bourree перегиб продолжается. Недопустимо перегибаться набок: корпус с хорошо подтянутыми бедрами перегибается только назад.

Главное в renverse - поворот корпуса; ноги переступают в pas de bourree, подчиняясь движению корпуса.

Руки меняют свои положения мягко, без резкой фиксации, они не содействуют повороту, а только создают рисунок pas. Голова и взгляд направлены к зеркалу до последнего момента поворота и в заключении renverse в V позицию в epaule-ment croise снова возвращаются к зеркалу.

Для устойчивого исполнения renverse на одном месте следует ставить на полупальцы одну ногу на место другой; шаг назад, в сторону или вперед нарушит устойчивость и может отнести исполнителя в самом неожиданном направлении.

Renverse с grand rond de jambe developpe en dehors. Размер 4/4. Preparation: левая нога на croisee сзади, носком в пол, руки в подготовительном  положении. За тактом сделать demi plie на правой ноге, согнув левую sur le cou-de-pied сзади. Приоткрыть руки в сторону, соединить их внизу и сделать coupe, подставив левую ногу на полупальцы и подняв правую sur le cou-de-pied впереди. На первую четверть опуститься с полупальцев на demi plie, полусогнутую правую ногу отвести на croise вперед на 45°. Корпус и голова немного пригибаются вперед и влево, взгляд направлен на кисти рук, поднятых в I позицию. Между первой и второй четвертью левая нога поднимается на полупальцы, правая, вытягиваясь, делает grand rond de jambe developpe en dehors. Одновременно корпус выпрямляется; голова и взгляд следуют за руками, поднимающимися в III позицию. На вторую четверть раскрыть руки на II позицию, опуститься на demi plie в epaulement croise; правая нога сгибается сзади на 90°, корпус перегибается назад. Между второй и третьей четвертью подтянуть правую ногу к левой, подняться на ней на полупальцы и исполнить pas de bourree en tournant en dehors (в правую сторону). Руки опускаются вниз и соединяются в I позиции; усилить перегиб корпуса, исполнить renverse, заканчивающееся на третью четверть в V позицию на demi plie, правая нога впереди. Четвертая четверть - пауза.

Движения корпуса, головы и рук координируются с rond de jambe на полупальцах.

Renverse en dedans исполняется так же. Это renverse можно сделать в allegro, начав  его с маленького sissonne simple на croisee, и в следующем прыжке исполнить rond de jambe с renverse. (В женском танце  его исполняют и на пальцах.)

Renverse en ecartee с iv arabesque. "Перевернуть  стакан с водой не пролив  ни капли",- так в шутку объясняют  иногда это renverse на уроке.

Исполненное правильно, оно напоминает блестяще проделанный фокус. В его рисунке все лаконично и резко, делают его на одну четверть (начинают за тактом), вторая четверть - остановка в заключительной позе.

Встать на правую ногу в IV arabesque; хорошо установить корпус на выворотной опорной ноге, затем выровнять плечи по одной прямой линии так, чтобы левая рука была открыта в сторону против левого плеча. Крепко закрепить спину, сильно пригнуть корпус налево и немного вперед, одновременно согнуть левую ногу на высоте 90° к колену опорной ноги; упругим движением соединить руки в подготовительном положении, наклонить голову налево, подняться на полупальцы опорной ноги.

Склоненный налево корпус быстро повернуть en dedans (направо) и с перегибом назад остановиться в позе ecartee назад, резко поставив на пол пятку опорной ноги и открыв левую ногу в точку 6. Руки из подготовительного положения сильным движением поднимаются в III позицию.

Здесь нет никаких промежуточных положений: первая фигура - наклон корпуса к ноге, согнутой на 90°, вторая - заключительная поза ecartee.

Как и во всех renverse, поворот здесь делает только корпус, опорная нога поднимается на полупальцы и в заключении поворота пятка ставится на пол. Нельзя вместо этого делать тур на полупальцах.

Это renverse можно повторить из заключительной позы ecartee, можно сделать его также en dehors, начав из позы croisee вперед и закончив в позу ecartee вперед.

Grand fouette effacee en face

Первоначальное изучение. При исполнении grand fouette effacee фигура переводится с одной диагонали на другую: если его начать правой ногой с диагонали точки 2-6, то заканчивать на диагональ точки 8-4; если левой ногой с диагонали точки 8-4, то на диагональ точки 2-6.

Последовательность изучения

1. En dehors. Размер 4/4. Preparation: левая нога  на croisee сзади носком в пол. За  тактом сделать demi plie на опорной  правой ноге, согнуть левую sur le cou-de-pied сзади и приоткрыть руки в стороны. Соединяя руки внизу, встать на левую ногу на полупальцы (coupe), правую поднять sur le cou-de-pied впереди. Поворачиваясь на effacee в точку 2, на первую четверть опуститься на demi plie, правую полусогнутую ногу отвести на efface вперед на 45°; корпус сильно пригнуть вправо; плечи ровные, правая рука на II, левая на I позиции; голова и взгляд обращены к кончику носка правой ноги. На вторую четверть, выпрямляя корпус и поднимая левую руку, сопровождаемую поворотом головы и взглядом в III позицию, подняться на полупальцы, правую ногу вытянуть и провести в сторону на 90°, корпус повернуть en face. На третью четверть повернуться на полупальцах и открыть левую руку на II позицию, правую провести в III; в это время правая нога проводится на efface назад на 90° в точку 4, корпус поворачивается в точку 8. На четвертую четверть опуститься на demi plie в позу attitude effacee, пригнув корпус вперед, немного больше, чем принято в attitude.

2. Законченная форма. Размер 2/4. За  тактом coupe. На первую четверть  сделать demi plie на опорной ноге, пригнув  корпус набок. Между первой и  второй четвертью -grand rond de jambe на  полупальцах. На вторую четверть - окончание fouette на .demi plie в позу attitude effacee.

Все движение делается слитно, без задержки на II позиции. Поворот корпуса координируется с grand rond de jambe и с движениями головы и рук, причем левая рука активно помогает подъему корпуса из первоначального наклонного положения, правая содействует повороту корпуса в заключительную позу. В соответствии с движениями рук поворачиваются и плечи. При исполнении этих fouette в прыжках и на пальцах руки также активно участвуют в движении.

En dedans. Preparation - левая нога на croisee вперед носком в пол. Coupe, затем demi plie на левой ноге, корпус повернуть  на efface в точку 8 и перегнуть его  назад; правая нога полусогнута  на efface назад на 45°, правая рука  на I, левая на II позиции, голова откинута  назад через правое плечо, взгляд  направлен на кончик носка  правой ноги.

Вытягивая правую ногу назад (на 45°) и опуская правую руку в подготовительное положение, подняться на полупальцы, повернуть корпус en face и провести ногу на 90° в сторону II позиции. Одновременно руки также раскрываются на II позицию. Заканчивая grand rond de jambe en dedans, провести ногу в efface вперед на 90°, корпус также повернуть на efface в точку 2. Опуститься на demi plie, перегнуть корпус назад; правая рука остается на II позиции, левая со II поднимается в III, плечи ровные.

При исполнении движения на 2/4 на первую четверть сделать plie на опорной ноге. Между первой и второй четвертью - rond de jambe en dedans на полупальцах, на вторую четверть закончить fouette на plie в позе effacee вперед.

Это fouette начинается и заканчивается перегибом корпуса назад, что должно сохраняться при исполнении его в прыжках и на пальцах.

Fouette efface на полупальцах и пальцах  можно начинать из V позиции. Сделать demi plie и за тактом левой ногой, находящейся в V позиции сзади (для en dehors), сделать шаг на полупальцы  в точку 8, руки раскрыть в сторону, корпус повернуть на efface в точку 2 и одновременно согнуть правую  ногу sur le cou-de-pied впереди. После этого  опуститься на demi plie, пригнуть корпус  и сделать fouette en dehors. Для fouette en dedans шаг  на полупальцы делается ногой, находящейся в V позиции впереди.

Grand fouette en tournant

Grand fouette en tournant на полупальцах, на  пальцах и с прыжком делается  главным образом en dedans, в позы attitude croisee, effacee, I, II, III и IV arabesque; en dehors исполняется  только в позу croisee вперед.

1. Grand fouette en tournant, en dedans в позу III arabesque (в правую сторону). Размер 2/4 - общий  для всех grand fouettes en tournant. Preparation: правая  нога на croisee вперед носком в  пол. За тактом опуститься на demi plie на правую ногу, вскочить на  нее на полупальцы, забросить  левую большим battement jete в сторону  на 90°; корпус повернуть en face и открыть  руки снизу на II позицию. На первую  четверть, поворачиваясь направо  в точку 4 (en dedans), выбросить левую  ногу по полу через первую  позицию demi plie* вперед на 90° в точку 4; одновременно правая нога поднимается  на полупальцы. Руки повернуть  ладонями вниз, опустить (в момент passe по I позиции) и сильным движением  вместе с battement поднять в III позицию; корпус перегибается назад, голова  прямо.

* (Проходящее demi plie делают обе ноги.)

Зафиксировав на секунду позу, быстро закончить поворот en dedans на вторую четверть в сторону зеркала в III arabesque на demi plie. Руки непосредственно из III позиции опускаются: левая вперед, правая в сторону. Левая нога остается в точке 4 на той же высоте.

Правила исполнения grand fouette en tournant. При исполнении fouette в правую сторону повороту корпуса помогает форс левой рукой и поворот пятки опорной правой ноги вперед при первой половине fouette и в заключении поворота.

Это fouette делается в два темпа без плавных промежуточных положений.

Совершенно так же делается fouette в правую сторону в attitude croisee и IV arabesque. В attitude effacee поворот корпуса и бросок ноги вперед на 90° будет в точку 6, заключение поворота - в точку 2.

При fouette в I и II arabesque бросок ноги вперед на 90° делается в точку 6; затем корпус заканчивает поворот en face к зеркалу (в точку 1), а нога разворачивается на II позицию на 90°, после чего принимается поза I или II arabesque в точку 3 на demi plie.

Руки, как и во всех fouette en dedans, снизу резко поднимаются в III позицию и в последний момент раскрываются в позу.

2. Grand fouette en tournant en dehors (в правую  сторону). Размер 2/4. Preparation: левая нога  на croise сзади носком в пол. За  тактом - demi plie и подъем на полупальцы  на левую ногу. Одновременно правая  нога выбрасывается большим battement jete в сторону на 90°; корпус поворачивается en face, руки снизу открываются на II позицию. На первую четверть выбросить правую ногу по полу через I позицию demi plie в III arabesque и подняться на левой на полупальцы; руки проводятся в III arabesque через подготовительное положение. Зафиксировав позу, повернуться на полупальцах en dehors в сторону зеркала в позу croisee вперед на 90° и на вторую четверть опуститься на demi plie.

В момент поворота голова направлена к зеркалу через левое плечо, а в заключении поворачивается направо. Правая рука из позы III arabesque отводится на II позицию, кисть закругляется, левая содействует повороту и поднимается (сверху) в III позицию.

Во время поворота едва заметно сгибается правая нога; ощущение сгиба должно идти не от колена, а как бы от носка. Эта деталь смягчает линию ноги, хотя в заключительной позе croisee она совершенно вытянута.

3. Grand fouette en tournant со II позиции (a la seconde). Исполняется на пальцах en dehors и en dedans с предварительного demi plie с выбрасыванием ноги в сторону II позиции "на 90°. При этом руки раскрываются на II позицию, а опорная нога поднимается приемом releve на пальцы. Затем опорная нога делает короткое demi plie и тур, во время которого нога, выброшенная на 90°, сгибается на en dehors сзади колена и быстро переводится вперед (на fouette en dedans - впереди колена и переводится назад). Это fouette является разновидностью общеизвестного fouette на 45°.

Руки во время grand fouette могут соединяться в невысокой I позиции, подниматься со II позиции в III, а также одна может быть в III, другая на II позиции.

Поворот fouette

Исполняется из большой позы в позу: у палки на всей ступне и на полупальцах, на середине зала - на всей ступне.

Находясь в позе (например, в attitude effacee), быстро (на одну четверть) повернуться en dedans, выдвинуть вперед пятку опорной ноги, согнуть работающую ногу на высоте 90° к колену опорной ноги и моментально открыть ее снова в attitude. Повороту помогают руки, которые упругим и сильным движением соединяются в I позицию и резко открываются в первоначальную позу.

 

ПАЛЬЦЫ

Движения на пальцах

Танец на пальцах является одним из главных компонентов сольного и дуэтного женского танца. Его легкость, пластичность, динамика и выразительность необходимы танцовщице.

Движения на пальцах вводятся тогда, когда ноги (и в особенности ступни) достаточно укреплены экзерсисом у палки и на середине зала.

Чтобы правильно и устойчиво стоять на пальцах, необходимо подготовить ноги упражнениями на полупальцах (releve в I, II, V и IV позициях), что должно быть сделано в первую половину учебного года в первом классе.

При положении ноги на выворотных полупальцах (пятка вперед) упор ноги и тяжесть тела следует равномерно распределять на все пять пальцев: не должно быть наклона ступни на сустав одного большого пальца.

Положение ноги, стоящей на носке (на пальцах), также требует полной выворотности: упор делается на первый, второй и третий пальцы или на первый и второй, в зависимости от строения ноги (длины пальцев). Чрезмерно удлиненный первый палец и короткие остальные затрудняют работу на пальцах, но это вовсе не является отрицательным показателем для занятий классическим танцем при наличии общих хороших данных.

В первом классе в середине учебного года проделываются простейшие упражнения на пальцах на двух ногах; releve в I, II и V позициях лицом к палке (не более трех-четырех уроков); затем releve на пальцах переносится на середину зала; далее изучается echappe, glissade, pas de bourree с переменой ног в том виде, в каком оно делается на полупальцах (см. "Pas de bourree") и pas de bourree suivi в I и V позиции (мелкий бег на пальцах).

В следующих классах разучиваются все виды pas de bourree en face и en tournant, движения на одну ногу в маленькие и большие позы: sissonnes, jetes, туры, различные виды fouettes (указанные в разделе "Повороты в adagio"), прыжки на двух и на одной ноге.

В младших и средних классах урок на пальцах (после экзерсиса у палки и на середине зала) следует давать два раза в неделю, в старших - через день.

Ниже приводятся лишь основные pas танца на пальцах.

Releve

Последовательность изучения

1. Releve на всех позициях лицом  к палке (первоначальное изучение). Размер 4/4. На первую четверть  сделать demi plie. На вторую оттолкнуться  пятками от пола, встать на  пальцы, сильно вытянув колени  и подъем. На третью и четвертую  четверти стоять на пальцах (проверяя  правильность положения стопы). На  первую и вторую четверти второго  такта опуститься на всю ступню  и перейти в эластичное demi plie. На третью и четвертую - вытянуть колени. Упражнение повторяется на I, II и V позиции от четырех до восьми раз.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"