Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 241.58 Кб (Скачать)

3. Туры с coupe. a) Demi plie на правой  ноге, левая согнута sur le cou-de-pied сзади. Подставить левую ногу сзади на полупальцы (coupe), правую эыбросить (вытянутую) ecarte назад на 90° и одновременно, раскрыв руки через I позицию (правую в III, левую на II), сделать тур en dehors в позе ecartee назад, б) с такого же coupe можно сделать тур en dehors в позе effacee вперед и т. п.*

* (Туры с шага, с tombe и с coupe делаются  также на пальцах.)

Туры sissonnes tombees

Туры sissonnes tombees - падающие туры - исполняются в различных направлениях: по прямой линии из точки 5 в точку 1 плана класса, по диагонали из точки 6 в точку 2, из точки 4 в точку 8 и т. д.

Вначале эти туры разучиваются в медленном темпе на 2/4 каждый, затем исполняются в среднем темпе на 2/4 каждый и в законченной форме в быстром темпе на 1/4 и на 1/8 каждый поворот.

Туры sissonnes tombees, так же как и tours chaines, рекомендуется изучать вначале по прямой линии лицом к зеркалу, что поможет проверить ровное параллельное положение плеч и бедер, необходимое для их исполнения.

Первоначальное изучение по прямой линии из точки 5 в точку 1. Размер 4/4. Исходное положение - V позиция epaule-ment croise, правая нога впереди.

За тактом demi plie и маленький прыжок - sissonne tombee, почти без отрыва от пола. Во время прыжка правая нога слегка сгибается в колене; стопа с вытянутыми подъемом и пальцами делает условное "ouverte" вперед, но значительно ниже положения sur le cou-de-pied, принятого в простых маленьких sissonnes tombees.

На первую четверть делается падение - tombe на plie в очень узкую IV позицию en face. Акцент tombe подчеркивается на правую ногу, находящуюся впереди. Тяжесть корпуса передается на правую ногу.

Одновременно руки из подготовительного положения приподнимаются и раскрываются: правая в I позицию, левая - на II на полувысоту. Плечи ровные. Голова en face.

На вторую четверть положение сохраняется.

Между второй и третьей четвертями легкий прыжок en tour-nant в правую сторону с небольшим отрывом от пола, во время которого ноги, вытягиваясь, соединяются в плотную V позицию. Левая нога присоединяется к правой сзади. Левая рука дает форс для поворота и через подготовительное положение соединяется с правой рукой в I позиции на полувысоте. Голова (как и во всех турах) на момент поворачивается к зеркалу через левое плечо и в заключение тура быстро возвращается в исходную точку 1. Прыжок заканчивается на третью четверть в узкую IV позицию en face на demi plie, подчеркивая акцент tombe на правую ногу. Левая рука открывается на II позицию на полувысоту, правая остается в I позиции. На четвертую четверть положение сохраняется, затем повторяются следующие туры. Тренировать эти туры рекомендуется не менее восьми раз в одном направлении.

Правила исполнения туров sissonnes tombees. При первоначальном изучении туров, так же как и при исполнении их в законченном виде в быстром темпе, необходимо следить, чтобы после поворота, при падении на demi plie, нога, находящаяся впереди, ставилась с акцентом и точно против ноги, находящейся сзади,- пятка против носка, носок против пятки, т. е. против V позиции.

Если туры исполняются в правую сторону и правая нога на tombe будет ставиться немного в сторону, то исполнитель неизбежно потеряет намеченное направление и начнет отклоняться направо. Левое плечо должно находиться на одной линии с правым и ни в каком случае не отводится назад. Бедра и ягодичные мышцы подтянуты.

Перечисленные правила помогут быстрому, виртуозному исполнению туров sissonnes tombees на 1/4 и на 1/8 каждый.

Туры sur le cou-de-pied с глубокого plie

Туры с глубокого plie en dehors и en dedans исполняются с I, II, V и IV позиций. Сначала исполняется один, затем два тура.

В grand plie перед турами пятки удерживаются на полу как можно дольше.* В последний момент, когда пятки уже отделены от пола, не задерживаясь, быстро подняться на высокие полупальцы на ту ногу, на которой должен исполняться тур. Правило равномерности plie здесь нарушается: опускание происходит на две четверти, а быстрый подъем наверх и тур делаются между второй и третьей четвертью.

* (В plie на II позиции пятки от пола  не поднимаются.)

Перед началом plie руки слегка вскидываются вверх, немного задерживаются, затем, опускаясь, соединяются снизу в I позицию для исполнения тура. Соединять руки надо без опоздания в момент вытягивания ноги на тур. В мужском классе часто применяется прием, когда в plie одна рука находится в I, другая во II позиции и в туре соединяются вместе. С I и II позиции туры берутся en face, с V и IV с epaulement.

Туры с глубокого plie в больших позах

Достигнув конечной точки grand plie в I, II, IV или V позициях, делают один и два тура en dehors или en dedans; поднимаясь из глубокого plie на полупальцы одной ноги, другую ногу следует одновременно выбрасывать приемом battement в заданную для тура большую позу. Руки, предварительно открытые на II позицию, в plie опускаются вниз и через I позицию открываются в заданную позу.

Эти туры могут быть исполнены во всех без исключения больших позах с I, II, IV и V позиций; туры a la seconde делаются с I и II позиций.

Туры chaines

Chaines (цепочки) - туры, исполняемые на  двух ногах на высоких полупальцах  и пальцах.

"Внезапно мчащаяся цепь маленьких  кружков..." - так определяет chaines А. Я. Ваганова в своей книге "Основы  классического танца". Бессмысленно  делать одно chaine. Минимальное количество  этих кружков в начале изучения - четыре, затем восемь, шестнадцать  и более. Их делают по диагонали  сверху вниз и по кругу.

Разучивание chaine полезно начать по прямой линии к зеркалу сверху вниз так, чтобы учащийся научился не отклоняться с намеченной линии в сторону и контролировать свое исполнение по зеркалу. После этого можно перейти на диагональ. Первые дни повороты лучше делать медленно на две четверти каждый, чтобы уловить положение ног, плеч, головы и почувствовать строгую подтянутость спины, бедер и колен. Затем повороты постепенно ускоряются, так как стихия chaine - быстрые динамичные темпы: каждый кружок делается на одну четвертую, на одну восьмую и, наконец, на одну шестнадцатую музыкальные доли.

Туры chaines в правую сторону. Размер 2/4. Движение по прямой линии из точки 5 в точку 1. За тактом сделать demi plie, выдвинуть правую ногу носком по полу вперед, вытянуть правую руку перед собой, левую - против левого плеча, кисти повернуты ладонями вниз; корпус и голова en face. На первую четверть с шагом перейти на правую ногу на полупальцы, повернуться направо (en dedans) на половину поворота. Руки соединяются в невысокую I позицию, левая берет небольшой форс. Корпус поворачивается левым плечом вперед, голова остается повернутой к зеркалу через левое плечо. На вторую четверть левая нога ставится рядом с правой (без промежутка). Обе ноги находятся на полупальцах рядом в невыворотном положении, из которого и делается вторая половина поворота на левой ноге. Корпус поворачивается, правое плечо отводится назад, голова поворачивается направо.*

* (Таким образом, при первой половине  поворота вся фигура находится  в профиль к зеркалу левой  стороной; вторая половина поворота  заканчивается также в профиль  к зеркалу, но правой стороной. При исполнении chaines по диагонали с правой ноги из точки 6 в точку 2 первая половина поворота будет заканчиваться в профиль левым плечом в точку 2 (голова повернута к левому плечу); вторая половина поворота заканчивается также в профиль, но правым плечом в точку 2 (голова повернута к правому плечу).)

Для второго chaine, оставаясь на полупальцах, сделать едва заметный шаг вперед, руки снова приоткрываются и в повороте закрываются.

По мере ускорения темпа руки не открываются полностью, движение делают только кисти. В быстром темпе, при большом количестве chaines, руки, взяв форс на первом повороте, остаются затем в I позиции на полувысоте, повороту помогают упруго закругленные локти.

Для стремительных и точных в своем направлении chaines очень важно соблюдать равномерность поворотов ног. Если при начальной проработке поворот будет делаться целиком на одной ноге, а вторая лишь ставится рядом, chaines получатся не-итмичными, будут исполняться рывками. Не менее важно одновременно с ногами ощущать повороты в плечах и бедрах (в правую сторону: на правой ноге - левым плечом вперед, на левой ноге - правым плечом назад).

Ноги должны быть все время рядом. Широко расставленные ноги мешают устойчивости корпуса, сбивают с намеченного направления и лишают движение эстетичности.

Все описанные pirouettes и туры исполняются и в левую сторону.

 

ДРУГИЕ ВИДЫ ПОВОРОТОВ

Повороты в adagio

В adagio на середине зала применяются различные повороты: туры lents, renverse, grand fouette en face и en tournant и повороты fouette en dehors и en dedans.

Туры lents

Туры lents - это медленные повороты на всей ступне en dehors и en dedans в больших позах, исполняемые при помощи продвижения пятки опорной ноги без отрыва от пола.

Поза, в которой начинается тур lent, сохраняется до конца поворота. Движение пятки должно быть совершенно незаметно, чтобы создавалось впечатление неподвижной статуэтки, медленно вращающейся на подставке.

Туры lents развивают устойчивость корпуса и силу ноги, поднятой на 90°; они применяются в маленьком и большом adagio и в экзерсисе на середине зала. В дуэтном танце партнерша при поддержке партнера исполняет туры lents на пальцах (медленные обводки).

Порядок изучения полезен следующий: тур lent a la seconde en dehors и en dedans, attitude croisee и ef-facee, поза croisee вперед и I arabesque, III arabesque и поза effacee вперед, II arabesque; наиболее трудные позы ecartee назад и вперед и IV arabesque изучаются последними.

Вначале тур lent надо делать с задержкой в каждой точке зала и только половину поворота, затем целый поворот с задержкой во всех точках и в законченной форме - плавный поворот.

Тур lent a la seconde en dehors. Первоначальное изучение. Размер 4/4, четыре такта. Сделать правой ногой developpe в сторону II позиции на 90°, руки раскрыть на II позицию.

Первый такт. На первую и вторую четверти повернуться на опорной ноге направо в точку 2, на третью и четвертую положение сохраняется.

Второй такт. На первую и вторую четверти повернуться в точку 3, на третью и четвертую положение сохраняется.

Третий такт. Таким же образом повернуться в точку 4.

Четвертый такт. Повернуться в точку 5 и, закрывая руки в подготовительное положение, опустить правую ногу в V позицию назад.

Тур lent с полным поворотом. Размер 4/4, четыре такта. Движения распределяются следующим образом: на одну четверть - поворот в каждую точку, на вторую четверть - остановка и т. д.

Затем тур lent делается на два такта 4/4, с остановками во всех точках; на один такт с остановками в точке 3, 5, 7 и 1; в законченной форме плавно, без остановок, на 4/4.

Переходя к поворотам в других позах, уже нет необходимости придерживаться такой изнурительной последовательности в количестве музыкальных тактов; нога, поднятая на 90°, приобретает достаточную силу, тур lent в attitude croisee и другие позы уже можно делать с остановками по точкам только на два такта 4/4, затем на один и переходить к слитным поворотам.

Renverse

В переводе renverse имеет несколько значений: опрокидывать, перемещать, проливать.

В нашей терминологии renverse означает запрокидывание корпуса. Это сложное pas разучивается в старших классах и имеет много разновидностей. За последние годы renverse стало терять свою виртуозную и красивую форму: в упрощенном виде оно напоминает простое pas de bourree en tournant, соединенное с port de bras.

Renverse - это сильное запрокидывание  и поворот корпуса, в котором  движения рук и ног являются  как бы аккомпанементом к движению  корпуса и играют второстепенную  роль.

Примеры наиболее распространенных видов.

Renverse en dehors из attitude croisee. Размер 4/4. Встать  на левую ногу в позу attitude croisee, поднять правую руку в III, левую  на II позицию. За тактом сделать demi plie, корпус и голову слегка  наклонить вперед, причем правая  рука сохраняет III позицию. На первую  четверть выпрямить корпус и  несколько перегнуться назад, одновременно  подняться на полупальцы левой  ноги. Кисти рук в момент выпрямления  корпуса слегка вытягиваются, затем  снова закругляются. Выгибаясь назад, корпус повернуть направо (en dehors). На вторую четверть правая  нога с attitude подставляется на  полупальцы к левой, левая поднимается на высокое cou-de-pied впереди; корпус усиливает перегиб и находится в полуоборот к зеркалу (примерно в точку 4); голова и взгляд тоже остаются направленными в сторону зеркала: левая рука со II позиции сгибается в I, правая остается в III, плечи ровные (корпус перегибается только назад, но не набок). Задержавшись в позе как можно дольше, на третью четверть в последний момент (как бы опаздывая) закончить поворот корпуса (en dehors) к зеркалу, переступив на полупальцы на левую ногу и отделив правую sur le cou-de-pied впереди. Руки соединяются в I позиции (правая рука опускается в I позицию сверху, непосредственно из III). Завершая поворот, продолжать перегиб корпуса и лишь в заключительный момент, при опускании правой ноги в V позицию на demi plie (правая нога впереди), выпрямиться. Руки приоткрываются в I позиции, голова поворачивается направо. На четвертую четверть - пауза.

Renverse en dehors из attitude croisee. Размер 2/4. За  тактом - demi plie на левой ноге. На  первую четверть - подъем на полупальцы  и перегиб корпуса с поворотом. Между первой и второй четвертью  переступить на правую ногу, повернуть  корпус. В конце второй восьмой (как бы опоздав) переступить на  левую ногу и на вторую четверть  закончить движение в V позицию  на demi plie, исполнив renverse так, как описано  в предыдущем примере.

Это renverse можно сделать из позы III arabesque или с a la seconde на 90°. Вынув ногу на II позицию на 90°, наклонить голову, сделать demi plie на опорной ноге; проведя ногу назад в attitude croisee, подняться на полупальцы и исполнить renverse.

Renverse en dedans из позы croisee вперед. Размер 4/4. Поза croisee вперед, левая нога поднята  на высоту 90°. Правая рука на III, левая на II позиции. За тактом  сделать demi plie, слегка наклонить  корпус и голову вперед, причем  правая рука сохраняет III позицию. Затем корпус выпрямляется и  на первую четверть перегибается  назад, правая нога поднимается  на полупальцы; кисти рук вытягиваются  и в перегибе снова закругляются. Поворачивая корпус направо (en dedans), на вторую четверть подставить  левую ногу на полупальцы к  правой, правую поднять sur le cou-de-pied сзади. Находясь вполуоборот к зеркалу, усилить перегиб корпуса, голова и взгляд направлены к зеркалу; левая рука на I, правая на III позиции. Слегка задержаться в позе и закончить поворот направо к зеркалу, переступив на полупальцы на правую ногу и отделив левую sur le cou-de-pied сзади; руки соединяются в I позиции. На третью четверть опуститься в V позицию на demi plie, левая нога сзади, руки приоткрыть.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"