Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 241.58 Кб (Скачать)

3. Законченная форма. Исходное положение - V позиция, epaulement croise, правая нога  впереди. За тактом сделать demi plie, приоткрыв правую ногу вперед  на 45°; с шагом перейти на правую  невыворотную ногу на пальцы  и пробежать вперед в невыворотной I позиции. Дойдя до намеченной  точки, отбежать в I позиции на  пальцах назад, оставаясь лицом  к зрителю. Ноги все время находятся  рядом.

При ускорении темпа уменьшается выбрасывание ноги и шаг вперед, становясь почти незаметным для глаза. Но именно этот прием, применяемый в первоначальном изучении, придает впоследствии четкость бегу на пальцах.

Это pas de bourree можно делать вперед или назад по диагонали, по прямой линии поперек зала, двигаясь назад в профильном положении к зеркалу.

Каждый шаг может исполняться на шестнадцатую долю в быстром и медленном темпе.

Положения рук и головы варьируются по заданию педагога.

При первоначальном исполнении рекомендуется, двигаясь вперед, постепенно поднимать руки в I позицию и слегка раскрывать их; отходя назад, также постепенно опускать их в подготовительное положение.

Pas de bourree suivi в v позиции.

Последовательность изучения

1. Первоначальное исполнение. Исходное  положение - V позиция, epaulement croise, правая  нога впереди. Сделать demi plie, вскочить  на пальцы в глубокую и плотную V позицию, сильно подтянуть бедра  и спину. Слегка отделить от  пола носок правой ноги и  с четким акцентом поставить  обратно в V позицию; тотчас приподнять  носок левой ноги и с акцентом  поставить в V позицию. Повторить  это движение на месте не  менее шестнадцати раз, каждый  раз делать акцент носком в  пол на одну четверть и ритмично  отделять ноги от пола. При  поднимании носка от пола колено  работающей ноги слегка сгибается; при опускании ноги на носок  необходимо моментально почувствовать  полную вытянутость колена.

При неопытности или плохом исполнении pas de bourree suivi танцующий передвигается иногда на пальцах на присогну-тых коленях ("сидит на ногах"), что производит впечатление грузности и неестественности бега на пальцах.

2. Pas de bourree suivi в V позиции с продвижением  в сторону. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. Demi plie, вскочить на пальцы в V позицию  в epaulement croise (правое плечо слегка  впереди) поднять правую руку  на III, левую на II позицию; голова  немного наклонена под локоть  правой руки.

Отделить носок правой ноги от пола, сделать маленький шаг в сторону; тотчас левую ногу отделить от пола и поставить в глубокую V позицию сзади, снова сделать маленький шаг правой ногой и поставить левую в V позицию сзади и т. д. Таким образом пройти по прямой линии направо в течение музыкальной фразы не менее восьми тактов но 2/4. Вначале шаги правой и левой ногой делаются на 1/4 каждый, затем на 1/8 и 1/16.

По мере усвоения pas de bourree ускоряется темп. Движение повторяется с левой ноги с продвижением в левую сторону, затем изучается по диагонали с правой ноги из точки б в точку 2, с левой из точки 4 в точку 8. Руки во время продвижения могут оставаться в позе, принятой вначале, или менять свои положения.

В законченной форме pas de bourree начинаются прямо с V позиции с demi plie; нога приоткрывается и делает шаг в направлении заданного pas de bourree: в сторону, на croise вперед, на ecarte и т. п. Первый шаг на пальцы делается широкий, корпус и вторая нога, не задерживаясь, передаются к носку ноги, делающей шаг.

Правила исполнения pas de bourree suivi. Pas de bourree suivi следует исполнять, слегка приподнимая носки от пола. Чем быстрее темп, тем меньше носки отделяются от пола, однако движения ног должны оставаться четкими.

Продвигаясь в сторону, по диагонали и по кругу, шаги следует делать маленькие, незаметные, вторая нога должна моментально присоединяться к первой в V позицию, во избежание положения ног на II позиции.

Продвигаясь в направлении croise, efface вперед и назад (то есть делая шаги вперед или назад), следует избегать положения ног в IV позиции, а держать их также в V.

Довольно распространенной ошибкой исполнения pas de bourree suivi является вялое подтягивание ноги в V позицию назад. Нога, делающая шаг, активна, но так же активна должна быть и другая нога, которая ставится в V позицию сзади.

Pas de bourree делаются с сильно подтянутыми  бедрами и вытянутыми коленями.

Прыжки на двух ногах (changement de pieds)

В третьих и четвертых классах начинают изучать changement de pieds на пальцах - вначале с прыжком на месте, затем с продвижением вперед и назад в направлении croise, в направлении по диагонали и с поворотами на месте (en tournant).

Последовательность изучения

1. Первоначальное изучение. Исходное  положение - V позиция, сделать demi plie, вскочить  в V позицию на пальцы; снова сделать demi plie, но на пальцах, выворотно  раскрывая колени с напряженными  мышцами ног, с подтянутой спиной  и ягодичными мышцами; ступня  немного сокращается в подъеме (в особенности с большим подъемом), связки ступни напряжены. Прыжок  наверх (умеренный) на такое расстояние  от пола, чтобы колени, подъем и пальцы абсолютно вытянулись в воздухе. Возвращаясь с прыжка на пальцы, снова немного сократить подъем и раскрыть колени в положении demi plie. Исполнив таким образом четыре прыжка (на 1/4 каждый), закончить последний в V позицию, на demi plie на всю ступню. Количество change-ments de pieds следует постепенно увеличивать.

2. Законченная форма. Из V позиции demi plie исполнить прыжок, закончить его  в V позиции на пальцах на demi plie и отсюда продолжать все последующие changements de pieds; последний прыжок в V позицию на demi plie делается на всю  ступню.

Руки вначале остаются в подготовительном положении, позднее они участвуют в движении: постепенно поднимаются в I и III позицию, затем раскрываются на II позицию и опускаются вниз. Варианты положений рук и поворотов головы могут быть самые разнообразные.

Changements de pieds исполняются на 1/4 и  на 1/8 каждый.

При ускорении темпа высота прыжка становится минимальной, но колени, подъем и пальцы должны успевать вытягиваться при отрыве от пола.

Когда changement de pied разучивается с продвижением, то следует учесть, что продвижение происходит в момент отрыва от пола.

Прыжки на одной ноге

Эти прыжки могут исполняться в любой маленькой позе на одном месте или с продвижением вперед. Нога ставится на пальцы сверху из предварительного demi plie, другая нога поднимается в положение sur le cou-de-pied или в маленькую позу (на 45°) в вытянутом или полусогнутом положении. Положения рук, корпуса и головы варьируются по заданию педагога. Прыжки эти носят безусловно партерный характер, в них не должно быть явного отрыва от пола. Колено ноги, на которой исполняется прыжок, должно быть упругим и сильным на plie и в прыжке остается присогнутым.

Прыжки с продвижением вперед по диагонали делаются с ballonne или с rond de jambe en l'air en dehors; положение корпуса, рук и головы соответствует позам effacee или ecartee вперед. Во время прыжков руки могут находиться одна в I, другая во II позиции, во II и III позиции, в I и III, могут постепенно подниматься, раскрываться, опускаться вниз, снова подниматься, меняя позы.

Этим прыжкам обычно предшествует coupe, исполняемое за тактом из V позиции или с preparation croisee назад носком в пол.

Если правая нога в V позиции стоит впереди, следует опуститься на нее на demi plie, левую согнуть sur le cou-de-pied сзади. Коротким движением подставить левую ногу на пальцы, передать на нее центр тяжести корпуса и в прыжке исполнить правой ногой ballonne или rond de jambe en l'air.

Прыжки на одной ноге с продвижением вперед могут исполняться в позе arabesque на 90°. Они требуют огромного напряжения ступни опорной ноги и исполняются на присогнутом колене, что лишает их особой эстетической ценности. Выразительнее, воздушнее и приятнее для глаза будут обыкновенные plie releve с продвижением вперед в позах arabesque.

В разделе "Вращение на полу и в воздухе" перечисляются варианты туров, применяемых на полупальцах и пальцах.

Здесь остановимся на турах, исполняемых только на пальцах.

Туры en dehors с degage

Вращение в правую сторону с продвижением по диагонали из точки 6 в точку 2.

Размер 2/4. Исходное положение - V позиция epaulement croise, правая нога впереди. За тактом сделать demi plie, мягко открыть левую ногу в сторону на 45° (degage), повернуть всю фигуру в точку 2 и открыть руки на II позицию. На первую четверть сделать тур en dehors на левой ноге, подставив ее на пальцы к правой ноге впереди; правая тотчас подтягивается sur le cou-de-pied впереди, руки соединяются в невысокой I позиции (форс дает левая рука), голова и взгляд на момент остаются направленными через левое плечо в точку 2. Заканчивается тур лицом в точку 2. На вторую четверть правая нога отделяется от cou-de-pied, с маленьким шагом вперед и опускается на demi plie, левая мягко открывается в сторону на 45° (degage), одновременно руки раскрываются на II позицию.

Движение повторяется нужное количество раз. Эти туры делаются и на 1/4. Во время туров руки могут подниматься в III позицию.

Полезным вариантом положения рук (при вращении в правую сторону) является следующий: в начале тура левая рука со II позиции закрывается в I, правая остается на II; в заключении поворота правая рука быстро переводится в I позицию, левая отбрасывается на II позицию.

В момент degage обе руки снова раскрываются на II позицию.

Туры en dehors с degage с окончанием в большие позы

Эти туры исполняются с продвижением вперед по диагонали (в редких случаях по кругу) на 2/4 и на 1/4 каждый, приемом, описанным выше в главе "Туры en dehors с degage", но заканчиваются в больших позах (на 90°) ecartee, effacee и croisee вперед.

Тур с окончанием в большую позу ecartee вперед

Размер 2/4. Вращение в правую сторону с продвижением из точки 6 в точку 2. Исходное положение - V позиция или preparation в epaulement croise, правая нога впереди носком в пол. На первую четверть исполнить на левой ноге тур en dehors с degage, в заключение тура быстро открыть правую ногу приемом developpe в позу ecartee вперед на 90°. Одновременно руки открываются: правая на III позицию, левая на II, корпус откидывается на опорную ногу, взгляд направлен на кисть правой руки, бедра подтянуты. Во время тура правая нога сохраняет положение sur le cou-de-pied и только в заключительный момент быстро открывается в позу, в точку 2. Эта точность открывания ноги именно в точку 2, отнюдь не раньше, чем сделан тур, содействует устойчивости позы на пальцах. Руки держатся в позе крепко и неподвижно; левая рука, находящаяся на II позиции, дается слегка вперед, что также помогает устойчивости в позе.

На вторую четверть широко упасть на правую ногу на plie в направлении точки 2, левой ногой сделать degage на 45°, руки раскрыть на II позицию и оставить корпус - правым плечом в точку 2, левым в точку 6. Из этого положения делается следующий тур.

Затем эти туры разучиваются на 1/4 каждый.

При исполнении этих туров в большие позы effacee вперед, падение на plie после тура делается на efface - лицом в точку 2; в большие позы croisee вперед (если вращение в правую сторону) туры исполняются с продвижением по диагонали из точки 4 в точку 8. Но во всех случаях необходимо быстро делать тур и четко и устойчиво фиксировать большую позу на пальцах.

Туры en dedans на двух ногах (glissade en tournant)

Вращение в правую сторону с продвижением из точки 6 в точку 2.

Размер 2/4. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди, epaulement croise. За тактом проходящим движением повернуться на efface лицом в точку 2 и с demi plie сделать правой ногой скользящий шаг вперед на пальцы. Правая рука вытягивается вперед, левая в сторону, кисти в положении arabesque. Передав центр тяжести корпуса на правую ногу, тотчас подтянуть левую в V позицию на пальцы впереди правой. Одновременно берется форс левой рукой, руки соединяются в невысокой I позиции, корпус поворачивается так, чтобы левое плечо оказалось направленным в точку 2, правое в точку 6; голова и взгляд направляются через левое плечо. Не задерживаясь, на первую четверть закончить поворот лицом в точку 2, причем правая нога в заключении поворота должна быть в V позиции впереди.

Таким образом, эти туры начинаются и заканчиваются в положении efface. На вторую четверть опуститься в V позицию на demi plie, левую руку отвести на II позицию, правую оставить в I.

Повторяя движение, снова сделать шаг в точку 2, вытянуть вперед правую руку и повернуть кисти в положение arabesque. Как в начале тура, так и в его заключении плечи должны быть совершенно ровные. Шаг делается за кистью правой руки, как бы указывающей направление шага по диагонали, а впоследствии и по кругу. Ноги во время тура плотно подтянуты в V позицию (недаром эти туры имеют второе название "туры soutenu"), что имеет большое значение при ускорении темпа, а также при исполнении их на !Д каждый. Подтянутость ног, быстрые повороты головы, плеч и подтянутых бедер придают турам стремительную виртуозность.

Туры en dedans с coupe (исполняются по диагонали и по кругу)

Последовательность изучения

1. Первоначальное изучение. Размер 2/4. Вращение в правую сторону  по диагонали из точки 6 в точку 2. Как и в турах en dedans на двух  ногах, за тактом повернуть корпус  на efface, открыть правую руку вперед, левую в сторону. На первую  четверть сделать шаг вперед  на носок правой ноги в направлении  кисти правой руки; левая нога  ставится sur le cou-de-pied впереди, корпус  передается вперед на опорную  ногу и сильно подтягивается  наверх; левая рука берет форс и соединяется вместе с правой в I позиции.

Исполнить тур en dedans, отчетливо проворачиваясь на носке правой ноги. Голова и взгляд остаются направленными через левое плечо в точку 2 и в заключении тура голова и вся фигура обращены в точку 2. На вторую четверть сделать coupe, то есть упасть на plie на левую ногу, подставив ее сзади правой, правую согнуть sur le cou-de-pied (вся фигура в положении efface). Отсюда движение повторяется.

2. Законченная форма. Во время  тура нога, согнутая sur le cou-de-pied, находится  сзади опорной ноги в выворотном  и закрепленном положении. После  тура делается coupe.

Эти туры также имеют свое второе название - "туры pique", что вполне соответствует характеру их исполнения. Ногу на тур следует ставить остро, чуть сверху, как бы пикируя пол, быстро проворачиваться на носке и снова, с большим динамичным шагом вперед, исполнить следующий тур.

Все примеры туров по диагонали и по кругу, при исполнении их на 1/4 каждый, делаются на сильную музыкальную долю - на четверть; demi plie перед турами делается на слабую музыкальную долю, между четвертями.

Туры emboite en tournant (исполняются по диагонали и по кругу)

Вращение в правую сторону с продвижением из точки 6 в точку 2.

Размер 2/4. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди, epaulement croise.

За тактом сделать demi plie, открыть правую ногу в сторону на 45° (degage) в направлении точки 2 и открыть руки на II позицию. На первую четверть сделать шаг на носок правой ноги с поворотом на полтура en dedans и быстро перенести левую ногу sur le cou-de-pied вперед. Одновременно левая рука сгибается в I позицию, правая остается на II; корпус поворачивается левым плечом в точку 2, правым в точку 6; голова и взгляд направлены через левое плечо также в точку 2. На вторую четверть на том же месте (без продвижения) встать на пальцы на левую ногу, быстро перенести правую sur le cou-de-pied вперед с поворотом на полтура en dehors.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"