Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".
Если gargouillade на 2/4 делается без скользящего прыжка, то левая нога ставится в V позицию на demi plie на вторую четверть.
3. Законченная форма. Размер 2/4. Отличается от первоначальной формы тем, что первый rond de jambe начинается с V позиции demi plie сразу за тактом с прыжка, без предварительного отведения ноги на plie в сторону; в прыжке же исполняется второй rond de jambe другой ногой, то есть обе ноги делают rond de jambe en Fair в воздухе почти одновременно. На первую четверть нога скользит по полу на croisee вперед или назад (в зависимости от того, делается ли gargouillade en dehors или en dedans), ноги соединяются в скользящем прыжке; на вторую четверть движение заканчивается в V позицию на demi plie.
Gargouillade без скользящего прыжка заканчивается в V позицию на одну четверть.
Во всех случаях корпус, как и в первом примере, отклоняется от ноги, начинающей gargouillade. Положения рук можно варьировать по-разному.
Cabriole
Cabriole - одно из наиболее трудных pas классического танца, требующее хорошо выработанного прыжка, сильной спины и баллона.
Cabrioles делятся на маленькие, исполняемые на 45°, и большие, исполняемые на 90°, в позах effacee, croisee, ecartee вперед и назад, на II позицию, в I, II, III и IV arabesques.
Cabrioles на 45° делаются с
Grandes cabrioles на 90° - с coupe, с glissade, с sissonne tombee и очень редко с chasse.
Все виды cabrioles - это прыжки с одной ноги на одну, за исключением cabrioles fermees, где прыжок заканчивается в V позицию на две ноги.*
* (Cabriole fouette см. в "Grand fouette saute".)
Маленький cabriole в позу effacee вперед (первоначальное изучение). Размер 4/4. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. На первую четверть сделать demi plie, подняв вытянутую правую ногу на efface вперед на 45°; корпус больше чем в обычных позах effacee откидывается назад; левая рука в I, правая на II позиции. На вторую четверть положение сохраняется. Между второй и третьей четвертью, сохраняя позу, сделать прыжок: левая нога, напряженно вытянутая, выбрасывается к правой и ударяет ее снизу, правая нога от удара слегка вскидывается. На третью четверть левая нога возвращается на demi plie, правая сохраняет свое положение в воздухе на 45°. На четвертую четверть вытянуть колени, закрыв правую ногу в V позицию. С этого приема, не опуская ногу в V позицию, повторить подряд два, три и более cabrioles.
Точно так же изучается cabriole назад, с руками на I и II позициях или в позе маленького arabesque.
Маленький cabriole в позу croisee вперед с приема sissonne ouverte. Размер 4/4. На первую четверть - с правой ноги sissonne ouverte на 45° на croise вперед; не задерживаться на plie и на вторую четверть сделать cabriole, выбросив в прыжке вытянутую левую ногу к правой, и ударить ею правую ногу, которая слегка откидывается наверх и при возвращении левой на demi piie остается в воздухе на 45°. На третью четверть повторить cabriole. На четвертую исполнить assemble. Так же разучивается cabriole назад.
Положения рук варьируются: правая в I, левая на II позиции или левая в I, правая на II.
Маленький cabriole в позу I arabesque с приема sissonne tombee. С правой ноги сделать маленькое sissonne tombee на effacee вперед и, выбросив левую в arabesque на 45°, в прыжке ударить ее снизу вытянутой правой ногой. Силой удара левая нога слегка подкидывается наверх и при возвращении правой на demi plie остается в воздухе.
Повторить cabriole, затем исполнить assemble или pas de bourre en dehors en face с переменой ног.
Маленький cabriole fermee на II позицию с приема glissade. Размер 4/4. Исходное положение - V позиция, левая нога впереди. За тактом сделать demi plie и glissade правой ногой в сторону II позиции без перемены ног, заканчивающийся на первую четверть. Не задерживаясь, между первой и второй четвертью, правая нога выбрасывается в сторону на 45°, прыжок, левая выбрасывается к правой, ударяя ее снизу, и опускается на demi plie; правая, слегка откинутая после удара наверх, на вторую четверть подводится носком по полу (fermee) в V позицию вперед на demi plie. Отсюда движение повторяется с другой ноги.
Во время glissade руки приоткрываются в сторону и опускаются в подготовительное положение; на cabriole снизу открываются на II позицию, корпус откидывается налево, голова поворачивается налево; после cabriole, в момент fermee, правая рука одновременно с правой ногой, закрывающейся в V позицию, опускается вниз и сгибается в I позицию, левая остается на II; корпус передается к правой ноге, голова поворачивается направо.
Исполняя следующий glissade с другой ноги, опустить руки из предыдущей позы вниз и снова раскрыть их на cabriole.
Маленький cabriole с coupe. Сделать demi plie на правой ноге, левая переходит в положение sur le cou-de-pied сзади. Коротким движением подставить левую ногу на место правой на пол (как бы столкнуть правую), выбросить правую на 45° на croise или efface вперед и в прыжке исполнить cabriole.
Если cabriole делается назад, то coupe исполняется ногой, находящейся в V позиции впереди.
Grand cabriole effacee вперед с приема coupe. Размер 2/4. Preparation: левой.ногой на croisee вперед носком в пол, приоткрыв руки в невысокую I позицию. На первую четверть опустить руки вниз, сделать шаг на demi plie на левую ногу (coupe) и, оттолкнувшись от пола, между первой и второй четвертью высоко прыгнуть, выбрасывая правую ногу через I позицию в efface вперед на 90°. Руки берут форс снизу и быстро, не задерживаясь в I позиции, раскрываются: левая в III, правая - на II позицию. Корпус с ровными плечами, закрепленной спиной и бедрами откидывается назад почти в горизонтальное положение. Голова поворачивается налево. Левая вытянутая нога в прыжке выбрасывается к правой, находящейся на высоте 90°, ударяет ее снизу и на вторую четверть опускается на demi plie. Правая нога, ударом подкинутая наверх, остается на 90° и выше; корпус и руки сохраняют позу, принятую во время прыжка.
Для повторения движения можно сделать на следующие две четверти шаг назад и встать в исходное положение preparation croise вперед.
С этого же preparation можно разучивать grand cabriole в ecarte вперед, а также cabriole fermee на 90°, закрыв ногу носком по полу в V позицию.
Preparation для grand cabriole с coupe в I или II arabesque будет на croise назад правой ногой носком в пол, но вместо шага назад следует подвести ногу sur le cou-de-pied сзади к опорной, опускающейся на demi plie, сделать coupe и, выбросив левую ногу назад на 90°, исполнить cabriole.
Grand cabriole в III и IV arabesque, так же как
в I и II, могут исполняться с
Grand cabriole effacee вперед с glissade. Движение по диагонали из точки 6 в точку 2 плана класса. Preparation: croise вперед левой ногой носком в пол, руки приоткрыты в невысокой I позиции. Сделать demi plie в IV позицию и glissade вперед в точку 2 с правой ноги без перемены ног; руки раскрываются на II позицию, в заключении glissade на момент опускаются вниз и снизу берут форс для cabriole. Glissade исполняется коротким собранным движением, заканчивая его следует оттолкнуться на большой прыжок левой ногой, одновременно выбрасывая правую на 90° на efface вперед. Положение корпуса и рук такое же, как в предыдущем примере.
Для повторения cabriole с glissade несколько раз подряд в одном направлении следует соединять его с каким-нибудь маленьким pas: например сделать assemble в V позицию, закончив его правой ногой назад, и исполнить entrechat-quatre или entrechat-cinq назад или два маленьких jetes назад, делая первое маленькое jete с высоты 90° на правую, второе - на левую ногу. Из этого положения продолжать glissade-cabriole.
Grand cabriole в I arabesque c glissade. Движение по диагонали из точки 2 в точку 6 плана класса. Исходное положение - V позиция, epaulement croise, правая нога впереди. Продвигаясь наверх по диагонали, сделать левой ногой glissade в точку 6 без перемены ног в положении ecarte вперед. При окончании glissade повернуть корпус в точку 2 на efface и, оттолкнувшись правой ногой от пола, одновременно выбросить левую назад на 90° (в точку 6). Передавая корпус вперед, исполнить cabriole в I или II arabesque.
Начиная glissade, приоткрыть руки и, взяв ими снизу форс, через I позицию (не фиксируемую), в прыжке открыть в arabesque. На glissade голова повернута к левому плечу, затем следует за поворотом корпуса и поворачивается к точке 2 за правой рукой в I arabesque или через левое плечо во II arabesque. Отсюда движение повторяется.
Варианты cabrioles настолько разнообразны, что приходится ограничиваться описанием лишь основных видов и подходов к этому pas. Существует двойной cabriole, когда удар в воздухе повторяется два, а при развитой технике - три, четыре раза. Между ударами вытянутые ноги всякий раз обязательно приоткрываются.
Правила исполнения cabriole. Все виды cabrioles следует начинать с короткого трамплинного толчка от пола.
Cabrioles вперед на 45° и на 90° делаются только с прыжком наверх; cabrioles назад, после того как они выучены с прыжком наверх, исполняются с пролетом вперед во время прыжка.
Абсолютно вытянутые напряженные ноги - одно из главных правил исполнения; вялость, недотянутость коленей и ступней недопустимы.
Удар при cabriole делается опорной ногой, отталкивающейся на прыжок, по ноге, выброшенной на 45° или 90°. Снижение ноги навстречу опорной совершенно недопустимо. Удар делается глубокий, по внутренней стороне выброшенной ноги; ступни и пятки не соприкасаются. Принято говорить, что удар в cabriole делается икрами, но, если внимательно приглядеться к хорошо исполняемому cabriole, видно, что удар делается главным образом верхней частью ног (выше колен), при этом удар икрами тоже не исключается.
Все cabrioles вперед, особенно наиболее распространенные - в позах effacee, требуют ровных плеч, откинутого назад корпуса и, главное, сильно подтянутого бедра ноги, выбрасываемой на 45° или 90°. Корпус с неподтянутым боком неизбежно будет давить на опорную ногу и помешает прыжку и задержке в воздухе.
Упругость, активность рук помогают прыжку и сохраняют позу при окончании его на demi plie.
Пример комбинации на маленький cabriole. Размер 4/4, четыре такта. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди.
Первый такт. На первую четверть - с правой ноги sissonne ouverte на 45° в позу croisee вперед; на вторую - маленький cabriole; на третью - assemble; на четвертую четверть - entre-chat-quatre.
Второй такт. На первую четверть - с левой ноги sissonne ouverte на 45° в позу croisee назад; на вторую - маленький cabriole; на третью - assemble; на четвертую четверть entrechat-quatre.
Третий такт. На первую четверть - с правой ноги sissonne ouverte en tournant en dehors на 45° в позу ecartee назад; на вторую и третью четверти - два cabrioles; на четвертую - assemble, закрыв правую ногу в V позицию назад.
Четвертый такт. На первую и вторую четверти - два brises вперед в позе маленького III arabesque; на третью и четвертую четверти - три brises вперед на 1/8 каждое.
Повторить комбинацию с другой ноги, затем исполнить в обратном направлении, приняв на brisee назад маленькую позу II arabesque.
Пример комбинации с cabriole на 90°. Размер 4/4, восемь тактов. Движение по диагонали из точки 6 в точку 2. Preparation левой ногой на croisee вперед.
Первый такт. На первую и вторую четверти - с правой ноги glissade вперед в точку 2 и cabriole на 90° в позе effacee вперед; на третью и четвертую четверти - tombe (с прыжком на опорной ноге) и pas de bourree с переменой ног.
Второй такт. Повторяются движения первого такта.
Третий такт. На первую и вторую четверти - с левой ноги sissonne tombee на croise вперед и cabriole на 90° в позе III arabesque; на третью и четвертую четверти - из III arabesque grand jete en tournant в attitude croisee на правую ногу с приема sissonne coupee.
Четвертый такт. Из позы attitude croisee - большое sissonne tombe на efface вперед и pas de bourree с переменой ног в точку 8; встать на левую ногу на полупальцы в I arabesque в точку 8 и опуститься на demi plie.
Пятый такт. Движение по диагонали из точки 8 в точку 4. На первую и вторую четверти - chasse и на правую ногу cabriole fouette в позу IV arabesque; на третью и четвертую четверти - chasse и cabriole fouette на левую ногу в позу I arabesque.
Шестой такт. Шаг назад на правую ногу; шаг назад на левую и встать в preparation croise вперед, правая нога носком в пол.
Седьмой такт. На первую и вторую четверти - demi plie на правой ноге, sissonne tombee левой ногой на efface вперед и cabriole на 90° в I arabesque; на третью четверть cabriole повторяется, на четвертую четверть исполнить третий cabriole с fermee правой ногой в V позицию вперед. (Все три cabrioles делаются с продвижением вперед к точке 8.)
Восьмой такт. На первую и вторую четверти сделать с правой ноги pas chasse по прямой линии вперед, подняв руки в III позицию; на третью и четвертую четверти - releve в V позицию на полупальцы и два тура en Fair в правую сторону. Закончить в V позицию, правая нога сзади.
Эту комбинацию можно проделать и в темпе вальса - 3/4 на тридцать два такта.
Grand fouette saute
Многочисленные виды grands fouettes sautes делятся на исполняемые en face и en tournant. В средних классах они разучиваются на полупальцах в старших классах усложняются в adagio и затем изучаются в прыжках (fouette saute).
Как и большинство больших pas allegro, fouette saute делается с приемом шаг-coupe, glissade, sissonne simple, chasse; en face - в позы effacee вперед и назад и в I arabesque; en tournant - в позы croisee вперед, attitude croisee и effacee, I, II, III и IV arabesques.
Grand fouette saute en face. Размер 2/4. Preparation левой
ногой на croise вперед носком в
пол, руки приоткрыты в невысокой
I позиции. За тактом опустить
руки в подготовительное
С этого же приема исполняется другая разновидность fouette en face. После coupe на опорную ногу другая нога одновременно с прыжком выбрасывается в efface вперед на 90°, с поворотом корпуса проходит в воздухе II позицию и при возвращении на demi plie вместе с корпусом принимает положение effacee назад. Положения рук в этом fouette следующие: в прыжке - в I позиции, при повороте корпуса в efface назад рука, соответствующая ноге, выброшенной на 90°, проходит в III позицию allonge, другая рука - на II позицию allonge.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"